04 марта 2013

Статья. За что все любят «Звёздные войны». Джедаи и световой меч

Самый, пожалуй, популярный фетиш в среде поклонников «Звёздных войн» - световой меч. Самая популярная фраза – «Да пребудет с тобой сила». Самый популярный персонаж – мастер-джедай Йода. Во второй части исследования секретов популярности знаменитой франшизы мы будем разбираться с джедаями, Силой и всей сопутствующей им мифологией.

Надо отдать должное гению Джорджа Лукаса – он каким-то невероятным способом чувствует потребности населения и интуитивно создаёт образы и идеи, соответствующие этим требованиям. Когда он только придумывал «Звёздные войны», у него не было отдела маркетинга, не было возможности изучать рынки и тенденции, заниматься мониторингом социальных сетей – у Лукаса был его обычный человеческий мозг и то самое чутьё. Возможно, это чутьё как-то связано с Силой…

Сила — бесконечная тайна это. Многое ещё узнать предстоит. — Йода

Во-первых, Лукас был поклонником японских фильмов о самураях. Помимо Акиры Куросавы, в этом жанре работали многие японские кинематографисты – в конце концов, японское население требовало как раз этого – легенд о самураях, воплощённых на экране. Фольклорные и полумифические персонажи были разнообразны и представляли собой полный набор человеческих качеств и пороков. Бусидо, конечно, был идеальным выбором для главных героев фильмов, но и подонков с мечами было достаточно. Этот жанр назывался «дзидай-геки», что в буквальном переводе означает «драма эпохи». Слово «дзидай», означавшее «эпоху», Лукас использовал для названия своих галактических самураев.



В конце 1970-х гг. в американском героическом кинематографе наступило затишье. Герои-гангстеры, герои-полицейские, мрачные герои нуаров, молчаливые герои вестернов – всё это уже стало немодным. До золотой эры боевиков оставалось ещё несколько лет, а мальчишкам буквально не на кого было равняться. Образ джедая, который одновременно был и героем-одиночкой, и партизаном, и мудрецом, и свободным от всяких сопливых мелодрам отшельником, и к тому же нарезал сотни врагов ровными полосками, как нельзя лучше вписался в это незанятое место на парковке юношеских сердец. Однако, самая суть джедая – его отношения с Силой – стали совсем новым элементом в кино о героях. Фильмы о буддийских монахах только начинали свой путь к вершинам популярности, и появление религии в приключенческом кино было очень смелым ходом.

Как вы помните, в компании Лукаса есть специальный отдел, занимающийся подгонкой различных произведений из вселенной «Звёздных войн» к общему канону – чтобы не было противоречий между, например, комиксом и мультсериалом. Тему джедаев и Силы, в основном, разрабатывают, конечно, в книгах – никакая другая форма не выдержит пространных философских рассуждений о природе Силы и судьбе отдельной личности во Вселенной. Каждое произведение согласовывается с самим Лукасом в своих основных позициях, чтобы общие идеи сохранялись. Так что вся ересь, о которой я ниже буду писать, официально одобрена Лукасом.



Начнём с Силы. Определения её туманны и чаще всего сводятся к тому, что «она везде, во всём, во всех, и всё объединяет». Очевидно, что аналогом Силы в нашем мире будет и Жизнь, и Любовь и Бог (пишу с заглавной буквы, поскольку говорим об эзотерических штуковинах), которые, в разных интерпретациях, распространены по всей Вселенной. Очевидно также, что Сила занимает во Вселенной «Звёздных войн» то место, которое у нас занимает религия. Смысл жизни, духовное развитие, будущее мироздания – всё то, чем занимаются у нас тысячи сект и десятки религий – в Далёкой-далёкой галактике объединено в один культ Силы. Как ни странно, ни у одной развитой культуры в пределах ДДГ (примитивные эвоки не в счёт) нет никакого намёка на свою собственную религию, никаких божков и домовых, только Сила. Есть, правда, Юужань-вонги с их пантеоном богов-мазохистов, но они не из ДДГ, так что к делу не относятся. С одной стороны, с религией в «Звёздных войнах» всё просто, и экуменисты должны возрадоваться. С другой стороны, у Силы есть научное объяснение. По Лукасу, в каждом живом существе присутствуют мидихлорианы – микроорганизмы, сильно похожие на митохондрий из реальной жизни. Мидихлорианы позволяют организму-носителю взаимодействовать с силой, и чем выше в организме концентрация этих «инфузорий», тем качественнее взаимодействие. Поэтому Силу, так или иначе, чувствовали все цивилизации, и даже древние раката.

