Илья Кнапский
| |||
Слава пришла к актеру довольно быстро, едва ему исполнилось 30 лет, после первой же ведущей роли. «Лоуренс Аравийский» открыл ему дорогу к большим британским проектам. В 1960-х годах О’Тулу доставались крупные образы, особенно в исторических постановках, где он как нельзя удачно вписывался в роль выразителя чаяний английской аристократии (что особенно примечательно для уроженца Ирландии, вдобавок сына медсестры и букмекера), как сугубо драматичных, так временами и комичных. Невероятно красивый и ошеломляюще голубоглазый Питер О’Тул быстро встал в один ряд с другими экспортными звездами британского кино, популярными в начале 1960-х, — Ричардом Бёртоном и Ричардом Харрисом. С обоими он фанател от регби и долгое время дружил. С Бёртоном же разделил довольно печальный рекорд в оскаровских неудачах. Оба актера множество раз были номинированы на премию Американской академии (О’Тул — целых восемь), но ни разу так и не выиграли. Присуждение почетной статуэтки в 2003-м ветеран сначала отмел, заявив, что «все еще в игре» (через три года он и правда снова был номинирован на «Оскар»), впрочем, поддавшись на уговоры, получил награду из рук Мэрил Стрип. К юбилею великого актера КиноПоиск предлагает вспомнить те самые восемь ролей ПитераО’Тула, которые так и не принесли ему заветную премию, хоть и вполне того достойны. — 1) «ЛОУРЕНС АРАВИЙСКИЙ» (1962) Будучи, возможно, главным английским режиссером XX века, Дэвид Лин олицетворял в кино само понятие большого стиля. Начинал он с комедий и мелодрам (а также ныне канонических экранизаций Диккенса), после смог применить свой мощнейший изобразительный талант в эпическом жанре. Его прославили масштабные, обязательно продолжительные ленты с историческим уклоном, при этом всегда демонстрирующие подлинную живописность. «Лоуренс Аравийский» стал лишь четвертым фильмом О’Тула, но самым знаковым. Британский разведчик Т. Э. Лоуренс (внешнее сходство между ними было довольно очевидным) в исполнении актера до неприличия голубоглаз и блондинист, отчего действительно выглядит максимально инородно в той среде, куда ему велят погрузиться военные чины, в гуще противостояния арабов с турками. Завораживающие натурные съемки, впечатляющие сцены с всадниками, скачущими по временами похожему на топленое масло песку, бравый и сохраняющий элегантность даже в самых сложных ситуациях главный герой (не зря именно его выбирает своей ролевой моделью андроид Дэвид в «Прометее» Ридли Скотта) делают из «Лоуренса Аравийского» действительно монументальное и захватывающее зрелище. — 2) «БЕКЕТ» (1964) Британский актер и театральный постановщик Питер Гленвилл после своей изумительной драмы «Семестр испытаний», в которой он задействовал Лоуренса Оливье, для фильма «Бекет» смог заполучить сразу двух крупных национальных звезд. Основой для ленты стала пьеса Жана Ануя, построенная на известном историческом факте — конфликте между королем Генрихом II (О’Тул) и его близким другом Томасом Бекетом (Ричард Бёртон). В юности они вместе кутили, шлялись по борделям и всячески развлекались, однако лишь Бекет мог обуздывать многие замашки своего правителя, живущего импульсивными всполохами. Ради собственного благополучия, чтобы лишний раз продемонстрировать верность другу, Генрих назначает Бекета архиепископом. И вот уже бывший лорд-канцлер настолько проникается важностью новой должности, что отказывается блюсти интересы своего покровителя, тем самым обозначая разлом в их отношениях. Роль О’Тула, конечно, несоизмеримо выигрышнее более благородного и сознательного образа, доставшегося Бёртону. Последний здесь достаточно спокоен даже в начальных сценах, тогда как вся внешняя драма достается его коллеге, чудесно описывающему произошедшее между героями: «Наша дружба умерла… от внезапного сердечного приступа». — 3) «ЛЕВ ЗИМОЙ» (1968) В более популярной, чем «Бекет», исторической драме «Лев зимой» от режиссера Энтони Харви О’Тулу представился шанс снова сыграть Генриха II, но только в более поздний период властвования. И опять за ту же роль он получил