01 ноября 2012

Интервью с директором "Молодости" Андреем Халпахчи

Переполненные залы свидетельствуют об интересе зрителя к глубокому кино, прежде всего украинскому, считает Андрей Халпахчи, генеральный директор Международного кинофестиваля "Молодость", который недавно завершился в Киеве.

По его словам, проводить кинофорум, который в этом году проходил 42-й раз, было непросто из-за выборов - внимание чиновников и большинство бюджетов были направлены на избирательную кампанию. Однако от нехватки зрителей фестиваль не пострадал - Андрей Халпахчи утверждает, что несмотря на экономию на рекламе, их было даже больше, чем в прошлом году.

Корреспондент BBC Украина Роман Лебедь спросил у руководителя фестиваля, доволен ли он тем, как произошла "Молодость-2012".

Андрей Халпахчи: Наверное, довольны собой только надменные люди. Всегда хочется сделать еще лучше. И не всегда получается. Кроме того, действительно в этом году был очень ограниченный бюджет. И если государственные деньги остались те же, что и в прошлом году, то было труднее со спонсорскими деньгами. Да и цены на все выросли на 20%.

Больше денег пошло на выборы, чем на культурные события. Поэтому было трудно, и в рамках того бюджета, что мы имели, мне кажется, мы все сделали, что могли.

Мы изначально отказались от звезд, каких-то очень знаковых имен, которых хотелось бы пригласить, но никак не сократили программу и важные события. Все прошло действительно на высоком профессиональном уровне.

Увеличилось количество людей, которые посещали кинотеатры. И это было важно. Немного ограничивали рекламу. Но очень помогает интернет.

И мне кажется, при бюджете менее 500 тысяч долларов, мы сделали полноценный фестиваль. Кроме того, чем я очень доволен - это украинской составляющей в этом году. Потому что фестиваль, как зеркало, отражает процессы как мировой, так и отечественной киноиндустрии.

Очень интересно прошел национальный конкурс короткого метра - люди покупали билеты, интересовались этой программой. Заинтересовались несколько иностранных фестивалей, просят представить эту программу. Были интересные украинские премьеры, много классики украинской. И это стало акцентом фестиваля.

Корр.: Кроме финансовых трудностей, были еще какие-то проблемы из-за того, что фестиваль проходил в последнюю неделю перед выборами?

Андрей Халпахчи: Наверное, некоторые должностные лица были сильнее заняты. Хотелось видеть, независимо от партийной ориентации, каких-то знаковых людей на фестивале, на его открытии. Но премьер, вице-премьеры, в основном, были заняты избирательной кампанией. И не только они. Мы всегда рады видеть и Виталия Кличко, и Андрея Шевченко - это наши знаковые лица. Но они были заняты своей предвыборной работой.

А какого-либо давления со стороны государства или чего-то другого на нас не было - надо здесь отдать должное. Наверное, за столько лет нас уже знают как достаточно независимых людей.

Корр.: "Молодость" считают визиткой Киева, это старейший фестиваль. Когда, например, проводили Евро-2012, весь Киев завесили логотипами чемпионата. А когда шла "Молодость" - рекламы почти не было. Почему?

Андрей Халпахчи: Если бы у нас было больше финансов, мы тоже могли бы оклеить Киев, как политические силы. Но... Есть ресурс в интернете, который мы больше использовали.

Хотя у города, безусловно, есть свои рычаги относительно внешней рекламы. И мы действительно встретились накануне фестиваля с председателем Киевской государственной администрации Александром Поповым. У нас была очень интересная беседа. Мне кажется, что удалось его убедить, что не футболом единым и не только выборами мы должны жить, что фестиваль является возможностью для туризма в Киев.

Знаете, как приятно, когда приезжают впервые к нам иностранцы и говорят: "Боже, какой красивый город!". Еще эта осень золотая... И все ходят в рестораны, и все - это уже смешно - бегут на Бессарабку покупать сало с собой.

