07 сентября 2012

«Холостячки». Рецензия Cineast

Комедия комедии рознь. На тему свадеб, как известно, в США не так давно вышло два уморительных фильма – «Похмелье» и «Подружки невесты» («Мальчишник» и «Девичник» в Вегасе соответственно). В обоих фильмах предсвадебная суматоха становится фоном для серии комичных ситуаций – благо, циничные американские авторы решили, наконец, поиздеваться над неистребимым желанием своих туповатых соотечественников устроить непременно «идеальную» свадьбу. В обоих фильмах персонажи подчинены юмору. Кажется даже, что сначала придумывались шутки, а потом подбирались персонажи, способные стать их частью. В «Холостячках» есть тот же юмор, то же издевательство над свадебным безумием, но шутки намного легче, спокойнее и тоньше. Лесли Хэдланд, поставившая фильм по собственной театральной пьесе, кажется, хотела рассказать, в первую очередь, о трёх девушках, а шутки возникли на их фоне.

Впрочем, персонажи порождают не только шутки, но и своеобразное умничанье. Какой-то из героев выражает замешательство – например, по поводу сусликов. А его собеседник в ответ начинает лекцию на тему «Суслики бывают трёх видов…». Иногда выстраивание псевдонаучных теорий даже не требует первоначального вопроса, как, например, в отмеченном всеми критиками монологе о минете. Стремление Хэдланд к систематизации и занудству отразилось и на самих персонажах – они кажутся схематичными, как парни в «Мальчшинике», однако это только на первый взгляд. Хэдланд проработала каждую из девушек, создав цельный образ с кучей внутренних проблем, скрытых страхов и невысказанных желаний. Комедия становится похожей на драму в самых глупых и неожиданных ситуациях. Например, Реган помогает наглотавшейся таблеток подруге проблеваться, сидит на полу ванной в испачканном рвотой платье, обнимает глупую приятельницу, и говорит, что у неё большой опыт по вызыванию рвоты. На вопрос «Зачем ты вызывала себе рвоту?» она отвечает, вздыхая и глядя куда-то в пространство: «Хотела быть красивой». Это не шутка, это драма, попытка разобраться в ошибках молодости, что-то забыть, а что-то наверстать. Героини, несмотря на уморительный юмор, вызывают искреннее сочувствие и теплоту, даже самая рыжая и обдолбанная из них.

Если сценарий у Хэдланд получает твёрдую «пять», то в постановке есть небольшие проблемы. Темп часто теряется, атмосферу праздника и полного бардака, как у Тодда Филлипса, у неё создавать не получается. Некоторые диалоги поставлены  однообразно, глаз «устаёт» от одинаковых ракурсов. В то же время, в других сценах фильм вызывает восторг – как общая постановка, так и работа режиссёра с актёрами. Пиком в этом смысле можно считать сцену «руководительства» Реган в гостиничном номере. Кирстен Данст убедительно орёт и не без успеха пытается контролировать несколько ситуаций, оператор сосредотачивается на ней и бежит впереди суровой Данст, да так близко, что, кажется, она сейчас врежется в камеру. Других персонажей он выхватывает постольку-поскольку – основное внимание на распорядителе торжества. Невероятно удачно подобранная музыка собирает визуальный ряд в цельную последовательность «экшн-сцен». Вот, чего  не хватало «Эволюции Борна».

Превозносить комедийный талант Кирстен Данст я не буду – по-моему, она так и осталась драматической актрисой, ненадолго заглянувшей на территорию юмора. А вот Лиззи Каплан стала для меня настоящим открытием. Она очень убедительна «под коксом», очень убедительна в «завязке», а сцена на кровати, когда Клайд резко разворачивает её к себе, заставила меня подпрыгнуть в удобном кинотеатральном кресле 10-го ряда. Без единого звука, лицом и взглядом она передала все те яростные споры, происходящие в эти секунды в голове её героини – то она вспоминает все скотские поступки Клайда, и убеждает себя, что он способен на это и сейчас, то она возражает надеждой на то, что люди меняются. Ей буквально бросает от одного борта к другому за несколько секунд и эти секунды прекрасны. Ни в «Мальчишниках», ни в «Девичниках» такого нет и близко.

«Холостячки» - это очень неоднозначная комедия, которая преподнесёт сюрприз каждому зрителю. Те, кто пойдёт на ржачное продолжение «Девичника», будет жестоко разочарован. Те, кто хотел бы посмотреть хорошую драму, но будет вынужден пойти на комедию «за компанию», будет приятно удивлён. Сочетание драмы и комедии в правильных пропорциях – очень сложная и почти невероятная задача, которая, в случае успеха, гарантирует фильму культовый статус. Лесли Хэдланд с этой задачей почти справилась.

Денис Куклин


0 коммент.:

Отправить комментарий