21 декабря 2012

Рецензия на фильм «Хоббит: Нежданное путешествие»

Впервые на экранах – экранизация, смотреть, которую вы будете намного дольше, чем читать первоисточник. Зачем Питер Джексон так поступил? Вариантов ответа много, и сам режиссёр/сценарист/продюсер ни за что вам не откроет правды. Возможно, потому что он сам её боится.



Между «Властелином колец» и «Хоббитом» у Джексона было два фильма – блокбастер «Кинг-конг» и триллер «Милые кости». Оба раза студии нанимали человека, покорившего мир своей эпичной трилогией, переломавшего через колено киноакадемиков – они в кои-то веки вынуждены были дать «Оскар» массовому фильму. Но в обоих случаях Джексон давал студиям совсем не то, что они ожидали. И Джексон и студии понимали, что этот режиссёр разворачивается в полную силу только в мире Толкиена. Поэтому сам Джексон, скорее всего, не раз, оставаясь наедине с собой, и размышляя о своей карьере, о возможных будущих проектах, боялся новой неудачи на незнакомой территории. Орсон Уэллс не боялся, Орсону Уэллсу было плевать, он каждый свой новый фильм считал лучше «Гражданина Кейна». Но Уэллс был гением, а Джексону просто хотелось ещё раз окунуться в море славы. Поэтому решение размазать «Хоббита» на три трёхчасовых фильма – это не только желание Warner Bros. срубить бабла, но и банальная попытка Джексона растянуть удовольствие, продлить золотое время. Потому что после «Хоббита» у Толкиена ничего не останется для 200-миллионного бюджета.

Конечно, размеры и размах, вместе с доставшим уже разговором о частоте кадров нагнетали вокруг «Хоббита» туман, за клубами которого нам обещали шедевр из шедевров. Точно такие же разговоре о «вехе» и «новом слове» были вокруг «Аватара», но спустя три года понятно, что из «Аватара» получился пшик. И точно так же, как на Кэмерона давил из прошлого его же «Титаник», на Джексона давила целая трилогия. Трилогия, которая нравилась почти всем, которую лично я пересмотрел в режиссёрском варианте одним заходом – а это что-то около 10 часов – и мне хотелось ещё. Из «Властелина колец» Джексону пришлось многое выбросить, потому что банально «не влезало». «Хоббита» ему пришлось раздувать, придумывая новых персонажей, новые сцены и создавать отсутствующие в книге связи с «Властелином колец».



Как превратить детскую незатейливую повесть в трёхсерийный эпик? Да никак. Джексон пытается балансировать на грани между детскостью оригинала и эпиком, которого требует зритель. С одной стороны, в фильме, прямо как в диснеевских мультиках про принцесс, из уст персонажей звучат песни. Они и у Толкиена записаны в форме стишков. Но с другой стороны, Гэндальф пророчествует всем своим коллегам нашествие тёмных орд орков с тёмных гор, а каждый кадр с гномьим королём сопровождается торжественной пафосной музыкой. Весёлый король гоблинов смешно трясёт нижним подбородком и издаёт «разбойничьи» песни типа «йо-хо-хо». А уже через десять минут в жестокой схватке ему вспарывают брюхо. Герои скачут по головам ужасных врагов и проносятся по узким тропам надо пропастью, как в компьютерной игре, но при этом режиссёр хочет, чтобы мы боялись за их жизни. Как я могу бояться за их жизни, если меня не покидает ощущение, что всего пару минут назад был последний чекпойнт?

Конечно, с «Властелином колец» было проще. Это история о борьбе целого мира против тёмных полчищ, поражение сулит гибель народов и тысячелетия мрака. Герои, вроде Арагорна или Леголаса, или даже Боромира – настоящие герои, мужественные, сильные и взрослые. В «Хоббите» ставка одна – гномы хотят вернуть себе свою гору. При том, что вокруг полно точно таких же бесхозных гор, но им подавай именно гору, в которой деды жили. Интересна ли мне их проблема? Конечно, нет. Милашка Фродо, убежавший из дома за приключениями, поступил соответственно желаниям. Бэггинс уходит в поход, не желая этого, а потом всю серию ноет и хватается за пожитки, чтобы вернуться. Устраивает ли меня такой протагонист? Маловероятно. И, собственно, приключения – я знаю, что дальше будут интересные «квесты» и встречи, и битвы и, собственно, визит к дракону дорогого стоит. Но в первой части все события происходят по одному шаблону – кто-то протупил, всех поймали, почти убили, появляется Гэндальф и всех спасает. И так несколько раз – с троллями, с гоблинами, с орками (дважды).



Даже визуально «Хоббит» до зевоты предсказуем. Не только внутренне – предводитель орков при каждом своём появлении обязан взмахнуть булавой, аки Чапаев, и крикнуть «Kill them all!» – но и внешне. Если сейчас столкнутся две стены войск, камера пойдёт от одного края к другому, и солдаты будут налетать друг на друга лесенкой – только, когда отползёт камера. Если на камеру несётся вагр, она отъедет назад и влево и проводит прыжок животного по дуге. Если падает сосна, то камера будет пятиться, пока перед её «носом» не приземлится самая верхушка дерева. И так далее. Всё это видано уже тысячу раз, и даже позволено – но только если камера и дерево настоящие. У Джексона полфильма нарисовано на компьютере, но он продолжает использовать старые приёмы, созданные ещё 50 лет назад операторами, которые на самом деле были на съёмочной площадке и пытались избежать прыгающих коней, падающих деревьев и несущихся навстречу друг другу мужиков в доспехах. Джексон даже не подумал о новых возможностях, которые даёт ему техника 21-го века. Этого ждали от него – новых идей, новых впечатлений. А получилось всё то, что мы видели в «Властелине колец», только хуже. А зачем нам хуже?

И ещё пара моментов – я совсем не понял, зачем здесь 3D. Это всё с таким же успехом летало бы и прыгало в двух измерениях. Мне очень понравился улучшенный Голлум – то ли Сёркис стал ещё круче, то ли технологии развились. А, скорее, и то, и другое. И, наконец, отдельное спасибо Джексону за пропаганду курения и алкоголя. В самом деле, крутые парни в кино всегда курят и пьют. Дай бог, чтобы так было и дальше.


Денис Куклин

0 коммент.:

Отправить комментарий