Что это: история знакомства профессора Ксавьера и Магнито.
На что похоже: «Люди Икс».
Зачем смотреть: получить стандартное удовольствие от динамичных сцен и нестандартное от междустрочных смыслов и хорошей драмы.
Все люди стремятся к счастью;
из этого правила нет исключений;
способы у всех разные, но цель одна
из этого правила нет исключений;
способы у всех разные, но цель одна
Блез Паскаль
В стране типа нашей, далёкой от комиксов, вся доступная информация о «Людях Икс» - это одноимённая трилогия 2000-2006 годов и спин-офф «Росомаха». Поэтому наше представление о Чарльзе Ксавьере и Эрике Лешнере по прозвищу Магнито составлено по образам, созданным на экране Патриком Стюартом и Йеном МакКелленом.
Однако это не обыкновенные антагонисты из лагерей «добра» и «зла». Их
противостояние, обусловленное и объяснённое почти 50 лет назад в
графических новеллах Marvel, выходит за такие
умозрительные рамки – это нечто большее, и это нечто более реальное,
более похожее на противостояние в самом человечестве. Ведь мутанты – не
только добро и не только зло. Как, впрочем, и люди.
Брайан Сингер,
затеявший 12 лет назад экранизацию «Людей Икс», всегда говорил, что его
в этой истории привлекает, прежде всего, те самые аналогии конфликта
мутантов и людей в реальном мире. Проблема сосуществования мутантов и
людей в разные годы существования комикса являлась ни чем иным, как
метафорой проблемы сосуществования «нормальных людей» и
гомосексуалистов, чернокожих, евреев, коммунистов и так далее. «Людей
Икс ненавидит, боится и презирает… человечество ни по какой другой
причине, а только потому что они являются мутантами. Так что мы имеем
здесь, преднамеренно или нет, книгу о расизме, нетерпимости и
предрассудках», – цитирует Википедия одного из создателей «Людей
Икс», Криса Клэрмонта. Когда сенатор Келли в самом первом фильме говорит
о том, что «они в наших школах, они учат наших детей», и «мы имеем право знать, кто учит наших детей»,
разве это не буквальный пересказ речей Джозефа Маккарти и его
сторонников в эпоху красной истерии в США? Разве не похожа фраза мамы
Айсберга во втором фильме «А ты не пробовал не быть мутантом?»
на распространённое в народе мнение о том, что гомосексуальность можно
изгнать из человека, что это не врождённое качество? И разве не похоже
различное отношение мутанта Чарльза Ксавьера и мутанта Магнито к людям
на столь же различное отношение к белым чернокожего активиста Мартина
Лютера Кинга и чернокожего активиста Малькольма Икса? Глубоковатая
проблема для комиксового кино, не так ли?
В «Первом классе» характер Магнито обретает новую глубину. Фильм начинается точно так же, как и первая «серия» франшизы – маленького Эрика в концентрационном лагере разлучают с родителями, и его гнев пробуждает в нём способности управлять металлом. Однако, теперь история мальчика из лагеря становится подробнее – на его глазах убивают маму, чтобы гнев вновь разбудил в нём магнитные способности, и Эрик, по сути, становится очередным материалом для нацистских медицинских исследований. Поэтому в 1962 году он, подобно многим униженным евреям, начинает свою собственную войну против нацистских преступников. Конечно, Эрик сам определяет своей целью исключительно Шмидта/Шоу, однако сцена в аргентинском баре (куда ещё деться порядочному нацисту после войны?) показывает нам степень его ненависти к нацистам и желание отомстить за свой народ. Говоря современным языком, Магнито – сионист… Вернее, он мог бы им стать, если бы не повстречал других мутантов. Восприняв мутантов, как свой народ, Магнито меняет свою идентичность – он больше не еврей, но мутант. Однако, его внутреннее желание ответить гонителям его народа остаётся, только теперь в роли гонителей выступают не фашисты, а все люди, нетерпимые к мутантам. Его мутантский национализм развивается на протяжении всего фильма, до тех пор, когда ожидаемая конфронтация с Ксавьером из скрытой становится явной. В тот миг, на безымянном кубинском пляже мутанты разделились на два лагеря – сторонников сосуществования с людьми и сторонников войны с людьми.
«У
меня есть мечта, что настанет день, когда… маленькие чёрные мальчики и
девочки смогут взяться за руки с маленькими белыми мальчиками и
девочками и идти вместе, подобно братьям и сестрам», - говорил в
своей знаменитой речи Мартин Лютер Кинг. Эта же мечта, в которой
«чёрные» и «белые» заменены «мутантами» и «людьми» является целью всей
жизни для профессора Ксавьера. «Да, я крайних взглядов. Черная раса
здесь, в Северной Америке, находится в крайне тяжёлом состоянии.
Покажите мне черного человека, который не крайних взглядов, и я покажу
кое-кого, кто нуждается в психиатрическом лечении!», - писал в
своей автобиографии Малькольм Икс. Искренне в «крайний путь», в
конфронтацию верил и Магнито. Как и их реальные прототипы, Ксавьер и
Магнито представляли угнетённое меньшинство, боролись за равные права
для своих братьев и, несмотря, на различные взгляды на методы этой
борьбы, находили возможность и полемизировать, и сотрудничать. Как,
впрочем, и все остальные мутанты, менявшие с течением времени свои
взгляды и переходившие из одного лагеря в другой.
