Среди всех актёрских школ планеты английская, пожалуй, самая старинная. Ещё в шекспировском «Глобусе»
актёров учили мастерству, справедливо полагая, что актёрами не
рождаются, актёрами становятся. Но сегодня все традиции британского лицедейского
ремесла сосредоточены в Королевской академии драматических искусств (The Royal Academy of Dramatic Art или, сокращённо RADA).
Сегодня Академия принимает слушателей всех национальностей на курсы различной интенсивности и длительности. Кроме актёрского мастерства, в Академии готовят управляющий и технический персонал для театров – от драматургов и режиссёров до осветителей и костюмеров. Есть даже курс по шитью корсетов.
Её основателем считается Сэр Герберт Бирбом Три – знаменитейший трагик своего времени. Три был ведущим актёром Театра Её Величества
в лондонском Уэст-энде, лицедейской столице Великобритании. Он был
настолько знаменит и богат, что даже участвовал в финансировании
строительства театра, в котором после работал.
Его
талант менеджера был ничуть не менее известен, чем актёрский. И поэтому
никто не удивился, когда в 1904 году Три открыл при Театре Её
Величества Академию «Драматического искусства». Академия располагалась в
здании театра на улице Хэймаркет – лондонском Бродвее.
Уже
в следующем году Академия переехала на Гауэр-стрит (на этой улице она
расположена и сейчас), но связь с «родителем» не потеряла – её
выпускники поступают, в основном, в труппу Театра Её Величества.
Основным же событием в жизни Академии стало вхождение в Совет управляющих Джорджа Бернарда Шоу.
Он не только поддерживал Академию своим авторитетом и читал лекции, но и
помогал ей материально – так, он передал Академии права на
использование своей пьесы «Пигмалион». Это до сих пор приносит школе существенный доход – бродвейские мюзиклы, а после и киноверсии «Пигмалиона» под названием «Моя прекрасная леди» ставятся с завидной регулярностью. В 1950, после смерти Шоу, треть всех его гонораров была им завещана Академии.
С
конца 50-х количество студентов в RADA сокращается и поступление
становится всё более трудным. Именно в это время в Академию пришла
«новая волна» молодых актёров, ставших впоследствии признанными
мастерами – Альберт Финни, Том Кортни, Гленда Джексон, Джон Хёрт, Майкл Уильямс и Энтони Хопкинс.
«Когда
я играл в Манчестере, режиссер меня уволил, потому что я чуть не сломал
кому-то хребет. Он сказал, что меня слишком опасно выпускать на сцену.
Но в результате мне повезло, потому что он посоветовал мне пойти в одну
из тех «модных театральных школ», которые сам не одобрял. И я пошел в
RADA, где началась моя настоящая карьера», - рассказывал Хопкинс журналу Esquire.
Очень
важно понимать, что Академия была всё же театральным вузом, и успех её
выпускников в кино – побочное явление. Сами академики изначально ставили
театр выше кино, не отличаясь в этом от советских/русских актёрских
школ. Подобные же заведения в США ориентировались, прежде всего на кино.
Хопкинс, получивший признание в Америке как киноактёр, рассказывает об
этом с «американской» точки зрения.
«Сейчас
мне плевать на театр с высокой колокольни. Честное слово, не понимаю,
почему некоторые относятся к нему так трепетно. На кой черт нам весь
этот театр четырехсотлетней давности? Кому он нужен? Закатайте его в
асфальт. Подумаешь, беда! Все равно это мертвечина. Какой Лир лучше:
такой или сякой, — кого это волнует? Ты делаешь то, что уже делали до
тебя пятнадцать тысяч актеров», - продолжает сэр Энтони в том же интервью.
С
тех пор выпускники Академии узнаются во всём мире благодаря их ролям в
кино. Но большинство из них, несмотря на финансовую привлекательность
кинокарьеры, продолжают работать в театре. И, конечно, же не забывают о
своей альма-матер. Многие из самых выдающихся выпускников, в том числе Кеннет Брана, Рэйф Файнс, Адриан Лестер, Алан Рикман, Дайана Ригг, Сильвия Симс и Ричард Уилсон, по-прежнему играют весьма активную роль в жизни Академии, как члены Совета, в качестве приглашенных лекторов и спонсоров.
Сегодня Академия принимает слушателей всех национальностей на курсы различной интенсивности и длительности. Кроме актёрского мастерства, в Академии готовят управляющий и технический персонал для театров – от драматургов и режиссёров до осветителей и костюмеров. Есть даже курс по шитью корсетов.
Есть
и краткосрочные программы – прошлым летом Академия предлагала девять
курсов, от летней школы молодых актеров до курса «Представление
Шекспира», рассчитанного на опытных артистов. Продолжительность программ
варьировалась от пяти дней до восьми недель. Конечно же, британцами
набор в Академию не ограничивался, и возможность поучиться у признанных
экспертов была и у украинских актёров.
Да
только не всё так гладко в Британском королевстве. Школа с историей,
школа, бережно относящаяся к этой истории и гордящаяся ей, рискует «для
равновесия» получить букет недостатков, которые могут значительно
снизить её привлекательность у потенциальных студентов. Критикуют
Академию за то же, за что и Хопкинс – за уклон в театр, приверженность
традициям, и традиционный английский снобизм по отношению к Голливуду,
где, собственно и становятся успешными самые известные нам выпускники
RADA – например, Вивьен Ли, Питер О'Тул, Роджер Мур, Шон Бин, Мэгги Гилленхаал, Кристиан Бэйл или тот же Рэйф Файнс.
«Недавно
один мой близкий приятель встретился в Лондоне с агентом по кастингу из
Национального театра, и эта женщина спросила его с ужасно
снисходительным видом: «Ну как там Тони?» Он ответил: «Очень доволен, он
в Голливуде». «Жаль, продался», — сказала она. «Да, — ответил мой друг.
— А еще здорово разбогател и прославился». Она прямо позеленела», - рассказывает Хопкинс.
Денис Куклин, Оригинал
0 коммент.:
Отправить комментарий