17 мая 2012

Кино без кинопленки: ура или увы?


С изобретения катушечной пленки 125 лет тому назад началась история кинематографа. И вот эпоха аналоговой пленки подходит к концу, ее заменяет цифровая технология. Прогресс?
Подняв с пола бобину 35-миллиметровой пленки, Оливер Хаушке (Oliver Hauschke) укладывает его на платтер — специальное устройство для подачи пленки в кинопроектор. Потом протягивает пленку через валики и ролики. Оглушительно рокочет проектор, в темноту устремляется свет от лампы мощностью 2500 Ватт.
«Треск, как от мотора старой малолитражки», — жалуется киномеханик. Но опыт помогает ему по этому звуку различать, все ли в порядке. Оливер Хаушке смотрит в «бойницу» на киноэкран: надо чуть-чуть увеличить резкость. В зале рождается магия кино...

Аналоговый рокот
Оливер Хаушке работает киномехаником уже пятнадцать лет. Ежедневно он крутит больше десятка фильмов. Работа нелегкая. «Отдельные части кинопленки надо сначала склеить в один рулон, — объясняет Оливер. — Уже одно это занимает около часа времени». Впрочем, грядут (или уже настали!) новые времена. Аналоговую технику вытесняют цифровые кинопроекторы. В кинотеатре артхаусного фильма «Cinenova», где работает Оливер Хаушке, новые технологии появились недавно. Вручную делать ничего не надо. Это большое облегчение для киномеханика.
Киномеханик Николь Вегнер
Киномеханик Николь Вегнер
Киномеханик Николь Вегнер
А вот Николь Вегнер (Nicole Wegner) скептически относится к «цифре». Исчезновение кинопленки для нее, кинорежиссера, подрабатывающего киномехаником, — трагедия.
«Мне нравится слушать, как рокочет пленочный проектор, смотреть, как нагревается лампа, — признается Николь. — С новой техникой работа киномеханика уже не доставляет такого удовольствия, как раньше».

Цифровой кинопроектор обеспечивает демонстрацию фильма не с пленки, а с жестких дисков или видеосервера. Вместо пленки — файл. Киномеханик лишь нажимает на кнопку «старт», все остальное происходит автоматически: раздвигается занавес, закрывающий экран, выключается свет в зале, открывается кадровое окно, начинается фильм, а потом все в обратной последовательности. «У киномехаников раньше всегда были грязные пальцы», — говорит Оливер Хаушке. Цифра же не оставляет следов.
Прелесть в несовершенстве
А вот для Николь Вагнер грязь на руках — это не зло, а приятный атрибут, как рабочие мозоли или краска на руках художника. Впрочем, и она не отрицает преимуществ цифровых технологий: «Мой последний фильм мне было бы не снять, если бы я работала с пленкой. На проявку 80 часов отснятого материла мне просто не хватило бы денег».
Пробные испытания цифровой киноустановки в кельнском кинотеатре «Cinenova» прошли отлично.
Киномеханик Оливер доволен. «Изображение заметно резче, чем когда работаешь с 35-миллиметровойпленкой. И проецировать можно много раз без потери качества. Фильмокопия же постепенно изнашивается, на пленке появляются царапины, изображение мутнеет».
Но как раз в несовершенстве — особая прелесть кинопленки, возражает своему коллеге Николь. Фильм, по ее словам, «живет и дышит на экране».
Ганнибал Гудвин вряд ли думал, что его изобретение когда-нибудь будут критиковать за то, что оно пачкает руки. 125 лет тому назад, в мае 1887 года, американский священник, которому понадобился носитель нового типа для иллюстраций к проповедям и лекциям, подал заявку на патентирование катушечной пленки — сначала для фотоаппаратов. Это было революционное техническое новшество.
До изобретения пленки на нитроцеллюлозной основе запись изображения производилась на жестких стеклянных пластинах, а лента из прозрачного и гибкого материала, обладающего значительной износостойкостью, могла вместить очень много картинок.
Патент Гудвина был зарегистрирован, однако, лишь 13 сентября 1898 года. К тому времени американский изобретатель и предприниматель Джордж Истман, основатель компании Kodak, уже начал массовое производство катушечной пленки по изобретенной им технологии. Нитроцеллюлоза, впрочем, была чрезвычайно горючим и даже взрывоопасным материалом, и во второй половине 20 века пленку начали производить на основе безопасного триацетата целлюлозы.
Надо ли гнаться за цифрой?
С появлением цифровых носителей фото- и кинопленка необратимо превращается в музейный экспонат. Банкротство фирмы Kodakв начале 2012 года ознаменовало конец аналоговой эпохи в фотографии и кино.
Кинорежиссеры, правда, продолжают еще снимать на 35-миллиметровой кинопленке, но постпроизводство кинофильмов уже давно цифровое.
Выигрывают, разумеется, и прокатчики: за счет сокращения расходов на копирование и транспортировку бобин (каждая весит до 25 килограммов). Правда, переоснащение кинотеатров — дорогостоящий процесс: стоимость цифрового кинопроектора достигает 80 тысяч евро.
Маленьким артхаусным кинотеатрам будет нелегко угнаться за техническим прогрессом. Впрочем, прогресс ли это? Многие синефилы предпочитают фильмы на кинопленке. Для них повальный переход на цифру — беда. А что киномеханики? Оливер Хаушке из кельнского кинотеатра «Cinenova» уже подыскивает другую работу, ведь его рабочая неделя сократится до 20 часов, то есть сократится и зарплата. Николь Вагнер и впредь будет снимать на кинопленку и очень надеется, что в кинотеатрах останутся пленочные проекторы. Какую бы экономию не давала цифра, для Николь она пока не в состоянии заменить «живое дыхание» кинопленки.

0 коммент.:

Отправить комментарий