17 мая 2013

Рецензия на фильм Великий Гэтсби / The Great Gatsby, 2013 Баз Лурман

Рецензия на фильм Великий Гэтсби / The Great Gatsby, 2013 Баз Лурман

Сюжет: Весной 1927 года, в эпоху разлагающейся морали, блистательного джаза и «королей контрабандного алкоголя», Ник Каррауэй приезжает из Среднего Запада в Нью-Йорк. Преследуя собственную американскую мечту, он селится по соседству с таинственным, известным своими вечеринками миллионером Джеем Гэтсби, а на противоположном берегу бухты проживают его кузина Дэйзи и её муж, повеса и аристократ, Том Бьюкенен. Так Ник оказывается вовлечённым в захватывающий мир богатых — их иллюзий, любви и обманов. Он становится свидетелем происходящего в этом мире и пишет историю невозможной любви, вечных мечтаний и человеческой трагедии, которые являются отражением современных времен и нравов.


Твит рецензия: Двойное дно. Мишура, звезды, дизайн. Но с хорошей мыслью.

Самым страшным было то, что фильм сделан  в 3D. Вроде не нужно оно там, где главное - это отношения и беседы. Баз Лурман подтвердил моё предположение. Непонятно, зачем режиссеру нужен современный калейдоскоп? Все крутится, летает, переворачивается и вылетает прямо в лицо. Остается вопрос - зачем? Если Мартин Скорсезе в “Hugo” пытался технологиями передать ощущения первых зрителей кинематографа, то австралиец увлекается и наслаждается возможностью отправить нас в головокружительный полет.


К месту вспомнился Скорсезе. Его сериальный проект “Подпольная империя” почти о том же времени. Так и хочется сравнить. Сериал определенно выигрывает. Смотришь на деревянную мостовую и переносишься во времени. Настоящая Америка 20-30-ых. Картина “Великий Гэтсби” немного плюет на эпоху. Слишком сильный акцент делается на подпольную составляющую: секретные бары, безостановочные вечеринки...

Внешняя составляющая всегда превалировала у Лурмана, но смысловая и внутренняя часть тоже присутствует. Подвинуть Ф. Скотта Фицджеральда не получается. Роман о парвеню, мечтатели получается.

Леонардо ДиКаприо предстает настоящим Гэтсби, современным графом Монте-Кристо. Немного менее загадочным, в прочтении создателей, но крайнем во всем: работе, антураже, любви-увлечении, дружбе. Маленькие нюансы от растерянности до агрессии удаются ДиКаприо легко. Небольшой бенефис вышел!

Улыбка Великого Гетсби от Леонардо ДиКаприо
Улыбка Великого Гетсби от Леонардо ДиКаприо
На фоне этого перфоманса теряются почти все остальные актеры. Тоби Магуайр продолжает эксплуатировать образ потерявшегося подростка. Это было хорошо для Человека-паука, но не для Ника Каррауэя . Дейзи, которую нам предлагает Кэри Маллиган, пустая. Не понятно как она покорила двух ярких и самодостаточных мужчин.

Тоби Магуайр старается не быть Человеком-пауком
Тоби Магуайр старается не быть Человеком-пауком
С женщинами проблемы. Красивые, ярко одетые, желанные, но деревянные. На индивидуальность и яркость только намекают, а после сразу переключаются на мюзикл, платья, костюмы, машины, вечеринки. У автора романа они более осязаемые и больше влияют на главных героев.


Кэри Маллиган в образе Дейзи
Кэри Маллиган в образе Дейзи
Лурман не дает возможности раскрываться героям. Исключением выглядят персонажи Джоэля Эдгертона и Джейсона Кларка. Подчеркну - исключением. Их правда нельзя “смазать” из-за первоисточника (улыбка).

Джоэль Эдгертон и Джейсон Кларк
Джоэль Эдгертон и Джейсон Кларк

В фильме очень важна музыка. Ее много, она разнообразная, но противоречивая. Мешапы хип-хопа и джаза меня раздражали. Фокстрот под речитатив и бит вызывает когнитивный диссонанс. За этим иногда пропускаешь кульминационные сцены и вспоминаешь о них задним числом.

Двойственная картина. Хорошая экранизация с визуальными излишествами, но идею доносит. Визуальная часть картины пересиливает и раздражает. Кажется, это мир “300 спартанцев”, который дожил до XX века.

Дух Великий Гэтсби согласно Базу Лурману
Дух Великий Гэтсби согласно Базу Лурману
Есть и хорошие находки. Работа с закадровым/авторским текстом, раздвоенность восприятия, разделение миров гламура и Долины Шлака, иносказательность и метафоричность. Все от Фицджеральда?

Фильм не для всех. Определенно, для нового поколения, в котором победили гаджеты и красивости. Дизайн преобладает над содержанием. Будем честны - содержание и проблемы авторы передают, но в слишком яркой обертке.

Антон Серый Лев Фролов, Cineast

P.S. Перечитать роман-повесть захотелось. Не только мне. “Великий Гетсби” снова бестселлер, да и с большим тиражом, чем при жизни автора.

0 коммент.:

Отправить комментарий