Текст: Наталия Бутакова
С тех пор, как во главе «Ленфильма» встали известные кинематографисты: Федор Бондарчук – председатель совета директоров – и новый генеральный директор Эдуард Пичугин – создатель сетей «Кронверк Синема» и «КИНО СИТИ» - прошло чуть больше месяца. За это время на киностудии успели осушить подвалы, очистить стоки канализации, убрать мусор, вывести всех комаров и тараканов. Хотя, нет, один 10-сантиметровый Захар до сих пор бегает по коридорам «Ленфильма» и уже стал местной звездой. И тут возникает очевидный вопрос – а что же дальше? С этим вопросом мы обратились к идеологу концепции возрождения «Ленфильма» Эдуарду Пичугину. Кандидат экономических наук, автор диссертации «Управление денежными потоками предприятий кинопроката» и новый глава старейшей в России киностудии рассказал о том, как «Ленфильм» можно превратить в русский Голливуд, и когда в павильоны приедут работать звезды мирового кинематографа.
Господин Месхиев в одном из недавних интервью назвал «Ленфильм» коровой, от которой каждый отрезал себе по куску мяса и совершенно непонятно, как она вообще до сих пор жива. Скажите, почему Вас заинтересовало это «погибающее животное»?
Наверное, потому что я никогда не смотрел на «Ленфильм» как на корову. Для меня «Ленфильм» – неотъемлемая часть Ленинграда, Петербурга. Я помню себя курсантом академии Можайского, когда мы бегали на Петроградскую сторону в кинотеатр «Великан». Для меня Ленфильм даже не столько часть истории, это некое святое место. И сама мысль о том, что я могу к этому прикоснуться, завораживала. Я никогда не мог подумать и представить, что мне придется руководить, да еще в такой ответственный для студии момент. Выводить её из этого состояния – важная миссия.
«Ленфильм» во всех отношениях стратегически важный для города и страны объект, но сегодня мало из петербуржцев, проходя мимо, вспоминает, что здесь снималась «Синяя птица» или «Золушка». Как вернуть горожанам память и веру в возможности студии?
У нас уже давно возникла идея создания в этом пространстве, включая Александровский парк, культурного кластера. Я с этой идеей давно приходил и к руководителям, к начальникам страны, и к правительству. Стучался и предлагал: давайте сделаем Александровский парк местом жизни и отдыха горожан.
Сам главный корпус, который выходит фасадом на Каменноостровский проспект, все проезжают мимо и никто не вспоминает, что это «Ленфильм». На 1 этаже последние 20 лет располагался банк, а сбоку здание выглядит жилым домом. Сейчас наши планы связаны с тем, чтобы во всех смыслах вернуть городу «Ленфильм».
И вы начали с генеральной уборки?
Первое, что захотелось сделать, это отремонтировать канализацию, ливневые стоки, срезать ненужные ржавые щиты и поставить ограду. Мы сразу же кинулись в архивы, нашли образцы чертежей, как эта ограда выглядела, и сейчас согласовываем проект с городом.
Когда мы только взялись за дело, не было ни одного места, на которое можно было бы опереться, ни одного твердого живого участка. Все настолько рассыпалось от междувластия и бесхозности, все пришло в упадок. Некоторые цеха даже были ликвидированы. Ты идешь по коридору, и тебе говорят: здесь когда-то был швейный цех, а здесь когда-то работали гримеры. И даже в цеху пост-продакшена с графикой и картинкой некому работать. Последние сотрудники уволились полтора года назад.
Единственное, что смогли сохранить – это реквизит: игровой транспорт, оружие. Но и этими раритетами тоже надо заниматься, каталогизировать.
В коридорах «Ленфильма» мы, тем не менее, встретили много новых молодых лиц.
Для начала мы собрали команду из 25 человек, во всех направлениях: от юристов до непосредственно специалистов кинопроизводства. Моя работа в том числе заключается еще и в том, чтобы ездить по Москве и возвращать специалистов. Мне удалось уговорить одного из известных спецов, фамилию пока называть не буду, он работал в самой современной московской студии, уехал из Петербурга год назад, женился, сейчас трудится над картиной. Но мне удалось его уговорить вернуться на «Ленфильм».
Сейчас все стараются уйти на аутсорсинг, брать работников со стороны на конкретные проекты, а вы решили наоборот создать команду?
Недавно мы разместили объявление и за неделю получили около тысячи заявок от людей, желающих работать на «Ленфильме». Мы сразу поставили условие, что заключаем пятилетний контракт, но вначале ребят отправим учиться за границу. Мы уже договорились с Канадой, Англией о бесплатных курсах и стажировке. Сейчас у меня намечена поездка в Америку как раз, чтобы договориться об условиях там. Потом ребята смогут вернуться и работать на самом современном оборудовании не как фрилансеры или через индивидуальные предпринимательства, а действительно непрерывно обеспечивать создание кинопроизводства.
Когда студия находилась в состоянии самовыживания, все цеха и подразделения стали работать по хозрасчетному методу. На тот момент эта практика была оправдана. Каждый цех сам осметчивал, сам договаривался о расценках. Первое что мы сделали – ликвидировали все это, создали единую коммерческую службу, где все предельно прозрачно и можно начинать начать продавать свои услуги.
То есть Вы перешли на рыночные отношения?