За 36453 года до событий 4-й части на планете Тайтон собралась местная интеллигенция, чтобы обсудить, как быть с той мистической Силой (её назвали Ашлой), которую они все ощущали. Ашла – одна из лун Тайтона, и это сообщество считало, что Сила как-то с ней связана. Когда эти ашлианцы выбрались за пределы родной планеты, они поняли, что Сила есть везде, и организовали Орден дже’даи, чтобы нести весть о Силе в отдалённые миры. Фактически, ашлианцы, благодаря Силе, понимали связь всех живых существ, и воспринимали её как благо, добро и так далее, хотя она была, к тому же, мощным инструментом. Но спустя 10 тысяч лет в Ордене образовалась группа философов, отрицавших «гуманизм» ашлианства. Они использовали Силу в эгоистических целях – для удовлетворения страстей и желаний. На Тайтоне началась война, которая закончилась поражением для всех. Но наследие Тайтона стало основой для нового, уже всегалактического Ордена Джедаев.



У джедаев есть кодекс, в котором многие увидят сходство с Восьмеричным путём буддизма. Он состоит из пяти предложений и полностью выглядит так: «Нет эмоций – есть покой. Нет неведенья – есть знание. Нет страстей – есть ясность мыслей. Нет хаоса – есть гармония. Нет смерти –есть Великая Сила». Ранние джедаи были пророками-воинами, путешествующими по Галактике для проповеди своей религии, наблюдения за многообразием жизни и защиты слабых. В такой миссионерской деятельности, в оторванности от братьев и постоянном пребывании в среде обывателей многие джедаи поддавались соблазнам и «новым возможностям», которые даёт изучение так называемой «тёмной стороны Силы». Подобные еретики так бы и оставались «инакомыслящими», если бы не появление ситов. На самом деле ситы – это одна из многочисленных рас ДДГ. Однажды на ситскую планету прибыли джедаи-отступники, и ситы, увидев их «силовые» фокусы, сделали их своими богами-правителями. Название подданных перешло на правителей и «тёмные джедаи» стали называться ситами. Они жаждали власти и использовали Силу, чтобы удовлетворить свои желания. Единственными, кто мог им противостоять, стали джедаи. Таким образом, возникла идея о «равновесии Силы». Причём равновесие сторон джедаи и ситы понимали очень интересно – джедаи хотели полностью уничтожить последователей «тёмной стороны», а ситы хотели истребить всех джедаев.



После нескольких опустошительных войн, развязанных отступниками, джедаи устроили реформу. Они понимали, что желания и страсти толкали на тёмную сторону, и решили контролировать самих себя, чтобы отступничество можно было пресечь в зародыше. Орден стал иерархическим и централизованным – без Папы или Далай-ламы, но с Высшим советом. Джедаи стали помогать Республике, и были обязаны не только уважать государственные законы, но и пресекать их нарушения. Впоследствии это приведёт к «слиянию церкви и государства», которое показали в частях 1-3. Кроме того, было введено безбрачие, поскольку любовной страсти в целом нравственно сильные джедаи отдавались чаще всего. В ученичество стали брать совсем маленьких детей. Джедаям запрещалось иметь какое-либо имущество, кроме того, которое они могут унести с собой. И так далее.

И здесь начинается история двух замечательных ересей, которые чёрно-белую историю джедаев и ситов выводят на совершенно новый уровень развития – история серых джедаев. Живший за 4 тысячи лет до Люка Скайоукера джедай Джоли Биндо совершенно был не рад выполнять идиотские поручения Высшего совета и, послав всех куда подальше, продолжил действовать самостоятельно. Например, он помогал блокированной планете Юкатис, грабя богатых и отдавая бедным (сам Биндо называл это «налогом на жадность»). Он отказался убивать свою жену, перешедшую на тёмную сторону, и впоследствии отправился в изгнание. Подобных Биндо «серых» джедаев существовало множество. Орден Джедаев с особым рвением искал богатых мидихлорианами учеников, чтобы они не додумались изучать Силу самостоятельно и не додумались ставить догмы учения под сомнение. С одной стороны, учитывая последствия такого вольнодумства – войны с ситами – решение кажется правильным. С другой стороны, догматизм привёл к событиям, показанным в частях 1-3 – Орден Джедаев превратился в отсталое сообщество консерваторов, неспособных противостоять вызовам времени.



