01 ноября 2012

Статья. Как жирные коты покончили с Микки-Маусом ("The Independent", Великобритания)



Говорят, что Disney переплатила за Lucasfilm и «Звездные войны», однако кассовые сборы давно перестали быть ключевым источником дохода для компании, 

Гай Адамс (Guy Adams)

В глухом закоулке обширной штаб-квартиры Disney в калифорнийском Бербанке, находится небольшой пустующий кабинет, который когда-то принадлежал Рою Диснею - племяннику Уолта Диснея. Комната конической формы, похожая на большую шляпу волшебника, освещается люстрой, которая, если стоять в правильном месте, проецирует на потолок теневой силуэт Микки-Мауса.

Рой умер в 2009 году, примерно в то же время, когда его бывшая семейная фирма выложила за выпускающую комиксы компанию Marvel 4 миллиарда долларов. На этой неделе Disney потратила еще 4 миллиарда на Lucasfilm, которая теперь начнет штамповать новые «летние блокбастеры» из серии «Звездные войны».



Это отличная сделка для Джорджа Лукаса (George Lucas), который в свои 68 лет становится одним из самых богатых людей в шоу-бизнесе. Может ли Disney называть эти деньги потраченными с толком, пока непонятно. Последние «Звездные войны» - вышедшие в 2005 году «Месть Ситхов» - принесли в прокате 850 миллионов долларов при бюджете в 113 миллионов долларов и примерно таких же затратах на маркетинг. Если новые дополнения к одиссее Люка Скайуокера, начиная с седьмого эпизода, выход которого запланирован на 2015 год, будут приносить столько же, студия сможет окупить свои вложения к середине 2030-х годов.

По крайней мере, такой была бы логика старого Голливуда. Однако в наши дни в Disney невозможно узнать ту империю, которую когда-то построил Уолт. Мир изменился и не похож теперь даже на тот, в котором Рой, последний член семьи Диснея, входивший в совет директоров, строил свою карьеру. Сейчас основной задачей киностудий перестал быть выпуск фильмов. Именно поэтому они с каждым годом снимают все меньше и меньше. Вместо этого их бизнесом стало создание «интеллектуальной собственности».



Например, в прошлом году весь кинобизнес Disney принес фирме примерно 600 миллионов долларов. Это меньше одной десятой от того, что она заработала благодаря своим медиа-компаниям, в число которых входят телеканалы ABC и ESPN, и меньше половины совокупной прибыли от ее парков развлечений. Корпорация заработала больше даже на «потребительских продуктах» - подразделении, продающем фирменную одежду и атрибутику.

Тем не менее, хотя значение доходов от проката практически стало для Disney пренебрежимо малым, существование компании по-прежнему зависит от ее способности снимать кино. Популярные франшизы обеспечивают творческую искру, озаряющую остальную часть крайне доходной корпоративной империи. Они вдохновляют аттракционы для парков развлечений и телевизионные продолжения, модные игрушки и видеоигры. Без новых фильмов обширный и прибыльный бизнес Disney ждет стагнация.



Неудивительно, что на этой неделе глава Disney Боб Айгер (Bob Iger) подчеркнул в своем обращении к акционерам, что Lucasfilm – это, в первую очередь, не кинокомпания. Вместо этого он назвал ее бизнесом, стоящим за «17 000 персонажей, несколькими тысячами планет и 20 000 лет истории». Научно-фантастическая франшиза, по словам г-на Айгера, открывает перед Disney целую новую «вселенную» коммерческих возможностей.

Насколько прибыльной будет эта вселенная, пока никто не знает, так как Lucasfilm – это частная фирма с непрозрачными финансами. Однако USA Today в 2007 году сообщила, что коммерческое подразделение «Звездных войн»Lucas Licensing заработало за год 1,5 миллиарда долларов. Лос-анджелесская компания The Numbers, специализирующаяся на анализе кинобизнеса, утверждает, что только компания, занимающаяся игрушками и, выпускающая фигурки героев и пластиковые «световые мечи», приносит 416 миллионов долларов в год.

Тем не менее, вчера акции Disney упали примерно на 2%, отразив консенсус рынка, предполагающий, что г-н Айгер несколько переплатил. Однако в долгосрочной перспективе аналитики соглашаются с его логикой.

Как и в случае со специализирующейся на компьютерной анимации студией Pixar с ее «Тачками» и «Историей игрушек», которая была куплена Disney в 2006 году за 7,4 миллиарда долларов, может оказаться, что «Звездные войны» достались корпорации дешево.

«Нам нравится это приобретение», - заявил Майкл Моррис (Michael Morris) из консалтинговой компании Davenport and Co. По его мнению, с 2015 года оно будет «значительно» увеличивать доходы Disney, особенно на международных рынках. «Цена была немаленькой, и о ее оправданности еще будут спорить», - считает он. Но сама логика этого шага, по его мнению, верна.

История с Marvel, о которой в 2009 году тоже говорили, что Disney за нее переплатила, также должна успокоить инвесторов. Barclays Capital прогнозирует в краткосрочной перспективе для Disney сравнительно скромную целевую цену в 52 доллара за акцию (при нынешней цене в 49 долларов), но с оптимизмом смотрит на долгосрочные перспективы в области тематических аттракционов по «Звездным войнам», телевизионных продолжений, а также игрушек и атрибутики.

Эта сделка «продолжает успешную стратегию Disney по приобретению ценной интеллектуальной собственности и по ее более эффективной монетизации посредством своих глобальных и многосторонних механизмов распространения», пишет Barclays.

Таким образом, хотя Микки-Маус, вероятно, по-прежнему останется важным элементом пейзажа в Бербанке, с креативной точки зрения, его время прошло: по мнению г-на Айгера, коммерческое будущее Disney теперь лежит на широких плечах Железного человека, Мстителей, Люка Скайуокера и Хана Соло.


Оригинал публикации: How fat cats killed off Mickey MouseИноСМИ

0 коммент.:

Отправить комментарий