Так что мы тоже имеем собственные бренды, как, например, кино и сало. Мы даже подумали следующем году сделать что-то вроде того, что делают в Берлине - кулинарное кино.

Корр.: Не чувствовали ли вы недостаток зрителей на фестивале в этом году?

Андрей Халпахчи: Нет. Мы еще анализируем цифры, получаем отчеты из кинотеатров. По крайней мере в кинотеатре "Киев" количество зрителей увеличилось более чем на 50%. Это приятно. В "Кинопанораме" тоже было на 30-40% больше, чем в прошлом году. На церемонии открытия полный оперный театр. То есть, зрителей было очень много.

Корр.: Но вы и сами уже говорили о том, что сейчас интерес к арт-хаусному и фестивальному кино в Украине падает. Почему так происходит и что с этим делать?

Андрей Халпахчи: Это большой отдельный разговор. Надо работать со зрителем. Но каким образом? Не заставлять его идти в кино, как это было в советские времена, когда в школах от родителей требовали покупать билеты на какие-то идеологические фильмы, и целыми школами заполнялись залы. Заводы заставляли покупать билеты. Тот бокс-офис был очень фальшивым.

Дело в другом. Зритель сегодня не очень проинформирован. Очень мало специальных программ на телевидении, а если они есть, то это гламур и тусовки, а серьезных программ о кино нет. Я как раз предлагаю такую программу нашему Госкино и надеюсь, что они откликнутся. Потому что есть пример Польши, где 360 киноклубов, они очень активно работают, и это воспитывает зрителя. Кинообразование там является обязательным школьным предметом.

Для этого нужно проводить такую духовную работу среди людей. Человек хочет просто прийти на развлечение и не хочет входить в контекст серьезных фильмов. А когда есть киноклубы, когда есть серьезные издания о кино - как популярные, так и более серьезные - это лучшие направления для того, чтобы просто заинтересовать зрителя.

Нужно также больше издавать классики на DVD, чтобы люди могли смотреть. Потому что у нас считается, что есть только Довженко и Параджанов. Но есть и другие имена, которые мы постоянно открываем - и Ивченко, и Кавалеридзе, и Войтецкий и многие другие режиссеры.

Во время Одесского международного кинофестиваля, когда Потемкинская лестница были заполнена до отказа, я случайно услышал разговор между парнем и девушкой: "Какой классный фильм, я никогда не видел Чаплина, я думал, что это анимационный персонаж".

Люди не знают! Но все меняется, когда они попадают куда-то, где им дают не эту жвачку, не эту макулатуру, а что-то чуть более серьезное, пусть даже в развлекательном плане. Ибо сам Чаплин говорил, что он делает кино для Эйнштейна и для кухарок. Это как в литературе - если человек читает только детективы и бульварную литературу, он не дойдет до классики, не дойдет до современной литературы, которая все же другого рода.

Корр.: Так какой в таких условиях должна была бы быть миссия фестиваля с таким мощным именем?

Андрей Халпахчи: Фестиваль эту миссию выполняет, выполняет постепенно, показывая все-таки кино. Иногда мы также вынуждены размышлять: а если мы покажем этот фильм, а никто не придет, или все выйдут?

Впрочем, все-таки люди постепенно втягиваются. Я помним случай, когда моя коллега смотрела наш фильм в зале, а рядом сидела молодая пара, и парень говорит девушке: "На что ты меня привела? Что это за кино?" А она говорит: "Молчи, дурак, это "Молодость" показывает. Это наше классное кино!". Он досмотрел, и после этого девушка его спрашивает: "Ну как?" А он говорит: "Ты была права! Это классное кино!".

Видите, у фестиваля уже есть свой определенный имидж. К нам приходит много молодежи. Кстати, пожилых людей также было много. Мы намеренно выставили очень доступные цены.

Все же у нас есть свой зритель. И какой бы ты ни был уставший, раздраженный тем, что где-то не поступили деньги, что мы что-то в долг делаем, что что-то не так сделали коллеги, но выходишь в зал представлять какую-то картину и видишь глаза зрителей, которые действительно от тебя ждут какого-то месседжа - это приятно, это удовлетворяет!