Вот приходит к нам продюсер или режиссер, выбирает костюмы, реквизит. Мы ему говорим, что если вы одновременно возьмете павильон и ЦДТС (цех декоративно-технических сооружений – прим. Н.Б.) будет скидка. А если еще встанешь к нам на пост-продакшен и озвучание – еще больше будет скидка. Это нормальные рыночные механизмы и они позволят между цехами и подразделениями организовать кросс-промоушен.
А что с деньгами?
Пока мы занимаемся теми вещами, которые можно сделать без инвестиций, без существенных вливаний, у нас еще только оформляется решение об открытии кредитной линии в банке и получении госгарантии. А пока нет ни рубля помощи, ни дотаций, ни субсидий. Стараемся своими силами спасать студию.
Каждый день как подвиг. Без выходных, на сон мало времени остается. Вечером ты заканчиваешь какие-то оперативные дела, и рабочий день начинается в Америке. Приходится звонить в Лос-Анджелес. В этой грядущей рабочей поездке я хочу подписать контракт и привести на студию очень сильный проект, связанный со временем Екатерины Второй. И с очень знаменитой звездой. Принципиальные договоренности уже достигнуты, сценарий будет создаваться 4-5 месяцев, а затем подготовительный период. И мы ждем, что уже в следующем году коллеги приедут к нам работать на студию, и это будет выход «Ленфильма» в международное пространство.
То есть вы не будете ждать, пока система заработает целиком?
Мы все делаем одновременно и параллельно. Гримеров мы уже вернули, заканчиваем создание швейного цеха. Это небольшие вложения, небольшие ремонтные работы, но, что главное, мы получили талантливые руки.
Много занимаемся игровым транспортом. Пиротехники сейчас остались без заказов, хотя это вообще нонсенс. Все что можем, мы ставим на ноги, получаем лицензии.
А что с проектом «Ленфильм открывает двери»?
Здание, в котором располагается главный вход, фактически не используется в производстве, там заброшенные помещения. Небольшой косметический ремонт – и мы целый этаж превращаем в музей. Слава Богу, есть что выставить. На третьем этаже будет кинокафе и кинозал из конференц-зала – это то, что мы сможем сделать в ближайшие месяцы. Директорский гараж превращаем в экспозиционное пространство. Там будут стоять 6 ретро-автомобилей, игровой транспорт. Это будет интересно и для детей, и для взрослых. Оформлен «Ленфильм» со всех сторон будет как «Ленфильм», весь квартал мы хотим превратить в популярное кинематографическое место.
Вообще, уникальная особенность «Ленфильма» и его главное конкурентное преимущество – это расположение. Все известные мировые киностудии находятся за городом: в Лос-Анджелесе, в Москве «Главкино» открыли на 7-м километре Рижского шоссе.
Но разве то, что «Ленфильм» располагается в историческом центре, не уменьшает спектр его технических, а значит и творческих возможностей?
Некоторые павильоны действительно не такие просторные, под высокие декорации они не подойдут, но для этого у нас есть улица Тамбасова в Сосновой поляне. Мы создаем там огромный павильон, а в планах реконструкция еще двух старых павильонов 20-ти метровой высоты. По 1500 кв. метров каждый. Они замкнут цепочку производственной необходимости и «Ленфильм», когда он полностью воссоздаст все цеха пост-продакшена, действительно станет мирового уровня студией, на которую интересно приехать.
Есть информация о том, что помимо санитарно-технических работ, вы много усилий тратите на создание единой электронной базы реквизита. На «Ленфильме» ведь до сих пор сохранилась колоссальная коллекция антикварных вещей, достойных лучших музейных полок?
350 тысяч единиц хранения – это что такое? Это не просто набор антикварных вещей, это качество нашей картинки. Сегодня на вооружении у кинематографистов и глубокое стерео, и ЗD, и imax-технологии. При таком качестве разрешения картинки на втором плане, на дальнем плане зритель на корешке книги может прочитать её название. Из-за глубины резкости и четкости видна и вся фактура мебели. Та же антикварная мебель 19 века, которая у нас есть, представляет собой удивительные экспонаты. Это то, что большевики экспроприировали из интерьеров дворцов и поместий. Часть предметов была аристократов перешла в Эрмитаж, Русский музей, остальное попало на «Ленфильм».
Возвращаясь к кадровым вопросам, скажите что будет представлять собой сотрудничество киностудии и петербургского университета кино и телевидения?
Сегодня мы договорились об эксклюзиве, университет кино и телевидения все свои плановые работы будет проводить на студиях «Ленфильма». А мы со своей стороны выделили 2 этажа 10 корпуса, где делаем классы, просмотровые, мастерские и где наши метры будут делиться опытом. Там же мы собираемся открывать курсы по подготовке второго состава.
Понятно, что говорить о сроках бессмысленно. Возрождение такой «махины» - непредсказуемый процесс. Но все-таки, каким Вы видите «Ленфильм» через … лет?
Я вижу студию, которая будет легко конкурировать с любыми фрилансерами, маленькими студиями. Мы приобретаем самое современное, самое востребованное оборудование, которое себе может позволить только кинофабрика, а не частное производство, и конечно, приобретаем талантливые умы, которые научатся на нем работать. И совсем скоро все это и будет составлять основу нового «Ленфильма».
0 коммент.:
Отправить комментарий