Из серых джедаев чаще всего приводят в пример Квайгона Джинна, с его привычкой подвергать сомнению мнения тугодумов из Высшего совета и любовью к самостоятельности. Именно он обнаружил Энакина Скайуокера, и в общем, выглядит одним из самых интересных и благородных джедаев во всей франшизе. Джинн также считается представителем течения Живой Силы – эти философы рассматривали Силу, как атрибут жизни, и руководствовались не догмой или приказом, а сиюминутной эмоцией, желанием увеличить Силу здесь и сейчас, тем, что сегодня называется «тактикой малых дел». Было ещё одно течение – Единой Силы, к которому относилось большинство серых джедаев, и в том числе Джоли Биндо. Эти джедаи воспринимали Силу, как одно, отвергая её светлую и тёмную стороны, как нечто обособленное или противостоящее. По их мнению, Сила всего лишь даёт возможность человеку использовать её с какой-то целью, и именно человек, его намерения и цели делают Силу добром или злом в каждой конкретной ситуации.

Квай-Гон Джин: Не сосредотачивайся на своих опасениях, Оби-Ван. Сконцентрируйся на том, что происходит сейчас и здесь.
Оби-Ван Кеноби: Но магистр Йода учил уделять внимание будущему.
Квай-Гон Джин: Но не в ущерб настоящему. Главное — течение жизненной Силы, юный падаван.

Но самым интересным еретиком была, конечно, Крея, жившая примерно в ту же эпоху, что и Биндо. Она работала у джедаев, что называется «по науке» - была хранительницей архивов, и воспитывала падавана по имени Реван. Когда Реван и остальные её ученики перешли на тёмную сторону и развязали очередную войну, джедаи судили Крею и показательно изгнали. Она начала странствовать по местам пребывания Ревана, чтобы понять, в чём была её ошибка. Крея нашла заброшенный праксеум (школу) ситов и стала изучать их архивы. Поняв догматизм и одностороннесть учения джедаев, Крея решает стать ситом, но при этом реформировав их учение. Фактически, это была попытка объединения двух сторон силы. Она принимает имя Дарт Трея и пытается создать эффективный триумвират Тёмных Лордов, но остальные участники троицы её постоянно предают, поскольку, согласно учению ситов, одержимы жаждой личной власти. Разочаровнная и в тёмной стороне учения, Крея опять отправляется в странствия и наблюдает поражённые войной ситов и джедаев планеты. И тогда, рассмотрев свои страдания и ошибки, и увидев страдания множества других существ из-за войн Силы, она понимает, что именно Сила всему виной – именно она причиняет боль, страдания и смерть всем существам в Галактике. И Крея задумывает немыслимое – освободить Галактику от Силы. Эту идею она развила, услышав о девушке-джедае, которой удалось как-то уничтожить Силу в очень ограниченном пространстве. Конечно, у Креи ничего не получилось, и она погибла от рук своей ученицы. Но её философские воззрения и джедаями и ситами последовательно уничтожались, как страшная ересь. Таким образом, Крея в Вселенной «Звёздных войн» стала первым богоборцем и атеистом-гуманистом.



Энакин: Ты рыцарь Джедай, верно?
Квай-Гон Джин: С чего ты взял?
Энакин: Я видел твой лазерный меч. Такое оружие есть только у джедаев.
Квай-Гон Джин: А может я убил джедая и забрал себе его меч.
Энакин: Ну, это вряд ли. Никто не может убить джедая.
Квай-Гон Джин: Если бы это было так

Но все эти философские течения и намёки на историю раннего христианства и буддизма интересны, в основном, старым и дотошным дядькам, вроде меня. Несмотря на то, что в Великобритании во время переписи населения 2003 года 390 тысяч человек указало в графе религия «джедаизм», главный предмет культа «Звёздных войн» - световой меч. Его, как сувенир, массово продают по лицензии, но некоторые народные умельцы делают его на своих кухнях из батареек, скотча и светодиодов. Существуют школы боя на световых мечах (в основном, конечно, хореографического боя) и регулярные конвенты, где все меряются крутостью своих «клинков» и реконструируют знаменитые поединки из фильмов. В общем, световой меч – главный предмет «Звёздных войн» и у него, конечно же, есть своя очень запутанная история.

Главное орудие религиозных войн возникло ещё во времена ракаты – это очень глубокая древность. После падения их империи технология световых мечей оказалась забытой, но была восстановлена джедаями. Изначально и джедаи и ситы пользовались обычными металлическими саблями и, чего уж скрывать, пошлыми бластерами. Но Сила давала джедаям и ситам особые способности в обращении с оружием ближнего боя – например, умение отбивать выстрелы лучевого оружия, невероятную скорость и ловкость движений и так далее. Поэтому джедаи начали восстанавливать технологию светового меча.



