Тони Кушнер, сценарист, писавший последний вариант байопика Авраама Линкольна создал 500-страничный текст, описывающий весь срок его президентства. До этого Стивену Спилбергу предлагали варианты, больше похожие на классическую кинобиографию, включая детство маленького Эйба и его путь к вершинам власти. Но спустя 10 лет с начала работы над проектом, стараниями всё того же Кушнера, резавшего собственный сценарий, фильм стал рассказом о двух месяцах жизни Линкольна, когда он пытался провести в Конгрессе 13-ю поправку к Конституции. Этот законодательный акт можно даже назвать главной темой фильма, и более того – вынести в заглавие. Но вряд ли тогда у фильма «13-я поправка» было бы столько восхищённых рецензий и столько номинаций на «Оскар». Дело, конечно, не в названии, а в одной очень важной детали, и деталь эту зовут Дэниэл Дэй-Льюис.
Спилберг – очень известный, успешный и уважаемый режиссёр. Он снял много фильмов, любимых народами всех стран мира. Но также известно, что актёрам, желающим покорять новые вершины мастерства или зарабатывать премии, стоит поискать работу у другого постановщика. У Спилберга, создающего крупные, цельные, чаще всего развлекательные истории, актёры – не более, чем разновидность реквизита, носители характеров и говорители фраз. В своей предыдущей работе, картине «Боевой конь», Спилберг дошёл до предела в своём методе. Главным действующим лицом оказалась лошадь, а люди стали лишь оттеняющим события фоном. В итоге, «Боевой конь» был номинирован на «Оскар», но об актёрских номинациях никто не помышлял. При всей своей развращённости, Голливуд ещё не дошёл до того момента, когда лошадь можно ввести в Сенат.
Исключением из этого правила был «Список Шиндлера», где у Спилберга оказалась целая обойма выдающихся актёров, и режиссёр, не до конца, но всё же уделил внимание именно актёрской игре, сделав её не главной, но очень важной частью своего фильма. В итоге у него получился лучший фильм в карьере. Но «Линкольн» в этом смысле – огромный шаг вперёд. Разговорный исторический проект о противостоянии личностей и принципов обязан основываться на актёрской игре. И все прекрасные исполнители, которые работали со Спилбергом над этим фильмом – и Дэвид Стрэтэйрн, и Томми Ли Джонс, и Салли Филд, и Джеймс Спейдер сделали «Линкольн» выдающейся картиной. Очень и очень хорошей картиной, приятной глазу историка и милой американскому сердцу. С таким сценарием, таким актёрским составом и таким подходом Спилберг и команда, без сомнения, заслуживают номинаций на «Оскар».
«Но как он мог забыть о Дэниэле Дэй-Льюисе?», - скажут некоторые из вас. Я не забыл. Я вынес его за скобки, за пределы пространства, в котором работали Спилберг, Кушнер, Филд, Джонс, Камински и другие. Потому что Дэй-Льюис, со всей его скромностью, со всей его молчаливостью и непубличностью, находится за пределами обычной голливудской высшей лиги. Он же, чёрт побери, гений! Он внимательно слушает режиссёра, сценариста, продюсеров, старательно учит роль, не опаздывает на съёмки и просит, уверен, совсем немного денег. Но когда он работает – по всем этим инструкциям и указаниям – он делает свою, одну ему понятную работу, и делает её в тысячу раз лучше, чем это мог бы ожидать режиссёр. Когда в кадре «Линкольна» находятся Конгресс с его законодателями в париках, улицы Питерсберга, сражающиеся друг с другом американцы – это очень хороший исторический фильм Спилберга «13-я поправка». Когда в кадре появляется Дэй-Льюис, фильм становится гениальным, получает название «Линкольн», и оставался бы таким, даже если бы на фоне были деревянные декорации, оператором был мой сосед, а режиссировал бы Седрик Андреасян.
В методах работы Дэй-Льюиса нет никакой тайны гения, мистических обрядов или жертвоприношений Мельпомене. Он всё так же придерживался классического «вживания в роль», изучал литературу о Линкольне, читал воспоминания современников, но делал это очень-очень-очень долго и очень усердно. Плюс, конечно, актёрский талант. Ответ на вопрос «Почему он так редко снимается?» лежит в этом методе работы – Дэй-Льюис не умеет и не хочет сниматься в одной картине за год. Если что-то делаешь, делай это хорошо, пусть и с черепашьей скоростью. И если Дэй-Льюис будет работать с таким же усердием и в таком же темпе, то раз в примерно 4-5 лет я бы на месте мужчин-актёров не стал рассчитывать на какие-то «оскаровские роли». Это просто невозможно, если выходит фильм с Дэй-Льюисом.
В рецензиях на «Линкольна» много пишут о исторических соответствиях, о той подковёрной борьбе за принятие 13-й поправки, которую, к его чести, осмелился показать Спилберг, о судьбе Америки и борьбе за освобождение негров, в которой даже радикальный аболиционист Тадеуш Стивенс вынужден был уступить на мгновение своим принципам ради большой цели. Но для меня эта картина остаётся ещё одним шедевром из списка достижений Дэниэла Дэй-Льюиса. Его Линкольн, худой и неуклюжий, чудаковатый и упрямый, рассказывающий исторические анекдоты и стыдящийся любви к сыну, стал для меня единственным политическим деятелем, о котором я могу сказать «Я хочу, чтобы он был моим президентом».
