15 января 2013

Интервью. Сергей Сельянов: Частных денег в российском кино стало больше


Подводя итоги 2012 года в киноиндустрии, Сергей Сельянов в интервью CINEMOTION рассказал о том, какие законопроекты должно лоббировать Министерство Культуры, хватает ли в государстве институций, занимающихся поддержкой и развитием кино, а также о том, почему сегодня иностранные инвесторы не боятся вкладывать средства в российские фильмы.
На конференции, посвященной подведению итогов деятельности Фонда кино в 2011 году,  Вы говорили, что отечественный кинематограф испытывает недостаток господдержки. Изменилась ли ситуация за год?
Господдержки по-прежнему не хватает. И дело не только в объеме финансовой поддержки. Дело в том, что ресурсы используются недостаточно эффективно. Деньги нужно рассматривать как инструмент развития, а не некой социальной справедливости, не стоит стремиться раздать всем понемногу. При этом поддержка должна осуществляться не только в кинопроизводстве, а в том числе и сфере профессиональных СМИ, в образовании. Сейчас же в образовании куда заметнее частные инициативы. Например, CINEMOTION отдает много сил и энергии развитию этого направления.
Какие события в развитии кинообразования в 2012 году Вы считаете наиболее значимыми?
Одним из важнейших событий стало открытие Летней школы с американскими специалистами, организованной Ассоциацией продюсеров кино и телевидения. Как мне кажется, это одна из точек роста, и мы приложим усилия, чтобы развивать это направление. Поэтому если вернуться к теме распределения государственных ресурсов, то вот где их необходимо сосредоточить в первую очередь. Крайне важно увеличить и количество специалистов, и качество их подготовки.
Какие еще изменения в госполитике в отношении кинематографа, как Вам, кажется, необходимо провести?
Государство могло бы помочь в решении проблем кинофикации: как появления новых кинотеатров, так и модернизации уже действующих. Необходимо принять меры для повышения привлекательности российского кино для кинотеатров. Есть, конечно, идеи квотирования, но они скорее вредны. Поощрять кинотеатры к показу отечественных фильмов не кнутом, а пряником было бы гораздо целесообразнее.
Поддержка собственного кинопроизводства должна совершенствоваться. Сейчас правила немного изменились: посмотрим, как будут работать и Фонд кино, и Министерство культуры в новых обстоятельствах, пока еще рано делать какие-то выводы. Естественно, для решения многих проблем имеют большое значение не столько деньги, сколько некие административно-политические ресурсы. Я имею в виду ситуацию в интернете – борьбу с пиратством, которая должна вестись на законодательном уровне, выстраиваться и рассматриваться со всеми участниками интернет-рынка. И здесь Министерство культуры должно проявить серьезную напористость, не уступать Минсвязи  в лоббировании, а превосходить его. Опять же здесь важны не столько деньги, сколько политическая воля и энергия. Еще два вопроса, которые необходимо решить - единый билет для кинотеатров и минимизация авторских отчислений.
Как Вы расцениваете перераспределение функций и средств между Минкультом и Фондом кино?
Уточнение функций Фонда кино и Минкульта в том плане, что Фонд кино отвечает за зрительское кино, а Минкульт за все остальное, я считаю разумным. Собственно, примерно так ранее и предполагалось. Просто потребовалось время, чтобы понять, что это уточнение необходимо. Раньше лидерам запрещалось обращаться в Министерство культуры. Например, если моя компания хотела сделать авторский фильм, то обращаться в Минкульт мы не могли. А в Фонде сосредоточился действительно серьезный годовой репертуар. Получалось, что если ты в Фонде, то не подходи к Минкульту. Сейчас эта ситуация нормализована.
Сейчас основным инвестором для отечественного кинематографа является государство. Как, по Вашему мнению, вернуть частных инвесторов в кино?
Если говорить о Минкульте, то ваше утверждение, возможно, ближе к истине. Но по линии Фонда основным инвестором выступает не государство. Оно скорее выступает существенным инвестором: до 50%, но в среднем меньше 50% кинопроизводственного бюджета - из государственных денег, остальные - частные. Условно скажем, пятьдесят на пятьдесят. Это важно, так как означает, что частных денег в российском кино стало больше, чем до создания Фонда несколько лет назад. Чем у вас больше база, которая обеспечивает государственные дотации, тем больше частных денег вы можете привлечь. Например, если вам выдали десять рублей, то вы привлечете еще сколько-то рублей и либо ничего не снимете, либо снимете какую-то очень скромную картину. Если вам выдали миллион рублей, то вы можете привлечь как минимум еще столько же частных денег и делать какой-то более масштабный проект, укреплять инфраструктуру компании, производить еще больше проектов, чтобы привлекать  больше частных денег. Частные деньги привлекают крупные, конечно, по нашим меркам, компании. Если к вам приходит инвестор и понимает, что вы талантливый и работящий, но возможности ваши ограничены и штатный состав вашей компании скромный, конечно, привлечь его будет сложнее. Другими словами, укрупнение компаний чрезвычайно полезно для привлечения инвесторов.
А как повысить интерес западных инвесторов к нашему кино?
Он тоже повысился. И опять по той же самой причине. Сейчас мы на рынке выступаем уже не просителями, а как крупные игроки. И во многих проектах мы являемся лидерами. Я имею в виду, главными продюсерами в совместных проектах, и у нас есть для этого возможности. Это существенно помогает нам в привлечении западных партнеров.
Вы входите в Совет директоров «Ленфильма». Сформирована ли у Вас уже стратегия того, как вывести «Ленфильм» из кризиса?
Пичугин, директор «Ленфильма», уже принял конкретные меры, чтобы превратить убыточное предприятие в безубыточное. Сейчас студия не теряет деньги, и это действительно большой шаг, достигнутый удачными управленческими решениями. Через несколько месяцев ситуация должна еще больше улучшиться. А вот развивать студию уже сложнее. В Петербурге нужно все силы тратить на то, чтобы создавать там среду: воспитывать молодых режиссеров, продюсеров, укреплять систему образования, стремиться к тому, что через два-три года начали появляться сильные, яркие режиссеры, грамотные продюсеры, хорошие сценаристы. Они и будут обеспечивать развитие «Ленфильма». Тогда, при условии технического перевооружения, в Петербурге закипит жизнь, и все будет в порядке. 
Какие кинопроекты уходящего года Вы считаете наиболее заметными?
Хотел бы отметить документальную картину «Антон тут рядом». Очень сильный фильм. И пусть он не собрал много зрителей, тем не менее, это был полноценный прокат документального фильма. Среди других значительных событий –«Рассказы» «Орда», «Духless» и наш «Кококо». 

0 коммент.:

Отправить комментарий