19 сентября 2012

Мишель Гондри рассказал Илье Лагутенко о своей коммунистической "Кинофабрике"

Мишель Гондри, автор «Науки сна», «Вечного сияния чистого разума» и бессчетного количества музыкальных клипов, месяц назад привез в Москву свой проект «Кинофабрика», а теперь приезжает и сам. Когда «Фабрику» монтировали в Москве, музыкант и поклонник творчества Гондри Илья Лагутенко позвонил Мишелю, чтобы выяснить, зачем ему понадобилось открывать киностудию для любителей.

ГОНДРИ: Привет, как дела?

ЛАГУТЕНКО: Супер, спасибо. Самое забавное, что я тоже сейчас нахожусь во Франции. (Смеется.) Приехал восстановить силы. В итоге оказался в этом городке под Тулоном... Как его?

ГОНДРИ: Йер?

ЛАГУТЕНКО: Точно. Поехал с женой и детьми. Нас тут друг приютил, осталось не много таких, кто ждет тебя в гости с детьми. (Смеется.) У тебя есть дети?

ГОНДРИ: У меня сын, ему 22.

ЛАГУТЕНКО: А у нас две дочки: одной четыре, а другой два года.

ГОНДРИ: О! Как здорово!

ЛАГУТЕНКО: Вообще-то, как ты заметил, я не большой мастер задавать вопросы... (Смеются оба.)

ГОНДРИ: Мы можем на время поменяться ролями. Тебе нравится Gogol Bordello? Я пару раз был на их концертах. Кажется, они русские...

ЛАГУТЕНКО: Помню, видел их в аэропорту, где-то в Америке. По терминалу шла толпа с гитарами, и я сразу подумал: «Оу, вот какая-то музыкальная группа». Потом выяснилось, что это и были Gogol Bordello. Лично я с ними не знаком. Зато теперь знаком с тобой! Спорим, я знаю о тебе гораздо больше, чем ты обо мне? (Смеется.)

ГОНДРИ: Ну, я тоже кое-что про тебя знаю. Ты написал как минимум две песни, которые я слышал: Delphiny и Kontrabandy. (Илья смеется.)

ЛАГУТЕНКО: А мне очень нравится твой фильм «Перемотка». Ты же сейчас снимаешь новую ленту «Пена дней», да?

ГОНДРИ: Вообще-то я ее уже закончил.

ЛАГУТЕНКО: Правда? Я очень удивился, когда узнал, что ты снимаешь по роману Бориса Виана. Я читал «Пену дней» — очень футуристичная книга, так и не скажешь, что она была написана полвека назад. Я еще тогда подумал: «Было бы здорово, если бы кто-нибудь смог снять по ней хорошее кино». Но, мне кажется, ее непросто представить визуально.

ГОНДРИ: Знаешь, я не люблю забегать вперед. Но надеюсь, что результатом ты останешься доволен.

ЛАГУТЕНКО: Да ты и без того уже снял один из моих самых любимых фильмов! Не знаю, как он правильно называется на английском... Eternal или Long Light...

ГОНДРИ: Eternal Sunshine of the Spotless Mind Вечное сияние чистого разума». — Interview).

ЛАГУТЕНКО: Да, с Джимом Керри. Честно говоря,  до недавнего времени я вообще не подозревал, что это твое! (Смеется.) И «Перемотку» изначально смотрел просто потому, что мне очень нравится Джек Блэк. Его герой мне очень близок — я сам взрослел в 80-е и был жутким синефилом и меломаном.

ГОНДРИ: А помнишь группу Kid Creole and the Coconuts?

ЛАГУТЕНКО: Да, но, кажется, они были попозже.

ГОНДРИ: Не совсем. Они появляются в самом начале New York Beat Movie, фильма с Жан-Мишелем Баскией в главной роли. Он там изображает самого себя — молодого художника, который пытается кому-нибудь продать свои работы, чтобы свести концы с концами.

ЛАГУТЕНКО: А расскажи-ка мне о твоем новом проекте, «Кинофабрике Мишеля Гондри». Мне с самого начала было любопытно, как тебе пришла в голову такая идея? Как ты представляешь себе этот проект в Москве?

