13 мая 2013

Понедельник. Почему мы так редко пишем об украинском кино?

Поднимается в разговоре тема — почему на сайте Cineast так мало новостей об украинском кино? Или что-то вроде этого. Отвечаю, что на сайте нет новостей об украинском кино потому, что их вообще нет. Мне в ответ — а вот на других сайтах столько всего происходит, люди что-то снимают, какие-то короткометражки, проекты, фестивали, альманахи, молодые режиссёры, а ты, мол, говоришь, что новостей нет. И вот тут, когда рассказывают об украинских современных режиссёрах и их короткометражных фильмах, наступает момент, когда мы подходим ко второму по важности, но очень актуальному в наши дни кино-вопросу: " А кто такой — режиссёр/актёр/сценарист?". И первому по важности — " Что есть кино?".

Говорят, что в эпоху интернета снимать кино стало гораздо легче, и теперь каждый может стать режиссёром. Согласен, но с поправкой — снимать стало легче, и теперь каждый может. Слова " кино" и " режиссёр" нужно отсюда убрать. Не потому что я такой придирчивый, не люблю кино и хочу лишить молодых людей права стать режиссёром. А потому, что режиссёр — это профессия, а не образ жизни, призвание или титул. Соответственно, фильм — результат труда и творчества режиссёра и других кинематографистов. А что является профессией в капиталистическом обществе? Деятельность, которая пользуется спросом и оплачивается. Если вам платят за уборку, вы — профессиональный уборщик. А если нет, значит вы просто бесплатно моете кому-то полы. Человек, пишущий романы, и получающий гонорар за их публикацию — писатель. Человек, пишущий романы, которые никто не публикует — графоман. Так же и человек, снимающий что-то на видео, является, в лучшем случае, любителем. Я тоже снимал ролики для YouTube, но режиссёром себя не называю. Соответственно, плёнка с материалом становится фильмом, когда она выходит на кинотеатральном экране. Бывают фильмы, не вышедшие в кинотеатре, но отмеченные профессиональным сообществом — это редкость. Собственно, " Тойхтопройшов", последняя картина Киры Муратовой и этот со второй попытки попавший в прокат сборник короткометражек, и есть — всё украинское кино в 2012 году.

Если пользоваться моей терминологией, то может показаться, что я в кино записываю только блокбастерную попсу, которая занимает все кинотеатры. Потому что вкус у публики низкий, и тот, кто не потакает ему, до экрана свой фильм не донесёт и в условиях рынка не выживет. Очевидно, что в других странах не-блокбастерное кино продолжает существовать, и очень успешно, хотя там тоже — рынок. В таких случаях многие деятели кино и сочувствующие любят рассказывать о том, что государство должно и обязано поддерживать молодых и начинающих режиссёров и сценаристов, и финансировать их дебюты. И Украина пару лет даже пытается выделять на это деньги, а режиссёры успешно или не очень, но "осваивают" эти бюджеты. Опять же, считается, что такая система способна поддержать национальное кино.

Лично мне подобная ситуация напоминает Францию конца 1950-х — начала 1960-х годов. Такое же безраздельное властвование блокбастерной попсы в кинотеатрах и некий хор молодых и начинающих, которые не могут попасть в прокат со своими любительскими поделками. Но государство не дало им ни сантима. Никакой программы поддержки, никаких обещаний министров. И это естественно, ведь молодые и начинающие хотели снимать о том, как в государстве плохо живётся, о апатии общества, о войне в Алжире, о лицемерии политиков, и так далее — было бы странно, если бы государство оплачивало критику самого себя. И эти любители поступили замечательным образом — они создали во Франции сеть киноклубов, альтернативных площадок для просмотра фильмов, где могли показывать свои или зарубежные неформатные картины. Конечно, никто денег им на это не давал, и СМИ не освещали эту культурную акцию. Они годами разъезжали по стране, проводили показы на заводах и в сельских клубах, искали единомышленников и энтузиастов, боролись с техникой и собственными семьями — но они смогли. Они, эти шалопаи-любители, эти Годар, Трюффо, Шаброль и я не знаю, кто там ещё — они создали Новую волну не благодаря, а вопреки государству. Не получая финансирование, а будучи лишёнными его вообще и без всякой надежды на его появление. Но они сделали это, и перешли из разряда любителей в разряд профессионалов, причём сразу — в лучшие из лучших.

У нас в Украине нет наивных любителей и сердитого государства, а есть режиссёры и госфинансирование. Только кина у нас нет.

Денис Куклин

0 коммент.:

Отправить комментарий