свою очередную номинацию на «Оскар», проиграв Клиффу Робертсону с фильмом «Чарли». Тем не менее в своей категории победила коллега О’Тула по картине Кэтрин Хепберн, воплотившая образ супруги Генриха, королевы Элеоноры (в «Бекете» вовсю третируемой монархом, а в «Льве» уже возвращающейся из ссылки). Здесь король борется не с другом, а с собственными отпрысками, в фильме Гленвилла еще мальцами, а в продолжении истории выросшими и вовсю покушающимися на отцовский трон. По здравому рассуждениюГенрих должен был бы сделать преемником самого старшего и сознательного наследника, Ричарда (Энтони Хопкинс), но в силу прихоти (и, конечно, похоти — король непременно хочет оставить при себе французскую принцессу, ныне его любовницу) он настаивает на кандидатуре глупого принца Джона. Интриги в этой экранизации пьесы Джеймса Голдмена плетутся так ловко, что оторваться будет тяжело. О’Тул изумительно изображает расчетливого интригана, постаревшего, но яростного льва, впрочем, в два счета способного разобраться с молодыми соперниками. — 4) «ПРОЩАЙТЕ, МИСТЕР ЧИПС» (1969) Режиссерский дебют хореографа Херберта Росса, впоследствии набившего руку в мелодраматическом жанре. Его повторную экранизацию бестселлера «Прощайте, мистер Чипс» Джеймса Хилтона (одного из самых популярных американских писателей 1930-х годов, чьи два главных романа, упомянутый и «Потерянный горизонт», были адаптированы довольно быстро с момента выхода) вряд ли можно назвать ошибкой, а скорее холостым выстрелом. Лента не смогла превзойти предыдущую версию, снятую Сэмом Вудом в 1939 году. Сейчас ремейк 1969-го почти забыт, и фактически именно участие Питера О’Тула до сих пор вызывает к нему хотя бы чисто статистический интерес. Это была четвертая оскаровская номинация актера и третий полученный им «Золотой глобус». Росс вместе с драматургом Теренсом Рэттиганом сильно изменил фабулу, расширил повествование и добавил музыкальных элементов. Песни к картине писал замечательный автор Лесли Брикасс (позднее сделавший невероятные композиции к ленте «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» Мэла Стюарта). Однако все музыкальные номера в фильме получились довольно инертными, как и само развитие истории, имеющей кое-что общее с пьесой самого Рэттигана «Версия Браунинга». О’Тул играет мистера Чипса, учителя латинского языка в престижной школе. Он сухарь, принципиальный, строгий, не терпящий возражений от учеников (которых не желает отпускать даже в преддверии каникул), хотя и довольно обходительный в неформальной обстановке. В лондонском мюзик-холле он впервые видит выступление певицы Кэтрин Бёрджесс (реальная поп-звезда Петула Кларк), с которой ему предстоит еще свидеться среди помпейских статуй, где между ними вспыхнет чувство, способное изменить всю жизнь чопорного мистера Чипса. — 5) «ПРАВЯЩИЙ КЛАСС» (1972) Второй фильм Питера Медака принес ему международную популярность. На счету «Правящего класса» попадание в основной конкурс Каннского фестиваля и одна оскаровская номинация, актерская. В этой адаптации пьесы Питера Барнса высмеивается британская аристократия. Хохмы безостановочно валятся уже с первых минут. Член палаты лордов Ральф Герни просит своего преданного дворецкого Такера повесить в спальне веревку. После аристократ остается в исподнем, надевает треуголку и балетную пачку, шепча скабрезности, взбирается на лестницу и имитированием повешения вызывает у себя асфиксию. Этот странный, но частый ритуал лорда оканчивается реальной смертью. За исключением 30 тысяч фунтов, отданных дворецкому (который после этого совсем пошел в разнос, постоянно накачивается спиртным и хамит богачам), все свое наследство аристократ оставляет сыну Джеку (ПитерО’Тул). Логичное в общем-то решение, если бы не один нюанс. Джек содержится в психушке и считает себя Иисусом Христом. Появление наследника в доме вызывает немалое оживление других соискателей наследства. Едкость «Правящего класса» направлена как раз на них, внешне благонамеренных, но алчущих исключительно денег. По сравнению с местной аристократией