Он улетел, но обещал вернуться
Что это: стёб над фантастикой
На что похоже: «Марс атакует», «Зомби по имени Шон».
Зачем смотреть: узнать правила общения с инопланетянами
«Paul»
заведомо был очень специфическим фильмом – от Комик-кона до мерцающего
шлейфа звездолёта он принадлежал особой субкультуре нёрдов. Узкогрудые
американские мальчики, знающие наизусть все вариации «Star Trek»
и математически рассчитывающие исход поединка Халка с Человеком-пауком,
давно уже стали многомиллионным ресурсом для кинематографистов. Для них
литература ограничилась комиксом, а самым изысканным костюмом в своём
гардеробе они считают форму штурмовика имперской армии из «Звёздных войн».
Я не шучу, их действительно миллионы и именно они кормят нынешний
Голливуд. Благодаря им сегодня на экранах в любом городе Украины идёт
какой-нибудь «Зелёный шершень» или «Зелёный фонарь»
или тот же «Paul». Но что американцу хорошо, то украинцу непременно
впихнут. Мне неизвестны подсчёты отечественных маркетологов, но
комиксовые фильмы уже который год с нездоровой настойчивостью
вдалбливают в неокрепший коллективный разум украинских подростков. Всё
бы ничего, да первоосновы этой культуры в Украине нету – комиксы у нас
никто не читает. В конце концов, их же надо читать!
Именно
поэтому название «Paul» обязательно подвергнется какой-нибудь
изобретательной локализации. В России решили добавить отсылку к
полузабытому сериалу «Пол. Секретный материальчик». В
Украине мало того, что прямым текстом предупредили о внеземном
происхождении героя, так ещё и имя исковеркали на туземный лад: «Прибулець Павло».
Они нас что, за идиотов держат? Они думают, я не догадаюсь, увидев
зелёное существо с огромной черепной коробкой и чёрными глазищами, что
это пришелец? Или они рассчитывают, что я как-то подобрею, если узнаю,
что девочки в Неваде называют своих собачек не Полом, а Павликом? Меня
лично уже достала вся эта игра в вышиванки и писанки на материале
голливудских фильмов. Ну раз прикололись, наградили кого-то суржиком, а
Джона переделали в Івасика, ну другой… Но есть же пределы? Уже ведь не
смешно, а даже наоборот. Или это какая-то тайная операция по отваживанию
украинского зрителя от американского кино?
И далее, цитируя неповторимого Роджера Эберта: «Пола не озвучивает Сет Роген. Он и есть Сет Роген».
Пол двигается, как Роген, говорит, гримасничает, ворчит и шутит, как
Роген. И даже одевается, как Роген. Широчайший диапазон эмоций
Пола-Рогена благополучно угроблен в украинской студии дубляжа.
А
теперь – о фильме. Поучительная, казалось бы, история о гуманном
отношении не только к гуманоидам, а и «вообще», о терпимости к
пришельцам, далеко не так прямолинейна, как кажется. И даже не Пол здесь
– главный герой и источник морализаторских поучений. Каждый из героев
фильма – пришелец. Грэм и Клайв – британцы, искренне любящие Америку и
всю её странную, но самобытную культуру, но постоянно сталкивающиеся с
враждебностью местных. Рут, прозомбированная помешанным на вере папой,
оказывается чужой в мире нормальных людей – она учится жить в новых
условиях, но ей так и не удаётся преодолеть все препятствия. И даже
агент Зойл по-своему «чужой». Не только на Поле, но и на всех остальных
героях нам показывают, каково быть пришельцем. И, что характерно, в
минуту опасности все они, не принятые миром, объединяются, чтобы
защитить одного из своих. Эдакие отверженные XXI века, только смешные.
Кстати,
с юмором в фильме всё в порядке. Предмет шуток иногда оказывается ниже
пояса, но всё это происходит так мило и ненавязчиво, что кажется, кино
это можно показывать соседским детям. Кстати, щедро и ненавязчиво
рассыпаемые Рогеном fuck-содержащие обороты и стали, судя по всему,
причиной рейтинга «R», поскольку «сисек и крови» (изображений секса и
насилия) в фильме почти нет. В дубляже маты, естественно, потёрли.
Однако, рейтинг у нас по-прежнему высокий – «после 14», в России –
«после 16».
Хотя, а что в этом фильме
интересного для публики младше 14 лет? Пожалуй, что ничего. «Пол», хоть
и комедия, но с претензией. Стёб над всем фантастическим кинематографом
прошлого хоть и широк, но совершенно не злобен. Во всём чувствуется
ностальгия – не только по старому доброму кино, но и по хорошим
историям. Сегодня их ужасающе мало. Однако на своём примере Саймон Пегг и Ник Фрост показывают, что придумать такую историю можно и нужно. Даже в жанре комедии, даже про инопланетянина. Даже с Сигурни Уивер.
Есть,
впрочем, у «Пола» и недостатки. Например, преображение Рут из
на-всю-голову-трахнутой богомолки в нормальную девушку произошло очень
неожиданно и не вполне обоснованно. Юные фбровцы чересчур тупы даже для
комедии. Поведение отца тоже немного шаблонно и меняется страннейшим
образом. И многое другое. Но всё это прощаешь за пару уморительных
шуток, типа оживления птички или щупания яиц в магазине. Такой вот он,
британский юмор.
Вердикт: милая и смешная комедия, стёб над фантастикой 70-х.
Денис Куклин, Оригинал
0 коммент.:
Отправить комментарий