Корр.: Для многих людей решение жюри относительно гран-при, которое завоевал фильм "L" греческого режиссера Бабиса Макридиса, стало неожиданностью. Как вы думаете, почему именно этот фильм стал победителем?

Андрей Халпахчи: Жюри собиралось вечером перед закрытием. Насколько я знаю от переводчицы, которая с ними работала, по этому поводу были страшные споры. Они очень много работали, очень много смотрели фильмов. И никакого давления с нашей стороны никогда не происходило.

Это был их субъективный выбор, который родился в спорах. Они решили выбрать такую действительно авангардную и сложную картину. Ну что ж, так случилось. Хотя наш зритель его не воспринял, я не думаю, что это плохой фильм. Некоторых людей этот фильм очень впечатлил.

Вообще все 12 фильмов, участвовавших в программе, были конкурентоспособными.

Корр.: В программе также был и украинский фильм. Вообще, на "Молодости" в этом году было несколько крупных свежих украинских проектов. Как реагировала публика на них и как вы оцениваете эти проекты?

Андрей Халпахчи: Во-первых, полные залы безусловно демонстрировали интерес украинской и иностранной публики. Наши гости-иностранцы приезжают посмотреть как международные фильмы, так и, в первую очередь, украинские. Поэтому людей на украинской премьерах было полно и интерес был значителен.

Воспринимали по-разному. Некоторым очень понравились... Очень неплохо отзывались люди о конкурсе короткого метра. Но была и другая реакция. От нашего журналистского люда, которого интересуют больше фуршеты, чем фильмы, я слышал: "Как такое можно показывать?". Это еще и наш такой менталитет украинский, к сожалению, - как-то унизить свое. У нас еще хотя и не расцвет кинематографии, но и позитив постепенный есть.

Корр.: Вам не кажется, что уже прошел тот момент, когда зритель просто говорит: "Дайте нам украинское кино!". Людей уже немного раздразнили, заинтересовали, показали родные локации...

Андрей Халпахчи: Когда мы организовывали дни украинского кино на Тернопольщине, показали реставрированную "Землю" с ДахаБрахой, с этой сложной этнической музыкой, ко мне подошел мужчина средних лет, пожалуй, достаточно обычной профессии, и поблагодарил меня такими словами: "Спасибо вам за то, что вы нас считаете людьми и привезли нам такое серьезное кино".

Кроме того, еще благодарили за фильм "ТотКтоПрошелСквозьОгонь", другие фильмы. И люди там, в провинции, восприняли их значительно лучше, теплее. Им интересно посмотреть украинские фильмы.

Корр.: Учитывая этот запрос, и то, что уже есть удачные примеры контакта, чего можно ожидать в ближайшее время на украинском кинорынке?

Андрей Халпахчи: Я думаю, что количество проектов увеличится. Я работаю в комиссии Госкино, мы читаем сценарии, смотрим фильмы. Безусловно, работы разные. Есть удачные проекты молодежи. А есть и совершенно провальные.

Мы читали вроде как интересный сценарий юноши, который неплохо зарекомендовал себя короткометражками, но с большим фильмом не сложилось, не сделал. Это случается. Это случается и с известными режиссерами.

Но во Франции снимают 300 полнометражных фильмов в год, и дай бог, чтобы среди них было хоть два шедевра. Поэтому надо иметь количество и пространство - из чего выбирать.

Очень важно, что сегодня наша молодежь больше общается со своими иностранными коллегами, чувствует себя уже не на хуторе, а частью европейского процесса.

Я верю в то, что будет увеличение количества фильмов. Это безусловно, потому и государственное финансирование увеличивается. Но надеюсь, что и качество будет высоким. У нас уже есть довольно значительные победы на различных фестивалях.

Я думаю, что должно быть разное кино, в том числе, надо делать жанровое кино. Не "Елки-палки" вроде русских глупых фильмов. Надо расширять диапазон жанров.


BBC Украина

0 коммент.:

Отправить комментарий