12 июня 2012

Джеймс Кэмерон как король кинооборудования

Джеймс Кэмерон как король кинооборудования

В мае в Лас-Вегасе прошёл съезд владельцев кинотеатров, который называется CinemaCon. Буквально на второй день конвента критик Дэвид Бордуэлл разразился любопытной статьей. Статья о Кэмероне называется «Хорошо быть королем мира». Если кто подзабыл, напомню, что Джеймс Кэмерон, получая очередной «Оскар» за «Титаник» в 1998 году, крикнул на церемонии «Я – король мира!» Что примечательно, это был «Оскар» за режиссуру, а за лучший фильм «Титаник» наградили чуть позже. Итак, слово господину Бордуэллу.

Каждую весну Национальная Организация Владельцев Кинотеатров (сокращенно NATO) проводит в Лас-Вегасе конвент и выставку. Теперь все это называется CinemaCon, ну а раньше – ShoWest. Тысячи владельцев кинотеатров приезжают на этот конвент со всего мира. Ради рекламы своих летних и осенних проектов приезжают режиссеры и звезды. Показывают фильмы, проходят церемонии награждения, проходят обсуждения самых разных тем – от звукового оборудования до цен на попкорн.

Конвент и без того яркое событие, но в 2005 году оно было особенно оживленным. В то время меньше сотни экранов в США могло похвастаться цифровым оборудованием. И на ShoWest-2005 приехала троица самых коммерчески успешных режиссеров в истории: Джеймс Кэмерон, Джордж Лукас и Роберт Земекис. К ним присоединился Роберт Родригес, а на экране со специально записанным обращением появился Питер Джексон. У режиссеров была миссия: продажа цифрового кинематографа.


Кэмерон сотоварищи понимали, что владельцам нужно предложить разумное объяснение для перехода на новое оборудование, которое на деле улучшило бы их бизнес. Преимуществом (здесь употребляется английское выражение killer app – буквально «убийственное приложение», но мне кажется, что «преимущество» подойдет лучше) цифровой проекции, как решили режиссеры, было 3D.

Лукас заявил, что собирается перевыпустить «Новую надежду» в 3D в 2007 году. «У вас есть два года», — любезно сказал Джордж. Земекис сообщил о двух готовящихся фильмах в 3D. Питер Джексон обратился с экрана из трехмерного ролика, в котором выразил надежду увидеть хоббитов в 3D. Кэмерон, начавший работу с 3D еще в девяностых, только-только отошел от январского релиза документального фильма «Чужие из бездны» в IMAX 3D. Он пообещал кинотеатрам «Боевого ангела» и, обращаясь к Лукасу, сказал: «Можешь забирать себе все залы, после проката «Боевого ангела»».

3D позволяло выстроить бизнес – этот факт стал одним из аргументов в пользу формата. Показы в 3D привели бы в залы зрителей, которые редко ходят на обычные показы. Что еще важнее, новый формат позволял увеличить цены на билеты. Само собой ради показа кино в 3D, придется перейти на цифровое оборудование.

Ни «Боевого ангела» ни трехмерных «Звездных войн 4» не последовало, но режиссеры в какой-то степени сдержали свои обещания. Земекис выдал своего «Беовульфа» в 2007-м, а в конце 2009-го вышел «Аватар». Заработав 2,7 миллиарда долларов в мировом прокате, фильм Кэмерона убедил владельцев кинотеатров, что на 3D можно отлично заработать. В 2009-м порядка 16 000 залов в мире было оснащено цифрой, но после «Аватара» в 2010-м эта цифра увеличилась до 36 000. 3D стало преимуществом или Троянским конем, который убедил бизнесменов перейти на цифру.

Но вот что забавно. В 2005-м режиссеры выдали объяснение, фигурировавшее в те далекие дни, когда телевидение угрожало уничтожить кинопрокат: чтобы сдвинуть зрителей с диванов, нужно нечто особенное. В 1953 году пришло широкоэкранное цветное изображение и стереозвук. В 2005-м такой «морковкой» оказалась трехмерная картинка. По словам Кэмерона, все тентполы (фильмы, которые призваны поддерживать финансовое благосостояние студий) будут сниматься в 3D. «Благодаря цифровому 3D у нас появится возможность оттащить людей от своих домашних плазменных панелей и ТВЧ и привести в кинозалы». Идея была в том, что смотреть 3D дома невозможно.

А теперь отмотаем вперед. Апрель 2011 года. Конференция Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (NAB). Трехмерное телевидение начинает поднимать голову. Знаменитый режиссер Джеймс Кэмерон приезжает вместе со своим партнером по бизнесу Винсом Кейсом – они возглавляют компанию Cameron Pace Group. Вот что они говорят телевизионщикам: «Ваш бизнес скоро перейдет в 3D, но это будет не так болезненно, как вам кажется». Кэмерон говорит также, что переход в трехмерное пространство будет осуществлено гораздо быстрее, чем предполагается – аж через пять лет. «Тогда всё будет в 3D, так что люди будут требовать 3D, как когда-то цветное ТВ. И если вы не транслируете передачи в 3D, то вылетаете из игры и не получаете доходов».

В 2005-м Кэмерон велел кинематографистам и владельцам кинотеатров придерживаться 3D, чтобы обогнать телевидение. Шесть лет спустя, когда почти половина залов в мире стали цифровыми, он велит телевещанию максимально быстро привыкать к 3D.

