12 октября 2012

Статья. Анимация Тима Бертона

Тим Бертон, с куклами для мультфильма "Франкевини"

В прокат выходит «Франкенвини» Тима Бертона — черно-белый анимационный фильм о мертвой собаке, снятый с применением stop-motion. К премьере мы решили вспомнить, из чего складывается мир его мультфильмов. Бертон — из тех режиссеров, кто скорее создает собственную, всегда узнаваемую вселенную, чем описывает реально существующую. И если в игровых фильмах фантазию режиссера еще сдерживают какие-то объективные ограничения, анимация Бертона — это полный творческий беспредел. Тем не менее вот понятия, ориентируясь в которых, проще освоиться в мире бертоновских мультфильмов.


Любовь


Преимущественно до гроба, но иногда и после. Идеальная романтическая ситуация, по Бертону, должна развиваться в духе Эдгара По: томление влюбленных и разлука ввиду непреодолимых преград. Хотя за смертным порогом царит такое веселье, что если не при жизни, то в ином мире все сложится. Как в «Кошмаре перед Рождеством» у Джека и Салли.

Мальчик


Маленький, сухонький, с хорошими глазами и черными, как смоль, мыслями. У него всегда есть хобби, мания, сомнительная страсть. Винсент хочет сделать из тети восковую статую и превратить собаку в монстра. Виктор из «Трупа невесты» водит дружбу с мертвецами, а Джек из «Кошмара перед Рождеством» влюблен в добрый праздник и Санту.

Улыбка


Веселая усмешка скелета или сдобная улыбка немощного влюбленного, услужливый оскал собаки или хищная ухмылка злодея. Главные герои, по Бертону, могут не улыбаться, но их неистощимая печаль должна быть оттенена улыбками на втором плане. Подойдут также дьявольский хохот и кривая усмешка судьбы.

Собака


Собака-призрак («Кошмар перед Рождеством»), собака-скелет («Труп невесты»), собака-монстр («Винсент»), собака-франкенштейн («Франкенвини»). Собака Бертона — верный спутник героя, олицетворяющий самые светлые стороны жизни. К примеру, короткий вариант «Франкенвини» начинался с прохода пса в костюме динозавра.

Тьма


Ночь и ужас так хорошо сочетаются, что действие мультфильмов Бертона всегда разворачивается в приятном полумраке. При свете разрушается волшебство фантазий Винсента, уходит невеста-труп, при свете не работает франкенштейновская алхимия. День опасен, и, скорее всего, именно то, что главное волшебство Рождества начинается с первой звездой, привлекло к этому празднику внимание Джека Скеллингтона.

Девочка


Образ девушки смыкается с образом собаки, то есть трактуется примитивно. Девочка — приложение к фантазиям мальчика. Не зря имя суженой в «Трупе невесты» совпадает с именем жениха: Виктор и Виктория. Но иногда жизни в девочках столько, что и могильный холод ее не угасит.

Глаза


Глаза у героев бертоновских мультфильмов — зеркало души: у одних большие и чистые, у других презрительно прищуренные, у третьих вывалились от переутомления. «Ночь перед Рождеством» отвергает неписаное анимационное правило: «Глаза — это эмоции». Мало кто из живущих с той же нежностью, что Бертон, всматривается в бездонную темноту глазниц полуистлевших трупов и монстров.

Смерть


Смерть — это просто. Смерть — это дальняя поездка. Переход за порог, где другая флора и фауна. По Бертону, прогулка долиной смертной тени может скорее развлечь, чем напугать. По крайней мере, нигде больше не обретешь столько приятных знакомств, как в бертоновском загробном царстве.


0 коммент.:

Отправить комментарий