обаятельный сумасшедший Джек выглядит самым приятным. Тем более что чувство юмора герой явно не утерял, сообщая, что осознал себя Христом в тот момент, когда при молитве понял, будто «разговаривает сам с собой», да и произошло это возле низкопробной пивнушки. Вдобавок картина смеется и над раскрепощенными «детьми цветов». О’Тул изображает новоявленного Иисуса как этакого недохиппи, чьи разговоры постоянно уклоняются в интимные плоскости. — 6) «ТРЮКАЧ» (1980) Когда Мэрил Стрип вручала Питеру О’Тулу его единственный, почетный, «Оскар», то про фильм «Трюкач» она сказала, что «если уж в «Правящем классе» герой актера думает, что он Бог, то в картине Ричарда Раша он не думает, а знает это, ведь он кинорежиссер». В СССР многогранный по своему замыслу «Трюкач» пользовался огромной популярностью, на родине прокатная судьба ленты сложилась не столь благоприятно, так как фактически широкого релиза проект не добился. Поэтому в США фильм Раша (автора некоторых культовых шестидесятнических лент, например «Псих выходит» с Джеком Николсоном) просто не заметили, хоть и удостоили трех номинаций на «Оскар». Персонаж О’Тула, без сомнения, самый интересный в этой увлекательной драме. Приятный, но временами одержимый профессией постановщик, создающий зрелищный фильм о Второй мировой. На его съемочную площадку попадает скрывающийся от полиции Кэмерон (Стив Рэйлсбэк), благодаря своей отличной реакции и физической подготовке способный заменить погибшего каскадера. В трюковых сценах нить между реальностью и съемками теряется, отчего они кажутся будто всамделишными военными сценами. — 7) «МОЙ ЛУЧШИЙ ГОД» (1982) Несмотря на то что сюжет картины — это вымысел, в основе «Моего лучшего года» лежат реальные события, в которых уж один-то персонаж точно угадывается с ходу. Режиссерский дебют актера Ричарда Бенджамина снят с подачи Мэла Брукса, полвека назад работавшего на телевидении и занимавшегося написанием скетчей. В одном из выпусков специальным гостем был Эррол Флинн — большая звезда 1930—1940-х годов, главный тогдашний экранный хлыщ, игравший в приключенческих фильмах, немалая часть из которых теперь считается незыблемой классикой. Особого общения у Брукса с Флинном не получилось, зато этот опыт был переработан Деннисом Палумбо в сценарий. Перед нами закулисье начальной телевизионной эры, в частности творческая кухня популярнейшего скетч-шоу «Комедийная кавалькада», где все сцены разыгрываются вживую перед 20 миллионами зрителей. Очередная программа включает в себя звезду Алана Свонна — героя приключенческих лент (отрывки его работ настолько ясно указывают на сходство с Эрролом Флинном, что никаких сомнений в отсылке не возникает). Свонн, конечно же, пользуется своим статусом и материальным благополучием: регулярно пьет и приударяет за любой встретившейся на его пути симпатичной девушкой, благо за эти годы он ни на грамм не растерял своего шарма. Общение голливудской легенды с мнительным еврейским сценаристом Бенджи, безусловно, несколько перевернет представления Алана о своем поведении, однако до того им вместе предстоит пережить довольно волнительные для молодого человека похождения по вечернему Нью-Йорку. — 8) «ВЕНЕРА» (2006) Заключительная и полученная после длительного перерыва оскаровская номинация ветерана мирового кино. Здесь уже 74-летнийО’Тулиграет престарелого и не особо успешного театрального актера Мориса. В его жизни остался только старый друг Ян, довольно нервный и не склонный к динамичному образу жизни. Простата Мориса тоже уже отказывает, зато он по-прежнему обаятельный и интересный собеседник. В лондонский дом Яна переезжает племянница, по идее обязанная ухаживать за пожилым родственником. К разочарованию дяди, девушка оказывается простушкой, далекой от увлечения театром, зато планирующей стать моделью (это при неидеальной фигуре и отсутствии хоть какого-то опыта в данной сфере). Зато новоприбывшая родственница не пугает Мориса, быстро заводящего дружбу с девушкой и тем самым вносящего немалое разнообразие в собственную жизнь. |
0 коммент.:
Отправить комментарий