13 октября 2012

Киноклуб Cineast в Bar 34. "Отец Сергий"


Продолжаем "Месяц старья". В этот раз, после Швеции и Америки, мы заглянем в отечественные 1910-е и посмотрим первый и последний киношедевр Российской Империи "Отец Сергий".

Купеческий сын Яков Протазанов, ставший в 1910-х кинорежиссёром, обладал на студии Иосифа Ермольева неслыханной свободой – ему одному было позволено самостоятельно выбирать сюжеты для картин. А поскольку купеческий сын Яков Протазанов больше всего на свете любил русскую литературу, в его фильмографии содержится множество экранизаций произведений русских классиков и, прежде всего, – Льва Толстого. Протазанов поставил «Дьявола», «Войну и мир» и даже снял «Уход великого старца» о последних днях жизни писателя. Но «Отца Сергия» он поставить не мог – в Российской Империи изображение членов царской семьи и духовенства в художественных фильмах было под запретом. Цензура справедливо полагала, что если киношники возьмутся изображать священников и царей, то выставят их в заведомо неприглядном виде.

В 1917 году, после отречения Николая II от престола, Протазанов, наконец, смог приступить к съёмкам. На главную роль он пригласил звезду – Ивана Мозжухина, бросившего на пике славы театр ради кинематографа. Но Протазанов в «Отце Сергии» сумел победить знаменитую привычку Мозжухина (и других представителей «подмосток») устраивать в кадре «театральщину», смог сосредоточиться на крупных планах, ракурсах, свете и других средствах передачи в кадре внутреннего состояния персонажа. Для зрителя и критиков это было непривычно. Сегодня ясно, что «Отец Сергий» стал первой кино-попыткой разобраться во внутреннем мире героя. Конечно же, для экранизаций русской литературы это был единственно верный подход.

Вот что пишет об этом киновед Нея Зоркая: «Протазанов и Мозжухин проводили своего героя от юности до глубокой старости. Сквозной темой судьбы героя становились напряженные попытки избегнуть соблазнов, и главного среди них — соблазна лжи, обрести истину и подлинную веру. Мозжухин играл целую жизнь человеческую с темпераментом и серьезностью, правда, моментами чуть выспренно, чему способствовал тогдашний общий стиль актерской игры, еще не окончательно оторвавшейся от театра и, в частности, глубокий черный грим, которым по манере той поры были обведены глаза персонажа. Но исполнение Мозжухина в ряде сцен (особенно — в пустыньке с барыней Маковкиной, с купеческой дочкой Марьей — эпизоды соблазнения) поднималось к трагедийной силе…

Фильм «Отец Сергий» был выпущен на экраны уже после Октябрьской революции, премьера состоялась в московском кинотеатре «Арс» 14 мая 1918 года. По словам очевидцев, это был подлинный шок. Когда зажгли свет, несколько мгновений публика молчала и потом разразилась тем, что называют бурей аплодисментов. Это был своего рода результат десятилетней работы русского кинематографа над фильмом-экранизацией. И при сравнении «Отца Сергия» с первыми простодушными фильмами-лубками и добросовестными иллюстрациями вырисовывается творческий итог той школы классической литературы, которую в кратчайший срок успело пройти русское кино
».

Во вторник, 16 сентября, в "Bar 34", в 19:30.


16 октября, 19-30 Харьков, Bar 34, Вход свободный 

(м. Исторический музей / Советская, ул. Пушкинcкая 22, подвал Cinema-кафе)

Встречи: Facebook или Вконтакте или Google+

0 коммент.:

Отправить комментарий