«Причастие» поражает и восхищает отнюдь не смелостью художника, который решился подвергнуть сомнению истинность веры священника. Лишившись безграничной преданности и любви к Богу, как бы завидуя Христу, пастор поступает в жизни вовсе не добродетельно, не по-христиански.
Ингмар Бергман не склонен доверяться святости обряда причастия, возвышенности и духовности даже самого «либерального», рассчитанного на индивидуальное, один на один, общение с Богом, избавленного от пышных массовых ритуалов поклонения такого направления в христианской религии, как протестантство. В этом произведении наиболее явно выражена нерелигиозность миросозерцания режиссера, который с детских лет, будучи сыном пастора, узнал бытовую, обыденную, рутинную, довольно скучную и однообразную сторону служения Господу.
Тема веры в Бога, причащения к плоти и крови Христа приобретает в трактовке Бергмана человеческое измерение: нельзя поклоняться Господу, любить все человечество сразу и все сущее на Земле, созданное Богом, не любя человека рядом с собой, ближнего своего, не будучи связанным какими-либо узами (милосердия, сострадания, дружбы, любви) с другим индивидом.
В латинском корне слова «причастие» как раз содержится намек на связующее начало, на коммуникативную природу человеческого общежития. Да и в русском языке «причастность» — производное от «причастия». И когда спустя тридцать пять лет смотришь «бытовую трагедию» о том, что человек никого на свете не любит, удивляешься прежде всего тому, как художник неудержимо и непреклонно восходит к «бытийному очищению» в финале. Из бездны и мрака — к слабому свету, пусть и зимнему (английское название фильма — «Зимний свет»), не позволяющему согреться двум одиноким, оледеневшим без нежности и тепла душам.
«Свят, свят, свят еси, Всемогущий Боже. Исполнены небо и земля славы Твоей...», — кажется, впервые заученные слова молитвы обращены пастором Томасом Эриксоном не столько в пустое пространство небес, сколько в безлюдные пределы сельской церкви, где вдалеке внимает его простуженному голосу дрожащая от непонятного волнения Марта. Вот подлинное причастие по Бергману!
0 коммент.:
Отправить комментарий