Принцип его работы основан на энергетической петле, которая и составляет собой знаменитое светящееся лезвие. Из расположенной в рукояти батареи энергия проходит через специальный кристалл, фокусирующий её в узкий прямо направленный поток. Этот поток выходит из рукояти через излучатель ярко-светящимся лучом. На некотором расстоянии от рукояти поток энергии втягивается обратно в рукоять и через сверхпроводники передаётся обратно в батарею. Пока лезвие не контактирует ни с каким объектом, энергия просто циркулирует в мече практически без потерь. Таким образом, лезвие – это петля или арка энергии, выглядящая сплошной из-за яркого свечения. Фактически, световой меч – этот тот же самый бластер, только «стреляющий» постоянным самовозвращающимся лучом.

Изначально Лукас «вооружал» световым мечом кого попало – штурмовиков, повстанцев, всяких контрабандистов и бандитов. Но потом решил сделать меч исключительной принадлежностью джедаев. По его мнению, меч сделает их ещё более благородными и таинственным на общем фоне, что и произошло. Но нужно же объяснить, почему меч был недоступен простым смертным. И объяснять пришлось.



Во-первых, само лезвие не имеет никакой массы, и вес сосредоточен только в рукояти – это делает обращение с мечом очень трудным. Фехтовать на световых мечах без риска для собственной жизни можно лишь, используя Силу. Во-вторых, для его создания требуются специальные кристаллы, которые, кстати, и придают лезвию особую окраску. Кристаллы сами по себе являются источником большой Силы, и месторождения их могут найти только чувствующие Силу джедаи. Собирать меч им приходится самим, вручную, на протяжении многих дней, недель и даже месяцев. Главное – это, медитируя, зарядить кристалл Силой так, чтобы меч стал индивидуальным оружием джедая. И, в-третьих, тысячелетия такого почтительного отношения к мечам создали ему репутацию религиозного артефакта, вроде нашего креста. Помните, в пятой части обыкновенный человек Хан Соло, за неимением другого оружия, был вынужден разрезать световым мечом Скайуокера живот вьючной зверюге, чтобы её внутренностями отогреть Люка? «Надеюсь, я не совершил никакого святотатства», - бормочет он.

Мечи, как элемент особого культа и символ статуса, всегда были в центре особого внимания всех авторов «звёздновойновых» произведений – подробно описывался их дизайн, функциональность, история создания. К времени, описываемому в фильмах, было создано множество вариаций мечей – двуручные и одноручные, световые пики и меч с двумя лезвиями, у графа Дуку был меч с изогнутой рукоятью, а некоторые джедаи пользовались коротким световым ножом «шото», как дополнительным оружием для второй руки. После падения империи одна из ситов использовала световой кнут, а некоторые её коллеги додумались до чего-то похожего на световые нунчаки. Но сначала всё было совсем просто и неуклюже. Например, в первых световых «протомечах» не могли поместить батарею, способную хранить необходимое количество энергии. Поэтому джедаи носили специальный батарейный рюкзак, соединённый с рукоятью кабелем. Затем –поясную сумку. И только с развитием технологий энергохранения меч стал полностью умещаться в одной руокяти и общее мастерство фехтования стало стремительно улучшаться.



Существует семь стилей боя на световых мечах: Форма Решительности, Форма Соперничества, Форма Эластичности, Форма Агрессивности, Форма Настойчивости, Форма Уверенности и Форма Свирепости. Например, Оби-Ван Кеноби использовал «Эластичность», Квай-гон Джинн применял «Форму Агрессивности», а мастер Йода владел всеми стилями. А также вся система дополняется десятками манёвров, приёмов и ударов. Это сложно понять по боям из частей 4-6, учитывая их простенькую постановку, но комиксы, компьютерные игры, а главное, хореография в частях 1-3 сделали бои на световых мечах захватывающим зрелищем. После того, что творили Йода в здании Сената или многорукий генерал Гривус, разговоры о эффективности использования мечей становятся бессмысленными.

Существующие сегодня школы боя на световых мечах, конечно же, используют техники реальных боевых искусств, но отказываться от использования фантастического оружия не намерены. Это выглядит дурачеством и лёгким помешательством, но почему бы молодым людям и не подурачиться? Тем более, что это можно сделать на ближайшей парковке.


Денис Куклин

0 коммент.:

Отправить комментарий