Ровно пятьдесят лет назад, 5 августа 1962 года не стало Мэрилин Монро. Обстоятельства смерти одной из величайших звёзд кинематографа до сих пор остаются невыясненными. Одни говорят о неверно рассчитанной дозировке снотворного, другие – о самоубийстве, третьи полагают, что «возлюбленная Америки» стала жертвой политической интриги. Как бы то ни было, Монро ушла преждевременно, находясь на пике своей славы, успев покорить сердца миллионов, но оставшись для большинства загадкой.
Монро успешно воплотила главные мифы США: миф об американской мечте и миф о «человеке, сделавшем самого себя» («self-made man»). Родившаяся на развалинах несчастливого брака, преданная в младенчестве собственной матерью, кочевавшая из одной приёмной семьи в другую, она с детства привыкла опираться исключительно на собственные силы. Обретя дерзновенную мечту покорить весь мир, она лишь самой себе обязана тем, что из обычной девушки по имени Норма Джин превратилась в Мэрилин Монро, самую роскошную красотку всех времён и народов.
В основе феномена Мэрилин Монро заложена некая двойственность, поразительная противоречивость. В двух словах эта особенность выражена фразой героя последнего фильма с участием Монро «Неприкаянные»: «С одной стороны, она выглядит наивным и глупым ребёнком, а с другой… Ты видел, как она попкой крутит?» В более трагичном ключе двойственность актрисы выразил Энди Уорхол в знаменитом полотне "Диптих Мэрилин", созданном вскоре после смерти звезды.
Непостижимым образом в Мэрилин переплетались детская невинность и неудержимая чувственность, милая застенчивость и неподражаемая непосредственность, беззащитность и невозмутимость, импульсивность и самообладание, мнимая наивность и столь же мнимая порочность.
Шатенка от природы, Монро как никто другой сумела доказать тезис о том, что джентльмены предпочитают блондинок. Ей прекрасно удавались роли легкомысленных красоток со смутным прошлым и неопределённым будущим, но в таком амплуа выражалась лишь малая доля таланта актрисы. Всю жизнь она мечтала о глубоких драматических ролях. Вероятно, именно благодаря этому даже гламурные девицы в её исполнении не так просты, как кажутся на первый взгляд. Монро с лёгкостью ломала стереотипные представления зрителя, давая ему понять, что платиновые волосы, аппетитные формы и томный голосок вовсе не отрицают наличие ума и сообразительности.
На съемочной площадке актриса славилась своей завораживающей фотогеничностью и тотальной неспособностью запоминать необходимый текст. Камера не переставала любить её даже на шестидесятом дубле одной и той же сцены. Публичная Монро выделялась откровенными нарядами, эффектно подчеркивавшими всё лучшее, чем природа одарила актрису. Повседневная Монро предпочитала одеваться подозрительно скромно. Неизменным в выборе костюма оставалось чувство вкуса и подчёркнутая женственность.
О Монро без конца спорили, одни ругали её на чём свет стоит за вульгарность и чрезмерную раскованность, другие превозносили до небес за то же самое. Кто-то говорил о ней, как о «символе бесконечной женственности», другой видел в ней лишь «маленького ребёнка». В одной из своих песен актриса провозгласила бриллианты своими лучшими друзьями. Однако если судить по оставшейся после Монро обширной библиотеке, настоящими своими друзьями она считала книги.
Миллионы считали Мэрилин едва ли не самым счастливым человеком на земле, в то время как она страдала от депрессии, одиночества и невозможности в полной мере реализовать свой талант. Если обратиться к её дневниковым записям, то можно заметить, что отчаяние там всегда чередуется с жизнеутверждением, уныние – с бурной жаждой деятельности. Мэрилин прожила жизнь в борьбе, прежде всего в борьбе с самой собой.
Стихией Монро была перемена. На протяжении всей жизни она не уставала расти и самосовершенствоваться. Завоевав статус крупнейшей кинозвезды, она отправилась на уроки сценического мастерства в знаменитую Актёрскую студию. А получив высокую оценку главы студии Ли Страсберга, задумалась о том, чтобы самой снять кино.