То,
что эта, наиболее интересная и взрослая сторона комикса, не была
выброшена при создании линейки фильмов о Людях Икс, радует больше всего.
Живой, невыдуманный, горячий конфликт мировоззрений, вынесенный на
экран, ставит Людей Икс на голову выше любого другого комиксового кино
со стандартным противостоянием хороших и негодяев. Основное правило
фантастики – реальные образы, реальный конфликт, помещенный в
фантастические условия намного лучше любого, самого изощрённого, но
выдуманного образа или конфликта. Так создавалась хорошая фантастика – в
литературе и в кино.
Серьёзная
проблематика фильма требует серьёзных исполнителей, таких как Патрик
Стюарт или Йен МакКеллен. В «Первом классе» их заменили Джеймс МакЭвой и Майкл Фассбендер.
В таланте первого мы многократно могли убедиться, а второй был для всех
тёмной лошадкой. Однако оказался настолько убедителен и ярок в образе
молодого Магнито, что критика в один голос заговорила о новой яркой
звезде Голливуда. Холодный и ироничный Магнито Йена МакКеллена
угадывается в персонаже Фассбендера, однако его молодость и свежесть
воспоминаний и боли дают совершенно полную характеристику Магнито.
Теперь то, живое и жестокое, скрываемое им многие годы внутри, объясняет
цельность характера и фанатичное упорство в неравной войне с людьми.
Без этой охоты на нацистов, без способности поддаться ослепляющей жажде
мести, не было бы железного Магнито предыдущей трилогии.
С
другой стороны, добрый и обаятельный профессор Ксавьер, рассказывающий
ученикам об эволюции, оказывается не бывшим супергероем, не одержимым
изобретателем, размякшим на старости лет, а вполне живым и небезгрешным
человеком. Молодой преподаватель Чарльз, пьющий пиво на скорость и
клеющий студенток в баре всё так же добр и обаятелен. Его безграничная
вера в победу разума и милосердия в человеке над «страхом иного» была в
нём уже в 1962 году. Мы не видим на его столике фотографии доктора Кинга
или Ганди, лишь портрет Эйнштейна. Но идеология ненасилия и примирения
Ксавьера ясна и крепка, как и 50 лет спустя. Несмотря на человеческие
«слабости», которые, возможно, были одной из причин симпатии Ксавьера к
человечеству.
Но
без ложки дёгтя тут не обойдётся. Иначе кто-то подумает, что я требую
«Оскара» для МакЭвоя и Фассбендера. Если в оригинальной трилогии за
звериную харизму и необъяснимую притягательность целиком отвечал Хью
Джекман, то при просмотре «Первого класса» возникает едва заметное
ощущение отчуждённости и отстранённости зрителя. Если за Росомахой
просто интересно наблюдать, независимо от происходящего на экране (на
что и был расчёт при работе над «Росомахой»), то в
«Первом классе» этого якоря внимания просто нет. Каждому зрителю
понравится свой персонаж, но народной любви не сыщет никто.
Мэттью Вон, рискнувший поднять такой проект после стёбных «Звёздной пыли» и «Пипца»,
был явно уверен в себе и в своей команде. В обсуждении фильма,
подобного «Людям Икс», говорить о спецэффектах – занятие бессмысленное,
поскольку весь фильм практически из них и состоит. Однако в «Первом
классе» Вон принял совершенно другую «веру» - вмешательство компьютера
было минимизировано. Если любому другому камерону понадобится что-то
взорвать, например – лодку, он даст указание группе CGI. Мэттью Вон
разрушает пускай макет лодки, но реальный – со щепками, занавесками и
заклёпками. Большую часть комплиментов в кои-то веки вызывают
драматичные ситуации и актёрская игра, а не эпичность плана или
прорисовка взрыва. В «Тёмном рыцаре»
самой запоминающейся сценой для меня всегда была «дилемма заключённого»
на примере двух заминированных паромов. В «Первом классе» подобные
моменты тоже оказываются определяющими.
Среди ярких второстепенных ролей, которыми комиксы обычно богаты, ожидаемо блистательно отработал Кевин Бейкон – такого мудака ещё надо поискать. Со времён «Спящих»
он застолбил себе столик в кафе «Главные злодеи Голливуда». Мерзкий,
стильный и ироничный – можно найти схожести с полковником Хансом Ландой,
но лучше не искать. У Бейкона свой, не менее яркий фашистский выродок.
Дженьюери Джонс и Дженнифер Лоуренс, от которых ждали какого-то сюрприза, оказались малоинтересны. А порадовали своим коротким, но ярким появлением Майкл Айронсайд,
по которому я после прохождения тибериумных войн соскучился, и ещё один
важный дядька. Его встретят Ксавьер и Магнито в баре во время вербовки
мутантов для своей школы. Уверен, кто-то уже заспойлерил эту сцену, но в
ваших же интересах быть к ней неподготовленным.
И, напоследок - обратите внимание на музыку Генри Джекмана. Она напоминает композиции Ханса Циммера для "Начала", но задачу свою выполняет на все 100%.
Вердикт: Как сказал Роджер Эберт «Это не великое комикс-кино, как «Человек-паук 2», но и не плохое, как «Тор». Подпишусь. Это очень хорошее комикс-кино. И, слава Богу, не в 3D.
Денис Куклин, Оригинал
0 коммент.:
Отправить комментарий