25 марта 2013

О сериалах. Мы действительно не хотим, чтобы «Игра престолов» растянулась на 10 сезонов ("io9", США)

Игра престолов, Game of Thrones

В статье присутствуют незначительные спойлеры.

Это невероятное чудо, что сериал «Игра престолов» вообще стал популярным. На самом деле мы воспринимаем как должное то, что он совершенно потрясающий, за исключением нескольких неудачных моментов, однако экранизация эпического фантастического романа Джорджа Мартина (George R.R. Martin) изначально была связана с серьезным риском – огромное число персонажей, невероятно сложная предыстория, ультрамрачное и жестокое повествование. Если помните, основная линия сюжета первого сезона разворачивалась вокруг поисков того, кто отравил парня, которого мы ни разу не видели, и аудитории приходилось лишь догадываться, почему это так важно.

Между тем, экранизация растянутого опуса Джорджа Мартина отныне будет становиться все более трудоемким процессом, и единственным решением здесь должна стать жестокость. Второстепенные сюжетные линии необходимо будет отбросить, некоторые образы придется объединить, эволюцию некоторых персонажей - усилить и так далее.

В первую очередь, авторам сериала придется приложить массу усилий, чтобы сохранять последовательность и логику повествования в каждой последующем сезоне.

Я очень рада, что Д.Б. Вайсс (D.B. Weiss) и Дэвид Бениофф (David Benioff) не позволили успеху своего сериала внушить им ощущение неуязвимости или уверенности, что они теперь могут ехать верхом на этом звере в течение 10 лет. Хотя некоторые поклонники книг хотят, чтобы в экранизации нашли отражение даже мельчайшие детали романов Мартина, результат такого подхода станет невозможно смотреть уже в середине «Пира воронов», четвертого тома эпопеи Мартина. Даже «Буре мечей» придется пожертвовать частью своего содержания.

Прежде чем мы продолжим, необходимо учесть несколько ключевых факторов.

1) Со временем любое телевизионное шоу постепенно истощается. Мы уже говорили об этом некоторое время назад, и некоторые называли «M*A*S*H» и ряд других сериалов в качестве контр-примеров. («Доктор Кто» на самом деле нельзя считать контр-примером из-за полной смены актерского состава и съемочной группы каждые несколько сезонов.) Однако в большинстве случаев восемь-девять лет – это довольно долгий срок для сериала, даже для такого, который выходит короткими сезонами. Актеры уходят, и им приходится искать замену, сценаристы выдыхаются, пик популярности остается в прошлом. Будет довольно трудно представить себе, что девятый сезон «Игры престолов» все еще будет таким же популярным как первые сезоны.

2) Первые две книги «Песни льда и огня» являются самыми захватывающими. Многие считают, что «Пир воронов» немного затянут, однако, честно говоря, «Буря мечей» и «Танец с драконами» тоже читаются довольно тяжело. С каждой последующей книгой после «Битвы королей» число персонажей продолжает расти, точно также как и число эпизодов, где какой-нибудь персонаж становится свидетелем злодеяния или вынужден принимать сложное решение. Основной сюжет – вместе с линиями «Нед Старк ведет расследование» и «два брата Роберта боролись за престол, что стало причиной великой битвы» - отходит на второй план в последующих книгах, в которых основное внимание уделяется развитию побочных сюжетных линий и непрекращающимся волнениям. Мне очень нравятся последующие книги, даже несмотря на несколько затянутых эпизодов в «Пире воронов», однако они все равно кажутся лишь промежуточным звеном в масштабном повествовании – неопределенным и не слишком законченным. Это результат труда человека, который уже завоевал любовь аудитории.

В первых двух сезонах «Игры престолов» авторы сериала приняли решение несколько изменить содержание книг Мартина, в том числе вывести на первый план таких персонажей как Марджери Тайрелл (Margaery Tyrell), что может принести свои плоды, когда авторы сериала доберутся до «Пира воронов». Кроме того некоторые события, связанные с Мартином, развиваются во втором сезоне несколько быстрее чем в книге: Джейми Лэннистер (Jaime Lannister) выходит из тюрьмы раньше, чем это происходит в книге, кроме того в фильме мы уже наблюдаем за развитием романа и свадьбой Робба Старка, вместо того чтобы узнать о них через год. И такое сжатие сюжета ради перехода к самой сути будет иметь еще большее значение в следующих сезонах сериала.

Нам уже известно, что третий сезон будет соответствовать приблизительно первой половине «Бури мечей», и читатели уже догадались, какая величайшая трагедия станет центральным событием третьего сезона и что она будет сравнима по силе с прошлогодней битвой и казнью Неда Старка в первом сезоне. Это значит, что четвертый сезон будет снят по второй половине «Битвы мечей» и, если авторы сериала останутся верными себе, будет включать некоторые эпизоды «Пира воронов» и «Танца с драконами».

Поскольку большая часть событий «Пира воронов» и «Танца с драконами» происходят одновременно, можно предположить, что авторы сериала постараются сплести события этих двух книг вместе, чтобы снять пятый сезон и, вероятно, даже часть шестого.

В «Пире воронов» и «Танце с драконами» - особенно если рассматривать их как единое масштабное произведение – мне особенно нравится то, как в них решаются проблемы управления: не вдаваясь в подробности, могу сказать, что в этих томах некоторые люди, которые ранее захватили власть, сталкиваются с проблемами, когда начинают управлять своими народами. То, что выглядит невероятно захватывающим на страницах книги, может оказаться ночным кошмаров для тех людей, которые будут работать над экранизацией. Там будут и банковские кризисы, и неидеальные компромиссы, и проблемы с конституцией, и столкновения между церковью и государством.

Авторы «Игры престолов» не просто успешно делают бизнес на основе модели «масштабной саги, в рамках которой значительные события происходят каждый год». Уверена, что этот сериал можно было бы уместить в один сезон, в котором на первый план вышли бы побочные события более личного характера, а выдвижение таких второстепенных персонажей как Марджери и Пайцелль означает, что у авторов сериала есть возможность достроить сюжетные линии, которые не были до конца разработаны в «Пире воронов» и в «Танце с драконами». Однако существует еще вопрос импульса и отсроченного вознаграждения: сколько еще зрители готовы ждать, чтобы увидеть, как драконы доберутся до Вестероса или как зомби минуют Стену? Мы хотим увидеть, как драконы и зомби окажутся в Вестеросе, то есть то, что нам обещали еще в первом сезоне.
Драконы и зомби в Семи королевствах – это здорово. Если они доберутся туда только, скажем, к девятому сезону, то зрители начнут возмущаться.

Я просто не хочу видеть, как «Игра престолов» будет постепенно терять свою популярность – будь то из-за нормальной телевизионной энтропии или из-за того, что богатый множеством событий сюжет последующих книг будет слишком буквально переноситься на экран. Мне бы хотелось, чтобы этот сериал длился семь-восемь сезонов и завершился на высокой ноте.

Разумеется, это потребует от Мартина завершить свой последний том «Мечта весны» к 2018 году. Или сценаристам придется придумать свое собственное окончание эпопеи на основании того, о чем Мартин писал в предыдущих частях. Честно говоря, меня устроили бы оба варианта, особенно если Мартин будет принимать в этом непосредственное участие.

Тем не менее, еще раз повторюсь: я рада, что продюсеры понимают, что 10 сезонов – это уже слишком и уже ищут способы, как этого избежать. Это дает мне надежду и согревает меня в преддверии неизбежного наступления зимы.

ИноСМИ

0 коммент.:

Отправить комментарий