ГОНДРИ: По-моему, в Москве он будет к месту. Идея «Фабрики» — вообще коммунистическая, в хорошем смысле слова.

ЛАГУТЕНКО: О, для многих русских кино — настоящая страсть. Правда, снимаем мы его не блестяще. (Смеется.) Правильно ли я понимаю, что ты сделал «Фабрику», чтобы привлечь в индустрию энтузиастов, влюбленных в кино?

ГОНДРИ: Я думаю об этом как о своеобразном курсе профориентации. Есть люди, которым кино кажется чем-то волшебным и недосягаемым. Они и не должны знать, как устроен процесс: именно благодаря этому у них есть шанс сделать что-то новое. По-моему, любой человек — творческая личность. Просто некоторым не хватает стимула. Но стоит им только начать, как они втянутся, будут узнавать все больше и больше — и в конце концов могут стать профессионалами.

ЛАГУТЕНКО: Круто, а то в киноиндустрии многовато зануд, которые ничего толком не делают, зато готовы критиковать.

ГОНДРИ: Есть такие. Они всем пытаются навязать свое мнение. Но я с ними борюсь. И «Кинофабрика» — один из инструментов этой борьбы. Если обыватель сможет снять интересное кино, я докажу этим «экспертам», что они ничего не решают.

ЛАГУТЕНКО: Как работает «Кинофабрика»? Ты построил настоящую киностудию?

ГОНДРИ: Да. Мы создали два десятка небольших съемочных студий с декорациями. Там есть коридоры, кухня, площадка с автомобилем... Можно снимать самые разные сюжеты.

ЛАГУТЕНКО: Сколько материала ты планируешь отснять?

ГОНДРИ: Да плана особенного нет. Нас интересует сам процесс. Одновременно на площадке могут работать две или три съемочные группы: пока одни снимают кино, другие наблюдают со стороны. В этом идея проекта: ты приходишь, создаешь кино сам и смотришь на то, как это делают другие.

ЛАГУТЕНКО: Мне нравится — так люди увидят кино изнутри. Ведь многие думают: «О, эти киношники! Они только и делают, что ходят по красным дорожкам».

ГОНДРИ: Но я, кстати, не пытаюсь рассказать, как снимают кино. Я хочу, чтобы люди приходили и снимали по-своему, что-бы им было в кайф. Большинство людей не догадывается, как это круто — петь песни в микрофон или играть в кино.

ЛАГУТЕНКО: А кто выступает в качестве режиссера?

ГОНДРИ: Никто. Это как когда компания друзей собирается в выходные на даче. Кто-то говорит: «Я хочу купаться». Другой: «Что-то мне не хочется мочить ноги». Тогда мы спрашиваем: «А что тебе вообще хочется, черт возьми? Оставался бы дома». (Лагутенко смеется.) На «Фабрике» все принимают решения вместе. Если хотят, могут разделиться: пусть четверо пойдут на речку, трое в ресторан, а кто-то останется дома. А на следующий день поменяются. И все будут счастливы. Вот и у нас так же, только про кино. В конце участники получают не просто диск с фильмом, а придумывают обложку для DVD: садятся, выбирают бумагу, рисуют эскиз...

ЛАГУТЕНКО: Вот я — музыкант, который ничего не смыслит в кино. Я могу к вам прийти?

ГОНДРИ: Конечно, и клавиши с собой захвати! В Бруклине на «Фабрику» одна компания из пятнадцати ребят заявилась с другом, который играл индастриал все время, пока они снимали. Это было очень круто! Можно играть где угодно, в кадре или за камерой, пока остальные делают фильм. А можно включить микрофон и записать музыку за кадром.

ЛАГУТЕНКО: А ты сам собираешься в Москву?

ГОНДРИ: Да, я приеду в конце сентября к закрытию «Фабрики».

ЛАГУТЕНКО: Отлично, тогда и встретимся лично. Может, даже снимем вместе клип?

ГОНДРИ (смеется): Интересное предложение, обсудим!

Интервью: Илья Лагутенко, Interview

0 коммент.:

Отправить комментарий