И ведь профессионалы должны были знать о неприятных последствиях. Фильм в конкурсе был заявлен заранее. Организаторы напечатали информацию в каталоге фестиваля, на сайте и включили в расписание просмотров. Потому так сложно объяснить подобную непоследовательность действий продюсера, вдруг «прозревшей», что «Шахта №8» - фильм «постановочный и несоответствующий жанру»?
Госпожу Фетисову поддерживает совладелец компании «Интерфильм» (обладающей правами на фильм на Украине) Володимир Козыр. Он написал письмо к руководству фестиваля документального кино Docudays UA. В частности в нем сказано: «Режиссер Марьяна Каат пытается любыми способами пропихнуть фильм, который является насквозь лживым, постановочным, с постановочными фактами и разыгранными мизансценами. Не имеет никого отношения к документальному кино и теме защиты прав человека. Обращаем ваше внимание, что в случае показа фильма ваш фестиваль становится пиратом и нарушителем авторского права, и будет отвечать в соответствии с международным законодательством и законами Украины». Письмо получило огласку, так как его публично прочитала в эфире телеканала ТВі член отборочной комиссии Алла Тютюннык.
Заметим со своей стороны, что высказанные упреки в адрес режиссера почему-то не мешали отправлять картину на международные кинофестивали за пределами Украины и получать там награды и хорошую прессу. Один из лучших специалистов в области документального кино, киновед и отборщик международных документальных кинофестивалей Виктория Белопольская так и не могла вспомнить за свою практику подобного случая: «Продюсеры, как правило, люди ответственные. К тому же фестиваль и владельцы фильма подписывают соглашение, нарушение которого равно пренебрежением фестивальной этикой».
О чем же фильм Марьяны Каат, что к нему бывшие партнеры считают возможным применять подобные двойные стандарты?
Главный герой документальной драмы – пятнадцатилетний Юрий. На его хрупких плечах – старшая и младшая сестренки, пьющая мама с пьющим отчимом. Единственная для него возможность заработать хоть какие-то деньги – добыча угля в нелегальных шахтах. Тут уж не до школы, хотя была мечта выучиться на повара-кондитера, но из-за пропусков Юру отчислили из училища. И в этом мужичке с детским лицом столько внутреннего достоинства, светлого начала, что у зрителя без всяких внешних режиссерских подсказок и назиданий возникает уважение к сильной личности и презрение к нынешней власти, в пылу политических страстей забывшей о собственных гражданах.
В России картина «Шахта №8» была показана неоднократно. И, например, на фестивале документального кино «Лавр 2011» фильм Марьяны Каат получил приз в номинации «Лучший полнометражный неигровой телевизионный фильм».
Познакомилась я с Марьяной Каат на международном кинофестивале «Флаэртиана» в Перми в прошлом году. «Шахта №8» жюри отметило вторым призом. И на вопрос, как режиссер из Эстонии решилась снимать на Украине, ответ услышала типичный для «Флаэртианы», раздвигающей границы географии: «Снимали совместный с украинскими партнерами фильм в Эстонии. Решили, что надо и нам отправиться на Украину. Все мы из постсоветского пространства, и потому многие проблемы схожи».
На украинских сайтах, опубликовавших информацию о снятии фильма с конкурсной программы DOCU/RIGHT, идет горячее обсуждение скандальной ситуации. И подавляющее большинство на стороне режиссера и фильма, который все желающие могут посмотреть на портале YouTube. Так что попытка запрета, да еще со стороны самих сопродюсеров, только добавила интереса к фильму. Как и позора запрещающей стороне.
Показ фильма «Шахта №8» состоялся вне фестиваля Docudays UA. В связи с категорическим запретом студии «Інтерфільм», Docudays UA был вынужден снять фильм «Шахта №8» с показа и конкурса. За час до запланированной демонстрации фильма оргкомитет фестиваля получил еще один отказ от «Інтерфільм»:
Специально для ПрофиСинема.ру информацию предоставил генеральный продюсер фестиваля Docudays UA Геннадий Кофман:
Комментирует продюсер картины Владимир Козырь:
«Мы получили письмо Фильмофонда Эстонии, в котором его руководство подтверждает наше исключительное право разрешить показ фильма на Фестивалях Docudays и Travelling Festival (кстати, это письмо в копии было направлено Марианне Каат, которая пытается любыми способами пропихнуть фильм, который является насквозь лживым, постановочным, с подтасованными фактами и «разыгранными» мизансценами и не имеет никакого отношения к документальному кино и теме защиты прав человека).
Еще раз обращаем Ваше внимание, что в случае показа фильма Ваш фестиваль становится пиратом и нарушителем авторского права и будет отвечать в соответствии с международным законодательством и законами Украины.
Еще раз обращаюсь к вашему разуму».
Оргкомитет фестиваля Docudays UA, в свою очередь, делает следующее заявление:
«Эстонский продюсер, автор и режиссер фильма Марианна Каат приняла это письма как личную обиду и унижение ее профессионализма. Она решила, что после таких обвинений она просто не может не показать фильм украинским зрителям – «Пусть украинцы сами составят свое впечатление о правдивости фильма», - сказал она. Поэтому оргкомитет фестиваля придержался законодательства и снял фильм с показа и конкурса, про что глава оргкомитета Светлана Смаль объявила зрителям. Но фильм показала сама Марианна Каат, которая не согласилась с трактовкой студии «Інтерфільм» соглашения между ней и украинским продюсером и утверждает, что «Інтерфільм» получил права только на коммерческие показы, а не на фестивальные. После показа фильма состоялась встреча зрителей с героями фильма – Юрой и Димой, которым во время фильма было 15 и 17 лет, а теперь – 18 и 20. И герои фильма, и глава Всеукраинского страйкома Константин Ильченко, который уже много лет занимается защитой трудовых прав шахтеров, подтвердили зрителям, что в фильме нет ни единого неправдивого кадра.
Надеемся, что эстонский и украинский продюсеры фильма наконец-то найдут общий язык между собой и фильм будет широко представлен в Украине».
0 коммент.:
Отправить комментарий