01 марта 2013

Рецензия на фильм «Хичкок»

Я обеими руками за шизуху в биографических фильмах! О тех или иных событиях в жизни властителей дум можно узнать из Википедии, количество любовников Екатерины Второй скрупулезно подсчитано, типичный рабочий день Диснея описан до мелочей... Но ведь самое интересное это влезть в голову гения — хоть на пять минут представить, что чувствовал Скотт Фицджеральд на крыше такси или из какой разноцветной каши в мозгу Хантера Томпсона выпрыгивали его пугающе-уродливые, но блестящие сатирические метафоры. Интересно же — как Это им приходит в голову! К моей огромной радости в фильме Саши Джерваси шизуха есть! Еще бы! Как не влезть в голову человека, который научился сам и других научил пугать людей до чертиков с помощью огромной белой стены и проектора.

Это благодаря Великому и Ужасному Хичкоку мы ерзаем на сиденьи в кино и кричим «Дура, обернись!» очередной классической блондинке, которую вот-вот назидательно покромсают на куски... Это его глазами мы видим себя, тупящего на углу у обшарпанного дома, и его, Хичкока, рука касается нас в темноте в самый неожиданный момент!

Совсем не он ввел выражение «саспенс» в теорию кино и не он придумал эти приемы, но он построил на них карьеру, подробно описал и даже возвел в культ все эти кино- фишки, штучки, приколы, шорохи, жуткую музычку... Если вам тревожно и вы верите в помешательство экранного психа — то наверняка режиссер того, что вы смотрите если не жрец, то последователь культа Хичкока.

Внутренний мир Альфреда Хичкока в фильме «Хичкок» — это сплошной саспенс. В его голове живут убийцы, в офисе сплошь улики несуществующих преступлений, близкие люди что-то замышляют, блондинки холодны, неприступны, но хрупки и бестолковы как изящные дизайнерские финтиклюшки, мир полон врагов, а бассейн около дома и пол в ванной — тайн и порочных смыслов. А еще представьте, что за килограммами грима скрывается ни кто иной как любимый людоед всех времен и народов Ганнибал Лектор и это совсем не совпадение... Прицепом идет фетишистская любовь к эпохе — костюмы, прически, маникюр, наклоны головы и манера курить так как курили в 1960-м — это настоящий киноманский кайф... Но!

Но к середине фильма чувствуется совершенно обидный уход от «шизухи» в мелодраму, причем на пустом месте. И вот перед вами уже не гений саспенса, заложивший дом потому, что «...так хочется снять кино...», а старикан, что еще мальчишкой был толстым, оттого с кучей комплексов, подозревающий свою миниатюрную и эффектную даже в 60 лет жену в измене. Хелен Миррен, играющая Альму Ревилль — обаятельна, умна, иронична, ах, не побоюсь сказать это — сексуальна (посмотрите — поймете, что со времен ее съемок в «Калигуле» мало что изменилось!), она устала нести крест жены гения, она снова хочет быть желанной, хочет быть женщиной...

Меня пугает этот уход Голливуда от диктатуры мужчин с пистолетом и сигаретой, которых с истинного пути не собьешь даже лучом со «Звезды смерти» к женским мучениям с бесконечными размышлениями что ей в жизни надо, загадочным «саморазвитием» и прочим «еде, молитвам и любви...» Я хочу, чтобы гений творил, потому, что он гений, а не потому, что без женщины он тряпка. А Великий кино-тиран Хичкок тут даже смонтировать сцену убийства в ванной без жены не смог!

Мелодраматизм «Хичкока» мне показался навязчивым, однако уже дома я прочитал историю жизни и любви Альфреда Хичкока и Альмы Ревилль и немного расслабился. Даже был восхищен! Литератор и биограф мастера Джон Расселл Тейлор пишет так: «Альма сначала добилась более высокого положения, чем Хичкок, и лишь когда он стал помощником режиссера — то пригласил ее на свидание. Она всю жизнь была абсолютно независима и непредсказуема, из-за этого он ее любил и боялся. Это выглядело весьма необычно, будто воробей командует слоном...» Брак Альфреда и Альмы продлился с 1926 до смерти режиссера в 1980-м. 54 года! Да, мужики, так бывает...

Фильм требователен к зрителю — нужно знать и, наверное, любить фильмы Хичкока, если вы не видели «Незнакомцев в поезде», «Птиц», «Окна во двор» вам будет скучновато. А уж если вы не смотрели «Психо» — то даже не поймете вокруг чего вся суета!

Чудовищно хорош Энтони Хопкинс, повторюсь, что неувядающе-обворожительна Хелен Миррен, обреченно-привлекательна Скарлетт Йохансен в роли Джанет Ли, инфернально похож то ли на Энтони Перкинса то ли на самого Нормана Бейтса, совсем недавно блеснувший в «Облачном атласе» — британский актер Джеймс Д’Арси.

Красивая, ироничная, внимательная к деталям и деталькам эпохи, немного сентиментальная и немного с «шизухой» постановка. Франсуа Трюффо сказал, что «Хичкок и есть кино!» Потому если любите кино как КИНО, хотите заглянуть в бездонный мрак души гения или даже в такие же бездонные и озорные глаза Скарлетт Йохансен — идите на «Хичкока»!

Для киноманов сцена когда великий режиссер мечтает о «свободе как в начале карьеры» и сцена где Хичкок дирижирует зрителями — ... кинооргазм!

Владимир Москалин

0 коммент.:

Отправить комментарий