Режиссер «Королевства полной луны» об утрате невинности, ностальгии, культуре DVD и своей кинематографической семье.
Вчера фильмом Уэса Андерсона «Королевство полной луны» открылся 65-й Каннский фестиваль. Главный герой фильма — двенадцатилетний сирота Сэм, который сбегает из лагеря бойскаутов, чтобы воссоединиться со своей подругой, девочкой Сюзи. Ее родители (Фрэнсис Макдорманд и Билл Мюррей), местный полицейский (Брюс Уиллис), вожатый отряда (Эдвард Нортон) и его скауты отправляются на поиски беглецов.Действие происходит в 1965 году на острове, в самом конце лета (Summer's End — название мыса, на котором живет семья героини). «Королевство» — фильм об окончании детства, о потере невинности — не только для героев, но и для страны и мира (на каннской пресс-конференции кто-то сказал, что вожатый скорее всего отправится во Вьетнам). Отрочество у Андерсона уже не в первый раз (см. «Академия Рашмор», «Семейка Тененбаум») оказывается временем наибольшей потенции; быть взрослым — это значит превратиться в бывшего ребенка, который разными способами пытается вернуть себе то, что вернуть уже невозможно.
«Королевство», похоже, самая изящная постройка в андерсоновской инфантильной вселенной, и на самом деле это не история первой любви. Юные герои, чересчур зрелые для своих лет, разговаривают и ссорятся друг с другом как взрослые, причем — двойной парадокс — именно как инфантильные взрослые, охотно предъявляющие миру свои недетские неврозы. Сюзи, например, «выходит из себя», разбивает рукой зеркало и ходит с окровавленной повязкой, ее маленький брат часами слушает Перселла, Сэм рисует обнаженных девушек, курит трубку и в 12 лет всерьез собирается жениться. Не каждый способен умилиться, когда подобным образом ведут себя взрослые персонажи «Дарджилинга» или «Тененбаумов», но в случае с детьми из «Королевства» интонация, кажется, подобрана идеально (иногда тон становится настолько мрачным, что декоративный Андерсон напоминает абсурдиста Солондза).
Сразу после премьеры Уэс Андерсон рассказал OPENSPACE.RU о том, как он работал над «Королевством полной луны».
— Сами-то вы были бойскаутом?
— Нет. Я пытался — на протяжении двух недель. Потом перестал пытаться. Фильм появился скорее из моих воспоминаний об эмоциональном состоянии, в которое погружается влюбленный подросток. Фильм — это выдумка. Единственная автобиографическая деталь: я в последние годы (не в детстве) часто бывал на одном острове, где время как будто остановилось. Там нет машин, добраться можно только на пароме — вот это действительно повлияло.
Но тема повлияла на то, как мы работали: это мой самый продуманный фильм. Так тщательно мы никогда не готовились. Почти все персонажи носят униформу, следят, чтобы окружающие соблюдали правила, — это не могло на нас не отразиться.
— Действие происходит в середине шестидесятых. Что это — ностальгия по времени, в котором вы не жили?
— Я не настолько погружен в ностальгию, как принято думать. Мне не кажется, что в детстве я был счастливее — скорее сейчас, когда снимаю кино. Точно лучше, чем ходить в школу. Я считаю «Королевство» комедией, но печальной комедией.
— Тем не менее действие ваших фильмов всегда происходит или в прошлом, или в каком-то условном времени…
— Да. Но причина, по которой я выбрал 1965 год, — ощущение конца прекрасной эпохи. Потеря невинности.
— Конец лета.
— Да, точно.
— Для ваших героев это последнее лето детства, но они кажутся более мудрыми, чем взрослые.
— В «Королевстве» дети (в отличие от взрослых) прекрасно знают, чего хотят. И не позволят никому помешать.
— Почему вы все время снимаете одних и тех же актеров?
— Это мои любимые актеры. Я просто люблю видеть их на экране. Эдвард Нортон и Тильда Суинтон снялись у меня в первый раз, но мы много лет вели переговоры. Эдвард вообще очень помог — стал одним из продюсеров. Фрэнсис Макдорманд — моя старая приятельница. Брюс Уиллис… Просто хотелось снять его в роли полицейского — такого, одинокого и уязвимого. С Мюрреем мы, кажется, шестой фильм сделали вместе, но этот раз был самым прекрасным. Его присутствие преображает все вокруг.
— Вы вчера сказали на пресс-конференции, что все время работаете с одними и теми же людьми, не только актерами. К дизайнерам это тоже относится. Насколько предметный мир зависит от них? Или вы его полностью контролируете?
— Это очень тесное сотрудничество. Я работаю с Адамом Штокхаузеном, он был арт-директором на «Дарджилинге», построил тот самый поезд. Мы вместе ищем источники вдохновения.
— На вас как-то повлиял опыт в анимации, работа над «Бесподобным мистером Фоксом»?
— Работа с аниматорами на самом деле похожа на работу с актерами — каждый привносит в фильм что-то от себя. Но в мультипликации не бывает этих мгновений чистого безумия, которое сопровождает начало съемочного процесса в игровом кино.
«Фокс» повлияла на меня, да. Мы, например, для «Королевства» сделали анимированный стори-борд — раньше такого не было. И декорации выглядят так, как будто они нарисованы.
— Соавтор сценария «Королевства» — Роман Коппола. Как вы работали?
— Я просто попросил его о помощи — очень долго возился с текстом, он был чем-то вроде скрипт-доктора. Я сейчас новый сценарий пишу, но, думаю, раньше чем через год не закончу — все время что-то меняется.
— О чем он?
— Это вроде как секрет. Могу сказать только, что хочу снимать в Европе. Не обязательно во Франции, просто мне здесь нравится находиться.
— Вы начинали в 1990-е, в эпоху DVD, и именно этот формат — отчасти причина вашего успеха: «Тененбаумы» стали хитом с закадровым комментарием, в котором вы объясняли, как личный опыт повлиял на фильм. Сейчас эта культура уходит — не жалко?
— Все так. Действительно, все, что вы видите в моих фильмах, так или иначе связано с личным опытом, с какими-то конкретными людьми. И да — формат DVD сыграл для меня важную роль. Сейчас, скачивая фильмы в интернете или просматривая потоковое видео, вы эти бонусные опции не получаете, но я не думаю, что сама культура режиссерского комментария, расширения зрительского опыта, исчезнет. Наверняка придумают для нее какую-то технологию.
Openspace.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий