13 октября 2012

Мнение. Почему закон "О защите детей от вредной информации" вреден.


Вот уже полтора месяца как кино и СМИ должны размещать значок возрастного рейтинга. ТВ, зарегистрированные в качестве СМИ сайты и так далее. Естественно, никто не может проконтролировать, зашло ли двенадцатилетнее лицо на сайт "16+" и посмотрело ли по телеку передачу "18+". Но в кинотеатрах это проконтролировать можно. Вот тут пишут, что изменилось в кинотеатрах: http://kinobizon.ru/2012/10/10/theatres-child-protection-law/ - и там же из кинотеатров сообщают, что в этом сентябре падение посещаемости по сравнению с прошлым сентябрем - 20%, которое кое-где даже пришлось компенсировать ростом цен на билеты. Кому-то просто не продавали билеты, а кто-то приходит и не покупает, потому что билеты стали еще дороже.

Олег Березин часто и верно говорит о том, что наименее лояльная к кинотеатрам публика - это самая молодая ее часть. Сейчас, в эту самую минуту, многие юные зрители привыкают смотреть кино на компьютере, уже с детства. Есть легальные сервисы, но я вот, например, не знаю никого, кто бы получал удовольствие от их использования, потому что ни один легальный сервис не позволяет записать фильм на флэшку и воткнуть ее в свой большой телевизор или проигрыватель. А именно так сейчас очень многие смотрят кино дома. Короче: первое - возрастные ограничения не работают. Человека не пустили в кинотеатр - он пошел и скачал. Первая и главная цель не достигнута: от "вредной информации" никого не оградили. Но что же второе? А второе - то, что человек попросту не вырабатывает привычки ходить в кинотеатр на взрослое и серьезное кино. Все серьезное кино о взрослых проблемах имеет сейчас рейтинг "18+". И вот идиотская мысль "в кинотеатре - зрелищное, дома - серьезное" закрепляется в башке у юного зрителя с самого детства. В условиях разгула интернет-пиратства это означает, что закон окончательно подрывает экономическую базу "взрослого" кино. Что делает этот закон? Он приучает людей качать, а не ходить в кино. Вот и всё. На месте тех, кто сейчас пишет жалобы на прекрасный фильм "Духлесс", я бы обратился в прокуратуру с вопросом, кому выгодно принятие закона, который ограничивает посещаемость кинотеатров и повышает популярность торрентов.

Мне было 17, когда я посмотрел в кинотеатре "Бойцовский клуб", "Пляж" и "Гладиатор". Нет никакого сомнения, что сейчас эти фильмы получали бы в России рейтинг "18+". Но я их посмотрел тогда. И я здесь, с вами, работаю кинопродюсером и в свободное время пишу эту мудрую мысль, а вовсе не пускаю по вене героин и не убиваю людей. Когда мне не было и 10 лет, я смотрел "Терминатор-2" (в США у этого фильма - рейтинг R), а незадолго до него - и вовсе "Бонни и Клайд" Артура Пенна. А лет в 12 или 13 - "Робокоп" и "Вспомнить всё", которым, вроде как, давали даже не R, а NC-17. И опять ничего, жив, здоров. А вот вполне доступный тогда "Калигула" Тинто Брасса мне казался унылым и скучным фильмом, поэтому я его всегда бросал на самом начале, и целиком посмотрел много позже - уже когда студентом изучал историю кино. То ли дело "Паприка" - засматривались всем классом.

Может быть, я такой особенный, и у меня иммунитет к вредной информации. Но полагаю, что абсолютно все мои читатели без труда сообразят, что обладают точно таким же иммунитетом. Надпись из трех букв на заборе или в туалете не спрячешь под плашкой "18+", и никто от нее еще не умирал - это жизнь. Так что лучше, надпись на заборе или искусство? На Эрмитаже вот нет значка "18+", а секса и насилия там предостаточно.

Короче говоря, толку от этого закона нет и не будет - только отрицательные последствия для культуры и экономики. У О'Генри есть такое произведение "Кто выше". Там продавали средство от взрывания керосина. Так вот этот закон - средство от взрывания керосина, имитация законотворческой деятельности и иллюзия наведения порядка. Не победили коррупцию, зато победили кино и телевидение. Пропаганды расизма или фашизма, разумеется, быть не должно. А секс и насилие, тем более, в художественной форме, в кино имеют право на существование - и ничего страшного в них нет. Дети интересуются шреками и саблезубой белкой, но когда их начинает интересовать "Основной инстинкт" и "Список Шиндлера", очень глупо и вредно скрывать от них такие фильмы.

Saintvlad

0 коммент.:

Отправить комментарий