19 ноября 2012

О сериалах. «Обратная сторона Луны». Послесловие от Кино-театр.ру

Обратная сторона Луны

Несколько лет назад, при обсуждении американского ремейка британского сериала «Жизнь на Марсе», я выразил надежду, что за этот сюжет не рискнут браться наши кинематографисты. Зря надеялся - вчера на Первом канале завершились последние серии 16-серийного фильма  «Обратная сторона Луны», поставленного по его мотивам.

Правда, «Обратная сторона Луны» - это скорее не ремейк, а вариация на тему. И ближе всего по сюжетной неразберихе и нагнетанию всяческой фантастики-мистики он к американской версии, которая и сама-то является не сильно удачной копией мощного во всех смыслах английского оригинала.

У каждого варианта сюжета про служителя правопорядка, попавшего в состоянии комы из современного мира в семидесятые есть свои прелести, причуды и недостатки. Англичане решили придерживаться реальности, и, в результате, главный герой в исполнении Джона Симма покончил с собой. У американцев Сэм (Джейсон О'Мара) оказывается настоящим астронавтом, пробудившимся после запланированного сна на орбите Марса. Ну а наши соотечественники предложили развязку, которую зритель лицезрел вчера. Впрочем, подобное и следовало ожидать, при всей нелогичности, абсурдности и перегруженности смыслами, жанрами и событиями российской версии. Именно таким увидели выход из сложившейся ситуации режиссер Александр Котт и сценарист Александр Щербаков. Собственно, другого финала и не могло быть, так как у них было только два варианта концовки: банальный (Миша выходит из комы и кидается обнимать-целовать повзрослевшую Катю) и намекающий на второй сезон, каковой мы и получили. Но, скорее всего, продолжения не стоит ждать (хотя я, наверняка, опять ошибаюсь в своих предположениях), так как при этом есть риск самоповтора. А посему финал схож с американской развязкой, где он так же остался открытым. Разумеется, не всем зрителям по нраву подобный финиш, но данный сюжет изначально располагает к различным трактовкам.

Обратная сторона Луны

Зрители также недовольны множеством исторических ошибок в отображении на экране 79-го года. Есть замечания и по поводу отсутствия логики, штампов и недоработок сценария. Все это, не спорю, есть. Особенно бросаются в глаза ошибки, связанные с исправлением прошлого. В данном случае показателен эпизод со шрамом, кочующим по голове Михаила. Врачи замечают его отсутствие или наличие по мере того, как в прошлом главный герой изменяет свою будущую жизнь. Хотя, по идее, которую, в частности, прекрасно обрисовал Рэй Брэдбери в новелле «И грянул гром», никто не должен замечать подобных изменений, ибо они произошли давным-давно. А следовательно наличие-отсутствие шрама фиксировалось еще при попадании Соловьева в больнице, о чем и следовало снять эпизоды.

Но это все, на самом деле, мелочи и придирки внимательного зрителя. Ведь перед нами продукт, во много раз превышающий профессиональный уровень продукции телеканалов «Россия» и «НТВ». Пусть и схематичный, предсказуемый и шаблонный, но подобное встретишь практически во всех сериалах. Везде есть повторяющиеся из серии в серию кадры, сюжетные ходы и эмоции, включая и пресловутые выпученные глаза.

Интересно другое. Несмотря на то, что в новом сериале пару раз проскакивают заимствования из прежних версий (космическая атрибутика, пиджак Соловьева, односторонняя связь с современным миром через телевизоры и радио), произведение Котта выглядит самобытным и привлекает умеренной дозой ностальгии. А то, что герой не может привыкнуть к миру собственного детства, так это издержки века высоких технологий. Вам бы понравилось, если бы вы оказались в месте, где недоступны все блага современной цивилизации: Интернет, сотовый телефон, изобилие в магазинах?

И Павел Деревянко здесь на своем месте (а иначе и не могло быть, ведь они с Коттом начинали вместе свой творческий путь в фильме «Ехали два шофера»). Конечно же, Деревянко под конец устроил бенефис одного актера, но его таланта хватит и на десяток сиквелов «...Луны». Особенно порадовал кастинг - создателям удалось найти похожих актеров на роли персонажей, которые фигурируют и в прошлом, и в будущем. А это, на мой взгляд, не частое явление в отечественном кино. В этом плане нельзя не отметить блестящую находку для образа медсестры Кати, каковую сыграли мать и дочь Марцинкевич. Запомнился и выход Котова, дослужившегося до генерала, в исполнении Владимира Лаптева.

Обратная сторона Луны

Но все мои личные симпатии на стороне Павла Деревянко и, конечно же, Светланы Смирновой-Марцинкевич. Последняя стала весьма удачной заменой предшественницам из обеих версий - Лиз Уайт и Гретхен Мол, и ее-то обаяния как раз и не хватало в финальных сериях, где на первый план вышли Соловьев и его антагонист.

Есть в сериале и хорошо подобранный саундтрек («Пинк Флойд» вместо Дэвида Боуи, «Зодиак», Юрий Антонов), и смешные репризы к будущему (эпизоды с «геем», Хаустом, Высоцким, Киркоровым и Горбачевым). Нашлось место и самоиронии (появление Котта в образе режиссера «Карлсона»). Про оператора даже не стоит и заикаться - Леван Капанадзе уже неоднократно демонстрировал свои способности, да и вообще снял одну из новелл «Кошечки». А декорации Жанны Пахомовой запомнились со времен «Башни», ставшей одним из самых необычных опытов в отечественном телевидении.

И все же «Обратная сторона Луны» оставляет после себя горечь. При всей ее ностальгии понимаешь, насколько же все-таки изменилась наша страна за какие-то тридцать лет. И начинаешь верить в «зеркальность»нашей истории. Ведь если раньше люди были не такие злые, милиционеров уважали, как героев, а продавцы хамили, то сейчас все наоборот. Люди стали жестче, милиция превратилась в полицию, полную оборотней, а продавцы подобрели и стали внимательнее (оно и понятно - им надо раскрутить вас на покупку). Печально, скверно, но это наша жизнь, и хорошие сериалы, каковым и является детище Котта и Деревянко, заставляют нас задуматься над тем, что же происходит с нами и нашей страной. Остальная же сериальная продукция просто является фоном для приготовления пищи и разговоров о том, кто от кого к кому и почему ушел.

kino-teatr.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий