05 июня 2013

Киноклуб Cineast. «Девять дней одного года». Советские 1960-е.

Своё слово в советском «оттепельном» кино неожиданно для всех и самого себя сказал и легендарный Михаил Ромм. Это был солидный и степенный автор «Лениниады» и уважаемый преподаватель, воспитавший Тарковского, Кончаловского, Шукшина, Климова (фильм которого мы посмотрели в прошлый вторник) и Панфилова (фильм которого мы посмотрим позже).

Ромм решил снять кино о популярных в те годы физиках, о производственной драме, любовном треугольнике, научно-техническом прогрессе, снять вполне понятное сюжетное кино. Но картина подчинила себе Ромма и фильм из сюжетного превратился в бессюжетный, из драматичного в философский, из повествовательного в созерцательный. Ромм совершенно отказался от музыки, он запретил сам себе использовать в монтаже вездесущие тогда «шторки» и «переходы», соединяя кадры и сцены жёстко, стык в стык. Он отказался вылепливать понятных персонажей, предоставив им быть и существовать на экране. Кроме того, что Ромм оказался «на волне» европейской «Новой волны», он приблизился одновременно к документальному и бессюжетному кино. Документалистике он посвятит оставшиеся после выхода «Девяти дней» годы жизни. А бессюжетное кино станет новым, неизведанным и непаханым для советских кинематографистов полем.

Эта работа Ромма не только реабилитировала для широких масс «вшивую интеллигенцию», тоже строящую коммунизм и тоже идущую на подвиг, но и доказала, что успехи и открытия учеников не случайны, и что учитель вполне сам говорил на их языке и шёл в ногу со временем. А время было, как вы все знаете, интересное.

11 июня, 19:30, "Bar 34" на Пушкинской, 22

0 коммент.:

Отправить комментарий