10 апреля 2013

Статья. Особо ценные кадры

Госагентство по вопросам кино Украины подготовило перечень фильмов, которые получат государственное финансирование в 2013-2014 годах. За это время планируется снять 108 лент разных жанров — мелодрам, триллеров, мультфильмов и документальных альманахов. В Госкино не скрывают, что украинские фильмы редко попадают в широкий прокат, и предлагают ввести для поддержки национального кинематографа пятипроцентный сбор с валового дохода дистрибуторов и кинотеатров. По мнению самих прокатчиков, отечественные фильмы непопулярны у зрителей и убыточны с точки зрения кассовых сборов.

В программу производства и распространения национального кино за бюджетные средства на 2013-2014 годы вошли 108 фильмов отечественного и совместного производства. Программой предусматривается создание новых проектов и завершение прошлогодних лент. «В 2013 году мы планируем завершить более 10 полнометражных, 27 анимационных и 39 документальных фильмов»,— сообщила глава Госкино Екатерина Копылова. Она уточнила, что в полном объеме из бюджета финансируется только производство детского кино, анимационных и документальных фильмов. Художественные фильмы получают господдержку в размере 20-50% от стоимости производства картины.

В программе много внимания уделяется финансированию анимации. Запланированы съемки 26 мультфильмов. В частности, ГП «Укранимафильм» получит деньги на 6 мультфильмов, среди которых продолжение известного мультсериала «Как казаки...». Студия «Новаторфильм» продолжит выпуск мультсериала «Моя країна — Україна», многосерийной ленты «Профессионалы» о тонкостях разных профессий, а также выпустит два новых мультфильма — «Лабиринт» о влиянии мегаполиса на личность и «Я — чайник» о проблемах взаимопонимания между взрослыми и детьми.

В программу также вошли 27 документальных фильмов. В их числе — биографические ленты о жизни украинского композитора Игоря Шамо (студия «Инспирейшн филмз»), художника Валерия Ламаха («Укркинохроника»), актрисы Ларисы Кадочниковой (студия «Гагарин медиа»).

Среди художественных фильмов 32 млн грн, например, будет выделено на съемки драмы украинско-российского производства «Узкоколейка» (режиссер Иван Охлобыстин, ГП «Национальная кинематека Украины»), 13 млн предусмотрено на боевик «Ломбард» (студия «Кинофабрика»), 5 млн — на триллер о чернобыльской трагедии «Проклятое место» (Национальная киностудия им. Довженко) и 1,8 млн — на создание короткометражной фантастической драмы «Свиньи» («Директория кино»). Идея фильма состоит в том, что люди являются свиньями, а мир их также будет съеден свиньями.

Всего в бюджете этого года на производство и распространение национальных фильмов предусмотрено 141 млн грн. Недостающие средства (суммарная стоимость всех проектов программы составляет 1,13 млрд грн) продюсерам картин придется искать у частных инвесторов. «Когда авторы представляют фильмы нам на конкурс, они готовят их маркетинговую стратегию и продумывают, как продвигать проект»,— сказала Екатерина Копылова. Она добавила, что в стране практически нет запросов от дистрибуторов на прокат украинских фильмов, и авторы сами должны заботиться о том, попадет ли картина на широкий экран: «Гарантировать прокат мы не можем. В СССР в каждой области были облгосвидеопрокаты со своими кинозалами, где демонстрировалось отечественное кино. Сейчас они остались только в девяти областях и Севастополе».

С главой Госкино солидарен заместитель генерального директора Национального центра им. Довженко Иван Козленко: «Кто показывает дебютные и артхаусные фильмы? В основном это компании «Артхаус Трафик» и «Молодость». У авторов, по сути, не хватает ресурсов, чтобы пробиться в прокат. Дистрибуторы должны сами приходить с инициативой выпустить в прокат украинские фильмы».

Вместе с тем слабый спрос на отечественные фильмы участники рынка объясняют их коммерческой непривлекательностью. «Если дистрибутор что-то не берет, значит это коммерчески невыгодно. В последний раз, когда у нас в прокате шел украинский фильм, кассовые сборы были очень плохие, зал был заполнен всего на 1%»,— заявил совладелец кинотеатра «Золотой Дюк» (Одесса) Владислав Царев.

По мнению режиссера и продюсера Виктора Андриенко, в украинской киноиндустрии наблюдается нехватка талантов: «Слабый запрос на украинские фильмы вполне естественен. Кино у нас не финансировалось, фактически уничтожалось в течение 10 лет. Как оно может неожиданно вдруг появиться? Отрасль нужно заново создать, вырастить режиссеров. У нас есть старое поколение — Роман Балаян, Леонид Осыка, Юрий Ильенко, а за ними — большая дыра, ничего нет! А должны появиться новые имена, которые будут создавать не фестивальное или артхаусное кино, а картины, понятные любому человеку!»

Для популяризации отечественных фильмов в Госкино предлагают ввести национальный сбор. «Этим сбором будут облагаться американские фильмы, идущие в национальном прокате, а платить его будут дистрибуторы пополам с кинотеатрами. Сбор должен рассчитываться от суммы валового дохода. Франция взимает 11%, поляки — 8%, нам, думаю, будет достаточно 5%. Это нужно закрепить законодательно»,— заявила Копылова.

При этом господин Царев убежден, что идея валового сбора приведет к подорожанию билетов в кинотеатры: «Сейчас все кинотеатры озадачены проблемой перехода на цифровые проекторы, потому что пленка через год-два прекратит существование. Проектор стоит около $100 тыс., а если у вас сеть кинотеатров, проекторов нужно несколько. Поэтому любые дополнительные расходы в виде валового сбора отразятся на стоимости билетов».

Юлия Рябчун, Коммерсантъ


0 коммент.:

Отправить комментарий