18 января 2012

Рецензия на фильм Девушка с татуировкой дракона от киноУХО

Фильм снял очень хороший режиссер Дэвид Финчер. Преступления полувековой давности в одной из самых высокопоставленных семей Швеции расследуют известный журналист и уникальная девушка-хакер. Фильм у Финчера получился, как всегда, очень хороший. Для американской аудитории. Которая физически не умеет смотреть не-американские фильмы. Поэтому лишена была удовольствия посмотреть прошлогодний родной скандинавский проект под таким же названием.

А мы его видели. Видели совсем недавно, поэтому не сравнивать невозможно. Голливудцы просто заменили актеров, сохранив, по возможности, чуть ли не последовательность кадров. Антураж, атмосфера, интерьеры, натура – все в фильме Финчера практически воспроизводит шведский оригинал. И очень трудно словами описать, в чем же разница.

Фильм Финчера, (этого режиссера мы знаем по ярким и запоминающимся работам: "Игра", "Бойцовский клуб", "Семь", "Социальная сеть | The Social Network", "Загадочная история Бэнджамина Баттона | The Curious Case of Benjamin Button"), – сильный, интересный, местами страшный, с отвратительными сценами насилия и с удивительной девушкой в главной роли.

Теми же словами можно описать и шведский фильм "Девушка с татуировкой дракона | Man som hatar kvinnor"– его снял режиссер Нильс Арден Оплев. Но в том фильме были загадочность, таинственность, волшебство. Загадочная шведская душа? Может быть. За очень яркой, напряженной, интересной детективной интригой шведы – актеры, режиссер – видели, играли, снимали и донесли до зрителя – нечто большее. Весть о своей стране, о своей истории.

Вслед за автором литературного первоисточника, безвременно ушедшим Стигом Ларссоном - журналистом, писателем, левым активистом, для которого сам проект «Миллениум», (роман "Мужчины, которые ненавидят женщин", ставший основой для фильма - первая часть "Миллениума") - был и очень личным, и очень общественным одновременно. Стиг Ларсен был человек, болеющий за свою страну. За свою родную Швецию. На которую все мы, со стороны, глядим с нескрываемой завистью. А он за нее болел. И видел ее болезни, что ли.

И написал о них роман, трилогию, «Миллениум». А собирался – десятитомник написать. Не успел. Успел – только три. (Все три экранизированы: есть еще «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки».) Так вот первая часть шведской экранизации выходила за рамки просто очень хорошего детектива. Была чем-то бОльшим.

А американский фильм Дэвида Финчера «Девушка с татуировкой дракона» - просто очень крепкий детектив. Очень хорошо снятое кино. Безо всяких дополнительных вестей о какой-то там посторонней Швеции. Вот что: в шведском фильме Швеция была как будто еще одним, и очень даже важным, собирательным действующим лицом. А здесь, у Финчера – только место действия. Не слишком даже экзотическое.

Правда, главное сделать Финчеру удалось – найти девушку, актрису на главную роль, Лисбет Саландер. Это – уникальная женская роль. Девушка очень молодая, очень странная, с трудной судьбой и с уникальными способностями, бесстрашная и аутичная. Жертва и карающий меч в одном флаконе.

Казалось, после шведской актрисы, Нуми Рапас, браться за эту роль бессмысленно – слишком высока планка, с которой любую другую исполнительницу будут сравнивать.

Но – в Голливуде можно найти актера на любую роль. Нужно только хорошо поискать. Нашли и новую, американскую Лисбет Саландер – с таким же, кстати, странным и трудно произносимым именем – Руни Мара.


И Руни с ролью Лисбет справилась ничуть не хуже, чем Нуми. В американском фильме Лисбет немного другая – помягче, и ее исключительная, прямо-таки ненормальная одаренность проступает не так ярко, как в книге - и в шведском фильме. Но все равно впечатление девушка производит чрезвычайно сильное.

Руни Мару номинировали за эту роль на Золотой Глобус. Но Глобуса не дали. Дали - Мерил Стрип. Как всегда. Хотя приз дают за лучшую женскую РОЛЬ. А роль Лисбет Саландер - ясное дело, требует от актрисы гораздо больше разнообразных актерских навыков, чем роль Железной Леди. Жаль.

А вот главный герой, Микаэл Блюмквист…
В Голливуде эту роль отдали Дэниэлу Крэйгу. Но за Крэйгом, куда бы он теперь ни шел, тянется мощный шлейф его самой раскрученной роли - Джеймса Бонда. Так что в фильме "Девушка с татуировкой дракона" до конца и не удается увидеть Блюмквиста – все время выглядывает Агент 007.
Слишком подтянутый, слишком нарядный, приглаженный, ухоженный, спортивный. Слишком – для обычного человека, журналиста.

А в книге он – альтер-эго автора: писатель и журналист, занимающийся расследованиями. Борец за справедливость, но вовсе не супергерой. В шведском фильме его сыграл Микаэл Нюквист – и эта роль вывела актера на мировой уровень.

Только что он предстал перед нами в роли главного злодея в последней серии «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». В голливудских фильмах Нюквист пока не обрел той органичности, предельной естественности – и человечности, которыми он очень запомнился в том, шведском фильме. Очень интересный, умный, добрый, глубокий, но – человек, а не супермен.

А вот кто блеснул в фильме, совершенно на своем шведском месте – так это Стеллан Скарсгард.

До сих пор самый известный современный шведский актер в мировом кино, в последний раз мы видели его летом в «Меланхолии» у Ларса фон Триера, а здесь он сыграл одного из самых важных персонажей… Так здорово сыграл, что даже обидно стало – почему ему не отдали главную мужскую роль? Ну, понятно почему: американцы больше любят своего англоязычного Крэйга.

Но Крэйг слишком много играет в Голливуде, и в нем слишком мало осталось человеческого. А вообще фильм захватывающий и очень профессиональный. Но это – не исчерпывающая версия. И если вы – не американец, то посмотрите потом шведский вариант. А если еще сохранили навыки чтения – то и прочитайте книгу. Если нет – вы многого лишаетесь!


0 коммент.:

Отправить комментарий