09 июня 2013

Пол. Секретный материальчик (2011) рецензия / Paul

Он улетел, но обещал вернуться
Что это: стёб над фантастикой
На что похоже: «Марс атакует», «Зомби по имени Шон».
Зачем смотреть: узнать правила общения с инопланетянами
«Paul» заведомо был очень специфическим фильмом – от Комик-кона до мерцающего шлейфа звездолёта он принадлежал особой субкультуре нёрдов. Узкогрудые американские мальчики, знающие наизусть все вариации «Star Trek» и математически рассчитывающие исход поединка Халка с Человеком-пауком, давно уже стали многомиллионным ресурсом для кинематографистов. Для них литература ограничилась комиксом, а самым изысканным костюмом в своём гардеробе они считают форму штурмовика имперской армии из «Звёздных войн». Я не шучу, их действительно миллионы и именно они кормят нынешний Голливуд. Благодаря им сегодня на экранах в любом городе Украины идёт какой-нибудь «Зелёный шершень» или «Зелёный фонарь» или тот же «Paul». Но что американцу хорошо, то украинцу непременно впихнут. Мне неизвестны подсчёты отечественных маркетологов, но комиксовые фильмы уже который год  с нездоровой настойчивостью вдалбливают в неокрепший коллективный разум украинских подростков. Всё бы ничего, да первоосновы этой культуры в Украине нету – комиксы у нас никто не читает. В конце концов, их же надо читать!
Именно поэтому название «Paul» обязательно подвергнется какой-нибудь изобретательной локализации. В России решили добавить отсылку к полузабытому сериалу «Пол. Секретный материальчик». В Украине мало того, что прямым текстом предупредили о внеземном происхождении героя, так ещё и имя исковеркали на туземный лад: «Прибулець Павло». Они нас что, за идиотов держат? Они думают, я не догадаюсь, увидев зелёное существо с огромной черепной коробкой и чёрными глазищами, что это пришелец? Или они рассчитывают, что я как-то подобрею, если узнаю, что девочки в Неваде называют своих собачек не Полом, а Павликом? Меня лично уже достала вся эта игра в вышиванки и писанки на материале голливудских фильмов. Ну раз прикололись, наградили кого-то суржиком, а Джона переделали в Івасика, ну другой… Но есть же пределы? Уже ведь не смешно, а даже наоборот. Или это какая-то тайная операция по отваживанию украинского зрителя от американского кино?
И далее, цитируя неповторимого Роджера Эберта: «Пола не озвучивает Сет Роген. Он и есть Сет Роген». Пол двигается, как Роген, говорит, гримасничает, ворчит и шутит, как Роген. И даже одевается, как Роген. Широчайший диапазон эмоций Пола-Рогена благополучно угроблен в украинской студии дубляжа.

фантастика,комедия,paul,павло,Сет Роген,Грег Моттола,Пол: Секретный материальчик,Саймон Пегг,Ник Фрост


А теперь – о фильме. Поучительная, казалось бы, история о гуманном отношении не только к гуманоидам, а и «вообще», о терпимости к пришельцам, далеко не так прямолинейна, как кажется. И даже не Пол здесь – главный герой и источник морализаторских поучений. Каждый из героев фильма – пришелец. Грэм и Клайв – британцы, искренне любящие Америку и всю её странную, но самобытную культуру, но постоянно сталкивающиеся с враждебностью местных. Рут, прозомбированная помешанным на вере папой, оказывается чужой в мире нормальных людей – она учится жить в новых условиях, но ей так и не удаётся преодолеть все препятствия. И даже агент Зойл по-своему «чужой». Не только на Поле, но и на всех остальных героях нам показывают, каково быть пришельцем. И, что характерно, в минуту опасности все они, не принятые миром, объединяются, чтобы защитить одного из своих. Эдакие отверженные XXI века, только смешные.

фантастика,комедия,paul,павло,Сет Роген,Грег Моттола,Пол: Секретный материальчик,Саймон Пегг,Ник Фрост


Кстати, с юмором в фильме всё в порядке. Предмет шуток иногда оказывается ниже пояса, но всё это происходит так мило и ненавязчиво, что кажется, кино это можно показывать соседским детям. Кстати, щедро и ненавязчиво рассыпаемые Рогеном fuck-содержащие обороты и стали, судя по всему, причиной рейтинга «R», поскольку «сисек и крови» (изображений секса и насилия) в фильме почти нет. В дубляже маты, естественно, потёрли. Однако, рейтинг у нас по-прежнему высокий – «после 14», в России – «после 16».
Хотя, а что в этом фильме интересного для публики младше 14 лет? Пожалуй, что ничего. «Пол», хоть и комедия, но с претензией. Стёб над всем фантастическим кинематографом прошлого хоть и широк, но совершенно не злобен. Во всём чувствуется ностальгия – не только по старому доброму кино, но и по хорошим историям. Сегодня их ужасающе мало. Однако на своём примере Саймон Пегг и Ник Фрост показывают, что придумать такую историю можно и нужно. Даже в жанре комедии, даже про инопланетянина. Даже с Сигурни Уивер.

фантастика,комедия,paul,павло,Сет Роген,Грег Моттола,Пол: Секретный материальчик,Саймон Пегг,Ник Фрост


Есть, впрочем, у «Пола» и недостатки. Например, преображение Рут из на-всю-голову-трахнутой богомолки в нормальную девушку произошло очень неожиданно и не вполне обоснованно. Юные фбровцы чересчур тупы даже для комедии. Поведение отца тоже немного шаблонно и меняется страннейшим образом. И многое другое. Но всё это прощаешь за пару уморительных шуток, типа оживления птички или щупания яиц в магазине. Такой вот он, британский юмор.

фантастика,комедия,paul,павло,Сет Роген,Грег Моттола,Пол: Секретный материальчик,Саймон Пегг,Ник Фрост


Вердикт: милая и смешная комедия, стёб над фантастикой 70-х.

Денис Куклин, Оригинал 

0 коммент.:

Отправить комментарий