17 июня 2013

Рецензия на фильм «Похититель личности» / «Поймай толстуху, если сможешь»

Я напишу один раз название «Поймай толстуху, если сможешь» только ради поисковиков и больше не буду использовать эту отвратительную и убогую креатуру российских прокатчиков. Фильм называется «Похититель личности».

С чем его сравнивают чаще всего, так это с роуд-комедией «Впритык». А её, в свою очередь, сравнивают с «Самолётом, поездом, машиной». А тот фильм — ещё с чем-то. В общем, оригинальности в жанре дорожной истории не было видно веков эдак с 30, с самого Гомера. Уже в нашем веке авторы определились, что одним из случайных попутчиков должен быть нудный и банальный средний человек, а вторым — совершенно неадекватный, но ужасно милый хулиган. И их постоянный конфликт мировоззрений, прерываемый на столкновения с ещё более неадекватными людьми на обочине — вот и весь смысл подобного фильма. В конце все друг друга полюбят. А зрители должны смеяться, а потом умиляться, а в конце опять на пару секунд засмеяться со слёзами умиления на глазах. В «Похитителе личности» всё сделано по ГОСТу.

То, что зрители не смеются над четырьмя из пяти шуток — совсем не страшно для комедии. Вспомните, когда вы последний раз смеялись над Шуриком из фильмов Гайдая. Комедия, конечно, становится популярной и народной благодаря юмору — как «Мальчишник». Но иногда она выигрывает за счёт персонажей, которым необязательно уметь смешить — достаточно просто быть близкими и симпатичными. И тут как раз — второй случай. Номинально главный герой Сэнди Паттерсон, у которого мошенница Диана выуживает личные данные и с их помощью живёт по его кредитной карте, — нудный и туповатый финансовый клерк. Возможно, есть у него какие-то достоинства, за которые его полюбила жена и коллеги, но нам их не показывают — он думает о бонусах, заботится о накоплениях и завидует высоким окладам. Все разговоры Сэнди до встречи с Дианой — о деньгах. Мерзкий тип.

В свою очередь, Диана изначально вызывает жалость — она одинока, и пытается купить дружбу незнакомцев выпивкой. Мелисса МакКарти очень точно изображает человека с жутко низкой самооценкой и отсутствием опыта близких отношений — родственных, дружеских или романтических. Это абсолютно, тотально одинокий человек во всей его красе — с навязчивой манерой общения, всегда повышенным голосом и плохо скрываемым враньём. Её жалко, потому что ей просто не повезло. Проблемы в общении накатывают, как снежный ком — первая незначительная неудача здесь влечёт самоедство, страх нового провала и тем самым увеличивает риск новой неудачи, которая случается, провоцируя новые страхи и новые приступы самокопания и так далее, до полного краха всех отношений. Таких людей вытаскивают из их замка одиночества случайные люди, проникшиеся их болью и страхом, и помогающие им шаг за шагом вернуть уверенность в себе и вернуться в общество. Этим благодетелем для Линды и становится, как можно догадаться, Сэнди Паттерсон.

Собственно, об этом фильм. Это меньше комедия, чем трогательная история о дружбе. Свой первый художественный фильм, тоже комедию «Четыре рождества», Сет Гордон снимал о людях, проповедующих современный тип брака — без обязательств, родственников, детей и кактусов на окне. Гордону просто нравится копаться в людях, которые копаются в себе и принимают решения, делающие их несчастливыми. Смех — способ привлечения симпатии к этим людям, ничего больше. В конце концов, именно смех заставляет зрителя проникнуться хоть какой-то симпатией к отталкивающему Сэнди Паттерсону и поверить в его гуманистический переворот. Иначе — никак. Иначе бы не поверили.

«Похититель личности» вряд ли станет чьей-то любимой комедией или фильмом, который друзья советуют друг другу для «чисто поржать». Но его персонажи вызывают редкую для комедий симпатию, и если не могут вас до коликов рассмешить, то хотя бы попробуют научить чему-то хорошему.



Денис Куклин

0 коммент.:

Отправить комментарий