21 января 2013

Рецензия на фильм «Операция «Арго»

«Операция «Арго», один из главных фаворитов «Оскара», оказался неинтересным для украинских прокатчиков, поэтому увидеть его в наших кинотеатрах никак не получится. А в кинотеатрах он бы смотрелся очень убедительно, куда убедительнее и напряжённее, чем «Паранормальная активность 999», или какой у неё там вышел номер. Но рецензия на такое крупное событие, названное самим Роджером Эбертом лучшим фильмом года, у «Синиста» должна быть обязательно. Поэтому искать новый фильм Бена Аффлека пришлось всеми легальными и нелегальными способами, благо, способов этих предостаточно, и вы их знаете.

Фильм основан на реальных событиях, о чём нам честно сообщают в начале фильма, но некоторые обзорные статьи и рецензии уточняют, что те самые события в фильме показаны не полностью, что многие участники и даже страны фильмом недовольны, а возмущённые иранцы даже вздумали снять свой «ответ Чемберлену». Михаил Трофименков в своей рецензии для «Коммерсантъ-Власть» совсем позабыл о самом фильме, перечисляя все связи сюжета с реальным миром и разбираясь в исторической базе. Любителей исторической правды к Трофименкову и отсылаю.




Меня же больше интересует вопрос, чем этот фильм заслужил столь лестные отзывы. Ведь именно за его художественность и высокий уровень мастерства отдельных членов съёмочной группы «Операция «Арго» получила столько номинаций на «Оскар» и главные награды «Золотого глобуса» - за лучший драматический фильм и лучшую режиссуру.

Итак, по сюжету (и по истории) во время иранской революции 1979 года после свержения шаха разъярённая толпа захватывает американское посольство с несколькими десятками дипломатов. Но шестерым из них удаётся выбраться из здания и укрыться в доме канадского посла. Иранцы считают виновниками своих бед и укрывателями сбежавшего шаха американцев, поэтому держат людей в посольстве в качестве заложников. А шестёрке беглецов нужно как-то выбраться из страны, при том, что любой американец на улицах Тегерана объявляется шпионом и расстреливается. Сначала может показаться, что это кино о спасении заложников, каких снято тысячи. Но это не совсем так – настоящие заложники сидят в посольстве, а шестеро «гостей» канадского посла – обыкновенные персоны вне закона. Их бегство из страны не может быть военной операцией, это переправка нелегалов за границу. Их главные враги – не террористы или вражеская армия, а представители официальной  власти – таможенники, полиция, пограничники и отряды «дружинников», которые в Иране теперь тоже легальны. Таким образом, фильм превращается в попытку нескольких преступников (а они именно таковы с точки зрения иранского правосудия) пересечь границу. Это у нас проходит по разделу «фильмы о ворах» или «криминальный триллер». В принципе, Аффлек в тематике и настроении ленты недалеко ушёл от своей предыдущей работы, «Города воров». И в прошлый, и в этот раз у него получилось весьма достойное кино.




Суть «Операции «Арго» не в хитроумных планах ЦРУ, не в шпионских слежках и паролях, не в оригинальности «киношной легенды», и не в циничных фразах голливудских специалистов (их блестяще сыграли Алан Аркин и Джон Гудмен). Суть картины в напряжении, которым сопровождается сам побег американцев. В любом нормальном фильме про бандитов или грабителей, пик напряжения достигается в последней трети картины – когда преступникам нужно прорваться с награбленным через полицейские баррикады. В «Арго» в роли «награбленного» выступают сами беглецы, и напряжение, нарастающее с каждой минутой, достигает такого уровня, какого я не видел со времён «Схватки». Смешно, конечно, переживать за исход истории, прочитав перед этим статью о тех событиях в Википедии, но сила искусства такова, что тысячи, извините, сгрызенных ногтей усеивали пол американских кинотеатральных залов  во время сеанса «Операции «Арго». И я, далёкий от американского патриотизма, волновался не меньше. Поэтому, прежде чем сказать что-то о плохой игре актёров, о примитивности сценария, о историческом несоответствии, вспомните, пожалуйста режиссёров, которые способны добиться такого «саспенса» и «триллинга» в истории с заведомо известным, написанном в учебниках истории финалом.




Бен Аффлек, казавшийся смазливым недоразумением на фоне своего друга-приятеля Мэтта Дэймона, с его-то актёрскими успехами, недавно переродился в очень интересного режиссёра со своим дебютным «Городом воров». Многие думали, что это случайность, и время всё расставит по своим местам, но они ошиблись. Сегодня Аффлек заявил, что он – большой и талантливый режиссёр, который только-только начинает свой путь. Но получить «Золотой глобус» и попасть в фавориты «Оскара» со второй попытки – это очень хорошее начало. Посмотрим, сколько золотых человечков достанется ему от академиков через месяц.



Денис Куклин

0 коммент.:

Отправить комментарий