18 апреля 2013

Рецензия на фильм «Социальная сеть» (2010)

Фейсбукни мне, фейсбукни…

Что это: первый байопик об интернете
На что похоже: «Пираты силиконовой долины», «Телесеть», «Уолл-стрит 2».
Зачем смотреть: узнать, как Марк Цукерберг придумал Facebook.

Взаимное влияние двух общественно значимых явлений – штука интересная. Помните диалог в «Москва слезам не верит» о том, что «через 20 лет не будет ни кино, ни театра…»? Телевидение и кино давно уже друг друга отражают – сначала в телевизоре появились фильмы и передачи о кино, а потом кино, поубавив спесь «высокого искусства» стало использовать телевизионную жизнь, как основу для своих сюжетов, создавая такие шедевры, как «Network» или «Тутси» или тот же «Москва слезам не верит». Кинематограф признал существование телевидения, и с тех пор они пошли рука об руку, взаимно обогащаясь и формируя новое общество.


Та же история приключилась и с компьютерами. Помните те странные ситуации в американских боевиках, когда персонажи, взламывая компьютерные сети или посылая друг другу секретную информацию, пользовались загадочными неудобными программами. «А где же Windows?», - спрашивали зрители. – «И куда, чёрт возьми, девалась мышка? Или шпионы умеют только стучать по клавиатуре?». Сегодня эту несостыковку с реальностью уже редко встретишь. В фильмах «Большой», «Трон», «Вам письмо» компьютеры становились основой сюжета, а в байопик «Пираты силиконовой долины» ввели реальных людей – история противостояния IT-корпораций Microsoft с Apple и лично Билла Гейтса со Стивом Джобсом оказалась экранизируемой и довольно драматичной. Но то был теле-фильм, и популярность приобрёл в узком кругу технарей.


А теперь кинематограф заметил интернет. Последний, между прочим, уже 10 лет как самым активным образом вторгается в киноиндустрию – киносайты создают гигантские базы, доступные раньше только кинопрофессионалам, интернетные критики давно и успешно конкурируют с критиками журнальными. Интернет теперь формирует вкусы зрителя. Кино начало использовать интернет, как инструмент работы с аудиторией – официальные сайты фильмов, трейлеры и рекламные акции. Но впускать «внутрь себя» интернет высокомерный киномир не желал. Пока знаменитый Дэвид Финчер не взялся за экранизацию романа «Миллиардеры поневоле» (The Accidental Billionaires) об истории создания Facebook.
 
Есть ли в этом признак смены эпох? Безусловно. Но «Социальная сеть» содержит в себе ещё несколько элементов, грозящих стать трендами (впрочем, с Дэвидом Финчером такое уже бывало). Во-первых, ситком «Теория большого взрыва» доказал, что жизнь ботаников и гиков может и должна быть интересной для широкой аудитории. Мало, кто полностью понимает логические цепочки Шелдона, и мало, кто понял, каким образом в «Социальной сети», в самом начале фильма, легла университетская сеть. Да это и не должно быть понятно. На то Марк Цукерберг и гений, чтобы понимать то, что миллиардам не влезет в голову. Заумный, некоммуникабельный, непривлекательный, бесхарактерный, злопамятный ботаник стал главным героем драмы. Симпатичен ли экранный Цукерберг? Нет. Сопереживает ли ему зритель? А как же! Он заработал 6,5 миллиардов долларов в 26 лет – такой герой не может не заинтересовать.

Однако, интересность этой истории и её подача могут стать вторым трендом, порождённым «Социальной сетью». В последнее время я начал замечать полное игнорирование современным фильмом зрителя. Если раньше я мог вычленить из фильма моменты и приёмы, направленные на поддержание интереса зрителя, на раздувание в нём необходимых фильму эмоций, то в последний год я увидел совершенно противоположную картину. Жизнь на экране самодостаточна и в зрителе не нуждается. Ни одна привычная схема не работает. Главный герой не целует ни одну красотку, главный герой предаёт друзей и теряет деньги (не делая при этом никаких высокоморальных выводов). Судебные иски не доходят до суда, а адвокаты ни разу не красноречивы. Да и вообще, большую часть фильма персонажи обсуждают, кто сколько кому должен и при каких обстоятельствах кого кинули на деньги. Может ли это быть интересным? Оказалось, да. Как Финчеру это удалось? Я не знаю.

Особо врезались в память своим наплевательством на зрителя два, кстати, следующих один за другим, момента. Диалог Шона Паркера с Цукербергом на дискотеке – музыка оглушает, ощущение дискотеки полное, герои кричат друг другу важные слова об инвестициях и расширении Facebook. Да, именно так и происходит на дискотеке – половину слов не разобрать. По губам (спасибо дубляжу) – тем более. Но это создаёт ощущение присутствия за этим столиком и причастности к судьбе Facebook. «Вот так всё и было», - возникает в голове.

Второй момент – гребная регата (или как она там называется). Молодые здоровые несимпатичные и богатые парни гребут под странную аранжировку «В пещере горного короля» Эдварда Грига. Было ощущение, как будто стиль MTV устарел сто лет назад, и некий его дальний потомок сейчас красуется на экране. Неожиданное и полное несоответствие картинки и звука превратилось в мощнейший символ – вырождение бизнес-аристократии особенно ярко запахло нафталином и гнилью. Белозубые, подтянутые, выращенные в престижных лицеях и колледжах бизнесмены в пятом поколении уже уходят в прошлое.

В целом, слом эпохи Финчеру удался – и с интернетом в кино, и с безжалостным обращением со зрителем, и с отказом от звёзд ради поддержания этой идеи «из грязи в князи». Если слабый сценарно, заведомо устаревший «Уолл-стрит 2» спасали мощные актёры, то здесь ситуация обратная – никакой фальши или притянутости ради драматичной сцены со слезами нет и в помине. Наоборот – на таком идеально выстроенном и достаточно жёстком материале молодые актёры расцвели. В меру своих способностей, конечно. Финчер набрал талантливую 20-с-чем-то-летнюю поросль, и выстроил из неё впечатляющей слаженности ансамбль. Даже Джастин Тимберлейк не раздражал. Не говоря уже о Джесси Айзенберге, Эндрю Гарфилде (играл Эдуардо Саверина) и давно любимой мной по «Офису» Рашиде Джонс. Впрочем, говоря «ансамбль», я имею в виду именно командную игру. Если в общих номинациях на «Оскар» «Социальная сеть» засветится, то в персональных актёрам вряд ли что-то светит. Хотя, некоторые критики пророчат «Социальной сети» борьбу за главный приз Академии. А там, чем чёрт не шутит, может и Тимберлейку номинация достанется Шучу…

Вердикт: мощная, красивая и новая (в хорошем смысле) драма об интернете. Неофейсбученым смотреть не рекомендуется.

Денис Куклин, Оригинал

0 коммент.:

Отправить комментарий