Может, это и не важно, но компания Cameron Pace Group поставляет 3D камеры и обеспечивает поддержку как киношникам, так и телевизионщикам. Компания уже стала поставщиком 3D оборудования для спортивных каналов CBS Sports и ESPN.

Чтобы сообщение Кэмерона не прошло незамеченным, они вместе с Кейсом повторили его в апреле этого года на съезде NAB. Спорт по мнению режиссера – только начало. Телесериалы тоже можно снимать в 3D и быстро конвертировать в 2D. Телевидение не может ограничиваться парой-тройкой телепрограмм в 3D или каналом в 3D. «Требуется достичь критической массы развлекательных программ в 3D. Будущее 3D будет определять телевидение», — заявил Джеймс Кэмерон в интервью.

Что остается делать кино? Убедив владельцев кинотеатров поставить цифру, а также 3D оборудование в свои залы, что же предложит Кэмерон для компенсации в эпоху трехмерного телевидения? В этом году режиссер явился на ShoWest с новым стимулом. Один кнут и никакого пряника.

Вы прекрасно знаете, что одна из главных бед 3D – темное изображение. Если обычный фильм демонстрируется с освещенностью экрана 16 фут-ламберт, то большинство 3D картин показываются с освещенностью меньше 4 fL. Это стало проблемой для показа «Аватара» (в некоторых залах освещенность экрана не дотягивала до 2 fL). И тогда Кэмерон предложил владельцам кинотеатров дополнить свои проекторы устройством, позволяющим показывать кино с повышенной частотой передачи кадров. Если снимать и показывать фильмы с частотой 48 кадров в секунду (или даже 60), вместо обычных 24 кадров в секунду, на выходе появляется более яркая и четкая картинка. Интересно, что трехмерное телевидение проблемой яркости не страдает. Как отмечает Стивен Постер из Ассоциации Американских Операторов (ASC) трехмерная картинка на телевизоре с повышенной четкостью (HD) будет лучше отображать черные и белые цвета, нежели трехмерная проекция в кинотеатре.

Помимо этого, Кэмерон подготовил демонстрацию, показывающую появление стробоскопического эффекта при демонстрации изображения на классической скорости 24 кадра в секунду. При скорости 48 кадров в секунду изображение сглаживается. Возможно это так но я не замечал стробоскопический эффект, когда смотрел фильмы Кэндзи Мидзогути, Миклоша Янчо, Орсона Уэллса и Жана Ренуара. Поскольку они не пользовались нашими современными технологиями, поэтому не сталкивались с артефактами изображения, над устранением которых бьется Кэмерон сотоварищи.

Кэмерон уже надавил на владельцев кинотеатров, заставив их перейти на цифру и 3D. Теперь режиссер требует изменить оборудование, чтобы он мог снимать так, как ему больше нравится, и компенсировать изъян формата 3D, который сам же и навязал кинотеатрам. Но Кэмерон уверяет, что модернизация проекторов всего-навсего небольшое изменение, которое послужит на благо. Все дело в апгрейде софта, как говорит Кэмерон.

К сожалению, это утверждение подходит только к проекторам, выпущенным после января 2010-го, для так называемой «второй» серии. Все проекторы, сделанные раньше, нужно будет заменить. Более того, как сообщают знающие люди, проекторам, использующим самую распространенную в Штатах систему от компании Texas Instruments, потребуется не только новый софт, но и новый медиа-блок (это устройство, защищающее цифровую копию – прокатчик выдает отдельный ключ для каждой копии). По словам крупнейшего производителя проекторов Christie, такие устройства будут доступны в июне 2012-го по цене 10 000 долларов.

Отдадим должное Кэмерону за наглость. Ему снова удалось выдать аргумент о преимуществе кинопоказа перед телевизионным. Пока владельцы кинотеатров переживают за зрителя, предпочитающего удобный диван и домашний просмотр походу в кино, Кэмерон убеждает их снова сыграть в знакомую игру: «То, что вы увидите у нас, гораздо лучше того, что вы смотрите у себя дома. Вот только картинка отстойная».

Мессадж понятен. Цифра и 3D дали фору на пару лет, но теперь настало время менять оборудование. Если вы еще не поставили 3D и цифру, шевелитесь, а не то останетесь без «Аватара 2» и «Аватара 3» (в 2005-м Лукас говорил то же самое, но про «Новую надежду» в 3D, а она до сих пор не вышла). И еще не забудьте примочку для 48 кадров в секунду. А то и для 60. Слова Кэмерона нашли поддержку несколько дней спустя, когда Питер Джексон объявил, что снимает «Хоббита» со скоростью 48 кадров в секунду.

Я уехал с выставки с двумя наблюдениями.

Во-первых, было время, когда владельцы кинотеатров считали слова режиссеров блефом. Когда Лукас жаловался на нехватку цифровых экранов для показа третьего Эпизода, президент NATO Джон Фитиан заявил: «Я не буду ставить новые проекторы ради «Звездных войн»». Похоже, теперь кинотеатры настолько боятся пропустить очередной блокбастер, что кинематографисты могут диктовать им свои условия. Ни Гриффит, ни Де Милль, ни Дисней, никто из крупнейших режиссеров-классиков Голливуда не позволили бы себе такого.

Во-вторых, если эти парни так страстно любят качество, может, им стоит снимать фильмы получше?

Татьяна Шолохова, Кинопоиск

0 коммент.:

Отправить комментарий