03 августа 2012

Статья: Вестерн скорее жив, чем мертв

Вестерн

Вестерн – старейший киножанр, который в 2012 году торжественно встретит свой 100-летний юбилей. Но насколько лояльно к этому традиционно американскому жанру сейчас относятся российские зрители и почему наиболее активной зрительской аудиторией вестерна являются респонденты в возрасте от 35 до 44 лет, выяснил этим летом Romir Movie Research.
В июне текущего года исследовательское агентство Romir Movie Research, входящее в холдинг Ромир, совместно с ведущим журналом о киноиндустрии The Hollywood Reporter провело опрос среди городского населения России об отношении к киножанру вестерн.
В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше, из 8 федеральных округов. Выборка репрезентирует взрослое, экономически активное городское население России.
Несмотря на свой яркий американский колорит, вестерн оказался не чуждым и для россиян, воспитанным на отечественном кинематографе. Подавляющее большинство жителей российских городов (82%) смотрели вестерны. А глубокое внутреннее родство с этим жанром ощущают 47% россиян. При этом большая часть респондентов с таким отношением к вестернам – люди в возрасте от 34 до 44 лет (58%), ностальгически воспринимающие жанр как часть своей молодости. Именно они были активными кинозрителями в 90-е годы, когда вестерны вместе с другими зарубежными фильмами, пришедшими в нашу страну, оказались на пике популярности.
Слово «вестерн» впервые было упомянуто как определение жанра в 1912 году в журнале Motion Picture World Magazine. Пик мировой популярности вестерна пришелся на 60-70-е годы прошлого века. Спустя сто лет с «рождения» вестерн существенно сдал свои позиции. В 2011 году на российские киноэкраны вышло 3 вестерна (против 1-го фильма в 2010 году) и их общие кассовые сборы не превысили 235,8 млн рублей.
А вот в возрастной группе 18–24 года доля знакомых с этим жанром снижается до 71%. Среди зрителей старше 45 лет популярность вестерна также падает, возможно, уступая место советской классике.
Вестерн – это всегда интересный сюжет и яркие эмоции, с таким утверждением согласились 54% россиян. Не согласны с этим лишь 18% опрошенных. Интересно, что более высокую оценку зрелищности вестерна дают женщины (58% против 48% мужчин). Возможно, мужчины отдают в большей степени должное другим сторонам этого жанра, например, дракам и погоням. Женщинам же интересны эмоции и сюжет.
Зрительские предпочтения диктуют условия для создания новой киноэклектики, считает управляющий партнер Romir Movie Research Олег Иванов. «Молодая аудитория, которая составляет «львиную» долю российских кинозрителей, не готова воспринимать такой жанр, как вестерн в чистом виде. Исключительно ковбои и погони не смогут в сегодняшних кинореалиях «собрать кассу». Для увеличения кассовых сборов продюсерам и режиссерам приходиться идти на различные эксперименты. Удачным примером таких киноопытов стал фильм «Ковбои против пришельцев», сборы которого составили $6,4 млн».
Действительно новая киноэклектика на российских киноэкранах уже имеет место, – согласен редактор аналитического блока российского The Hollywood Report Алексей Егоров. «В стремлении удивить зрителя, но при этом удержаться в рамках раскрученных историй и персонажей голливудские продюсеры готовы скрестить кого угодно и с кем угодно. Однако не каждый опыт оказывается удачным», – резюмирует он.
Относительно будущего вестерна как жанра мнения российских зрителей распределились почти поровну. 51% респондентов считает вестерн вечным жанром, который будет не только жить, но и развиваться в будущем. А 49% опрошенных придерживаются противоположного мнения, называя вестерн уходящим наследием американской культуры. Причем наиболее пессимистичные прогнозы относительно будущего вестерна дают лучше всего знакомые с этим жанром зрители – горожане 35-44 лет. Таким образом, самая преданная аудитория вестерна воспринимает его как часть прошлого и не видит его развития в будущем.
А вот по вопросу роста доли вестернов в прокате мнения респондентов разделились. 33% городских жителей России хотели бы видеть больше фильмов про Дикий Запад. При этом несколько чаще об этом заявляют респонденты старше 45 лет (39%), которые, однако, реже других посещают кинотеатры. Среди молодежной киноаудитории доля потенциальных зрителей вестернов достигает лишь 29%. Треть респондентов считают, что наращивать присутствие вестернов в прокате не стоит.
Возможно, дело в том, что отождествляют себя с героями вестерна сейчас очень немногие. Лишь 21% россиян хотели бы стать героем какого-нибудь вестерна. 51% опрошенных не видят себя в этой роли, причем 31% из них отвечают категорическим отказом.
Диаграмма 1. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Сумма ответов по каждой строке составляет менее 100%, поскольку на диаграмме не представлен вариант «затрудняюсь ответить».

Источник: Холдинг Ромир, июнь 2012, http://snimifilm.com
---
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более, чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более, чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Romir Movie Research (до 2012 года Movie Research) имеет шестилетний опыт исследовательской и аналитической деятельности в сфере кино. В портфеле компании более 60 исследовательских проектов, в том числе 10 общеотраслевых. Начиная с 2007 года Movie Research издает ежегодный статистический сборник «КиноСтатистика», который содержит исчерпывающую информацию о состоянии российской киноиндустрии.


0 коммент.:

Отправить комментарий