В премьерный уикенд, на панельной дискуссии после просмотра «Линкольна», устроенной Миннесотским обществом памяти и исследования Гражданской войны, доктор Дэвид Вудард из Конкордского университета сказал следующее: «Всегда, когда смотрю подобные фильмы, я пытаюсь понять, захочет ли обычный человек, не помешанный на Линкольне, прочитать книгу о президенте после того, как посмотрел фильм. Сейчас мне кажется, что большинство людей, не увлекающихся историей, захотят прочитать что-нибудь о нём». Уверен, что настоящий Линкольн окажется не таким симпатичным, добрым и принципиальным, каким его изобразил Дэй-Льюис. Не в этом ли заключена цель и миссия искусства, пускай такого приземлённого, как голливудский байопик Спилберга?
Денис Куклин
Спилберг – очень известный, успешный и уважаемый режиссёр. Он снял много фильмов, любимых народами всех стран мира. Но также известно, что актёрам, желающим покорять новые вершины мастерства или зарабатывать премии, стоит поискать работу у другого постановщика. У Спилберга, создающего крупные, цельные, чаще всего развлекательные истории, актёры – не более, чем разновидность реквизита, носители характеров и говорители фраз. В своей предыдущей работе, картине «Боевой конь», Спилберг дошёл до предела в своём методе. Главным действующим лицом оказалась лошадь, а люди стали лишь оттеняющим события фоном. В итоге, «Боевой конь» был номинирован на «Оскар», но об актёрских номинациях никто не помышлял. При всей своей развращённости, Голливуд ещё не дошёл до того момента, когда лошадь можно ввести в Сенат.
Исключением из этого правила был «Список Шиндлера», где у Спилберга оказалась целая обойма выдающихся актёров, и режиссёр, не до конца, но всё же уделил внимание именно актёрской игре, сделав её не главной, но очень важной частью своего фильма. В итоге у него получился лучший фильм в карьере. Но «Линкольн» в этом смысле – огромный шаг вперёд. Разговорный исторический проект о противостоянии личностей и принципов обязан основываться на актёрской игре. И все прекрасные исполнители, которые работали со Спилбергом над этим фильмом – и Дэвид Стрэтэйрн, и Томми Ли Джонс, и Салли Филд, и Джеймс Спейдер сделали «Линкольн» выдающейся картиной. Очень и очень хорошей картиной, приятной глазу историка и милой американскому сердцу. С таким сценарием, таким актёрским составом и таким подходом Спилберг и команда, без сомнения, заслуживают номинаций на «Оскар».
«Но как он мог забыть о Дэниэле Дэй-Льюисе?», - скажут некоторые из вас. Я не забыл. Я вынес его за скобки, за пределы пространства, в котором работали Спилберг, Кушнер, Филд, Джонс, Камински и другие. Потому что Дэй-Льюис, со всей его скромностью, со всей его молчаливостью и непубличностью, находится за пределами обычной голливудской высшей лиги. Он же, чёрт побери, гений! Он внимательно слушает режиссёра, сценариста, продюсеров, старательно учит роль, не опаздывает на съёмки и просит, уверен, совсем немного денег. Но когда он работает – по всем этим инструкциям и указаниям – он делает свою, одну ему понятную работу, и делает её в тысячу раз лучше, чем это мог бы ожидать режиссёр. Когда в кадре «Линкольна» находятся Конгресс с его законодателями в париках, улицы Питерсберга, сражающиеся друг с другом американцы – это очень хороший исторический фильм Спилберга «13-я поправка». Когда в кадре появляется Дэй-Льюис, фильм становится гениальным, получает название «Линкольн», и оставался бы таким, даже если бы на фоне были деревянные декорации, оператором был мой сосед, а режиссировал бы Седрик Андреасян.
В методах работы Дэй-Льюиса нет никакой тайны гения, мистических обрядов или жертвоприношений Мельпомене. Он всё так же придерживался классического «вживания в роль», изучал литературу о Линкольне, читал воспоминания современников, но делал это очень-очень-очень долго и очень усердно. Плюс, конечно, актёрский талант. Ответ на вопрос «Почему он так редко снимается?» лежит в этом методе работы – Дэй-Льюис не умеет и не хочет сниматься в одной картине за год. Если что-то делаешь, делай это хорошо, пусть и с черепашьей скоростью. И если Дэй-Льюис будет работать с таким же усердием и в таком же темпе, то раз в примерно 4-5 лет я бы на месте мужчин-актёров не стал рассчитывать на какие-то «оскаровские роли». Это просто невозможно, если выходит фильм с Дэй-Льюисом.
В рецензиях на «Линкольна» много пишут о исторических соответствиях, о той подковёрной борьбе за принятие 13-й поправки, которую, к его чести, осмелился показать Спилберг, о судьбе Америки и борьбе за освобождение негров, в которой даже радикальный аболиционист Тадеуш Стивенс вынужден был уступить на мгновение своим принципам ради большой цели. Но для меня эта картина остаётся ещё одним шедевром из списка достижений Дэниэла Дэй-Льюиса. Его Линкольн, худой и неуклюжий, чудаковатый и упрямый, рассказывающий исторические анекдоты и стыдящийся любви к сыну, стал для меня единственным политическим деятелем, о котором я могу сказать «Я хочу, чтобы он был моим президентом».
В премьерный уикенд, на панельной дискуссии после просмотра «Линкольна», устроенной Миннесотским обществом памяти и исследования Гражданской войны, доктор Дэвид Вудард из Конкордского университета сказал следующее: «Всегда, когда смотрю подобные фильмы, я пытаюсь понять, захочет ли обычный человек, не помешанный на Линкольне, прочитать книгу о президенте после того, как посмотрел фильм. Сейчас мне кажется, что большинство людей, не увлекающихся историей, захотят прочитать что-нибудь о нём». Уверен, что настоящий Линкольн окажется не таким симпатичным, добрым и принципиальным, каким его изобразил Дэй-Льюис. Не в этом ли заключена цель и миссия искусства, пускай такого приземлённого, как голливудский байопик Спилберга?
Денис Куклин
0 коммент.:
Отправить комментарий