Мэрилин была зачастую не самого высокого мнения о мужчинах, но представить свою жизнь без них она не могла. Должно быть, поэтому большинство её друзей были представителями сильного пола, в том числе, Трумэн Капотэ, Дэррил Занук. Друзья часто становились любовниками. В их число, по слухам, входили Марлон Брандо, Ив Монтан, Пол Ньюман, Джон и Роберт Кеннеди, Фрэнк Синатра. Правда, настоящего мужчину Мэрилин видела лишь в редких исключениях, вроде Раджа Капура, Лоуренса Оливье и Кларка Гейбла. Всех вышеперечисленных Монро не только восхищала, но и доводила до белого коленья.
В нашей памяти образ Мэрилин Монро складывается из казалось бы незамысловатых деталей: из обворожительной улыбки и алых сочных губ, из фарфоровой кожи и прелестной родинки на щеке, из объёмной причёски светлых волос и из выразительных, притягивающих как магнит, глаз, из волнующей походки и из платья с интригующим вырезом, из кокетливо-обволакивающего голоса и искрящегося смеха. Непринуждённое единство этих элементов рождало неповторимый образ, заставлявший одних терять голову, других зеленеть о зависти, а вместе и тех и других менять свою жизнь перед очевидным доказательством возможности достижения совершенства. Не устававшая меняться, Монро умела придавать своему образу самые разные интонации, звучание которых порой было столь многозначительно, что порождало символы эпохи, а саму Монро возводило до статуса иконы времени.
В «Неприкаянных» героиня Монро сокрушается тому, что люди умирают, так и не передав свой опыт, свои познания и умения другим. Монро, не смотря на раннюю смерть, научила других очень многому. Фильмы с её участием, её портреты, её песни подают нам пример беззаветного счастья и радости жизни. Они до сих пор служат подтверждением того, что даже самые дерзкие мечты могут стать реальностью. Для этого нужно лишь верить в себя и в свои силы. Ах да, если вы девушка, то желательно ещё иметь при себе пару туфель на шпильках.
5 фильмов с Мэрилин Монро, которые стоит посмотреть:
01. «Ниагара» (Генри Хэтэуэй, 1952)
«Ниагара» - картина, роль в которой возвела Монро в ранг кинозвёзд первой величины. Кроме того, это одна из немногих картин, где Мэрилин, по её собственным словам, «не играла непроходимую дуру». Лента представляет собой яркий образец «розового» или «солнечного» нуара. В соответствии с доктриной жанра здесь есть буйство самых страшных человеческих страстей и тягостная атмосфера безумия и фатализма, криминальный сюжет и пара убийств, неверная роковая красотка и опутанный её сетями мужчина, а также невероятно насыщенные цвета в духе «вырви глаз».
02. «Джентльмены предпочитают блондинок» (Ховард Хоукс, 1953)
Главной ролью в этой картине Монро окончательно закрепила свою актёрскую славу, параллельно утвердив за собой амплуа недалёкой блондинки, которое так и не смогла полностью преодолеть. В картине чрезвычайно весело и озорно высмеиваются всевозможные человеческие и общественные пороки. Заодно констатируется неутешительная закономерность устройства нашего мира: джентльмены предпочитают блондинок, а те в свою очередь всему прочему предпочитают бриллианты.
03. «Зуд седьмого года» (Билли Уайлдер, 1955)
Именно в этой картине запечатлён самый знаменитый образ Монро – красавица в белоснежном платье, раздуваемом ветром. Однако ленту стоит смотреть не только ради этой сцены. Прелесть фильма составляет общая ироничная и снисходительная интонация, с которой рассказывается о том, что все мужчины очень и очень большие и неисправимые негодяи, а девушки, какие бы они не были, всегда лишь невинные жертвы сильного пола.
04. «Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки») (Билли Уайлдер, 1959)
Лента «Некоторые любят погорячее», целомудренно названная в советском прокате «В джазе только девушки», стала вершиной карьеры Монро. Пожалуй именно здесь она исполнила свою лучшую и самую известную роль. Как и много раз ранее, её героиня по прозвищу Душечка ищет миллионера, но, попав в хитрый водоворот событий, находит любовь. В этой истории, рассказанной с искренним весельем и задором, есть нечто безумно очаровательное, трогательное и капельку грустное, что возвывает еёё до масштаба киношедевра на все времена. Кроме того, именно здесь звучит всем знакомая «I wanna be loved by you» с её чудесным «пу-буп-пи-ду».
05. «Неприкаянные» (Джон Хьюстон, 1961)
http://kinoumerlo.livejournal.com
0 коммент.:
Отправить комментарий