11 января 2013

Рецензия на фильм «Суперстар»

Знаменитую фразу «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» принято использовать по отношению к самому себе, когда вы делаете что-то очень хорошо, когда у вас что-то получилось. По аналогии с Александром Сергеевичем, это «что-то» может быть поэмой. Но лично я больше, чем писать поэмы, люблю понимать вещи, ситуации или события, разбираться в них или искать какой-то смысл. Например, изучив несколько различных взглядов или мнений, связав события в последовательные цепочки, определив влияния и мотивации, можно самостоятельно понять какой-то исторический или даже современный феномен. В конце-концов, можно понять, почему соседка тётя Вера всегда сердится. В любом случае, я употребляю фразу «Ай да …», когда достигаю понимания – пусть даже это будет устройство холодильника или какой-то отдельный фильм. Чисто человеческая привычка узнавать «как» и «почему» создала нашу цивилизацию и до сих пор остаётся главным двигателем прогресса.




Фильм «Суперстар» и есть такая попытка разобраться «почему». Слово «Pourquoi» стало рефреном картины, главный герой Мартин Казински постоянно его повторяет и рисует вопросительные знаки на зеркалах. Он, маленький человек, работающий в конторе по утилизации бытовой техники, не имеющий ни жены, ни детей, в одно утро становится предметом всеобщего интереса – толпа фотографирует его в метро и жаждет получить его автограф. Внезапная слава, о которой мечтают 99% населения Земли, совсем не нужна Мартину. И, естественно, чтобы избавиться от неё, ему нужно узнать её причину – почему она на него свалилась. Казалось бы, есть специальная категория людей, которые знают о славе и знаменитостях всё – журналисты. И Мартин, в конце-концов, попадает в их волосатые руки.




Жанр «комедия» взялся в описании «Суперстар» откуда-то с потолка. Фильм очень задумчивый и местами страшный – толпа поклонников, в конце концов, может в любовном восторге порвать звезду на сувениры (привет Зюскинду). Эти безымянные почитатели, хватающие Мартина за рукав, ловят каждое его слово, ассоциируют себя с ним и каким-то своим коллективным бессознательным обрабатывают его слова и даже эмоции – так странно и так извращённо, что смех над глупостью толпы превращается в ужас. Причём ужас вызывает всё та же глупость.

Логику толпы и феномен славы обсуждают в картине журналисты – их много, они разные, но они все жутко умные. Бедный Мартин, идущий к ним со своим «пуркуа?», понимает, что они тоже не знают причины его славы, но зато они знают, как эту славу использовать. Причём, каждый готов использовать её в своих личных целях, а их у амбициозных людей много. Помнится, мне в моей скромной журналистской практике пришлось столкнуться с неоднозначной ситуацией, из которой нужно было получить информацию. Практически каждый журналист рано или поздно сталкивается с подобным. И сложный моральный выбор становится вехой, дорожным камнем, от которого, как вы помните, «налево пойдёшь…» или «направо пойдёшь…» и что-то произойдёт. Или ты получаешь информацию и наносишь вред, или оставляешь человека в покое, но остаёшься без информации. Флёр Арно, «курирующая» Мартина, тоже в своё время сделала выбор, и намерена использовать Мартина по полной. Но именно эта лысеющая «звезда» заставит Флёр снова выбирать – второй шанс, выпадающий немногим.



Автор романа – а фильм, конечно, поставлен по мотивам романа – явно имеет, что рассказать о журналистах. Самое интересное, что журналисты совершенно не понимают, что происходит, но делают вид, что знают всё. Они боятся феномена Мартина, чувствуют, что абсолютно беспомощны в своих попытках понять, и очень скоро возвращаются к своим любимым сюжетам о фриках и автокатастрофах. Но делают фильм всё же не откровения о журналистах, а маленькие детали и случайные фразы. Они содержат в себе много интересных, лишь слегка приоткрытых историй, но многие из них, уверен, пролетают мимо зрителя, и кажутся ненужным мусором, утяжеляющим фильм. Например, в одной из первых сцен Мартин переглядывается с девушкой в метро. Мы понимаем, что она узнала «звезду» и пропускаем эту сцену мимо в ожидании более шумных и ярче выраженных ситуаций. Но здесь важна и реакция Мартина на девушку. Он явно переживает в эту секунду интерес, возбуждение и надежду. Мартин не просто «одинокий волк» или убеждённый холостяк, каким хочет казаться. Он отчаянно ищет любви, он очень хочет найти себе подругу жизни, он ненавидит то самое одиночество, которое так рьяно пытается защитить – но это всё нужно высматривать и замечать в фильме.

Одна из таких мелких, секундных фраз даже приоткрывает ту самую тайну славы, которую пытается разгадать Мартин, но сразу же забывается и персонажами, и нами. А, может, это просто слухи? Это, собственно, и не важно. Хорошее, умное европейское кино не срывает покровы, не играет с пространством и временем, оно показывает нормальных людей, оказывающихся в сложных ситуациях. И не в победе над злом или спасении мира мы видим смысл фильма, а в том, как эти люди (в которых мы, разумеется узнаём себя и окружающих) ведут себя. Как любят говорить тренеры команд неудачников, «главное – не победа, главное – участие».


Денис Куклин

Комментарий от Синиста: Харьковчане еще имеют возможность посмотреть фильм. 

13, 16, 17, 20 января в кафе Cinema. 

Встречи в соц.сетях: Facebook и Вконтакте и Google+

0 коммент.:

Отправить комментарий