14 июня 2013

Рецензия на фильм «Иллюзия обмана»

Луи Летерье, режиссёр «Перевозчика» и «Битвы титанов» — я не хотел бы смотреть следующие его фильмы. Но актёрский состав и трейлер «Иллюзии обмана» были настолько хороши, что перевесили негативную репутацию режиссёра. Фильм о фокусниках и ограблении, смесь «Престижа» и «Друзей Оушена», как назвали это журналисты, был слишком необычным и интересным проектом среди летних премьер, чтобы его пропустить.

Во-первых, что забыло это кино среди летних блокбастеров? В интервью CraveOnline, которое я позднее частично переведу и выложу, Летерье объясняет, что фильм изначально планировался на январь. Но после того, как продюсеры увидели отснятое, они решили перенести премьеру на март. Позднее, когда пришли результаты тестовых просмотров, студия со всей определённостью заявила: «Лето!». Слишком хорошая, неожиданно хорошая реакция была на картину у «подопытных» зрителей.

Режиссёр объясняет выбор им такого несвойственного для него фильма просто: мол, на самом деле, это и есть «его фильм». И в действительности, он не любит и не хочет снимать фильмы о огромных мужиках, вышибающих друг из друга дурь, фильмы без капли юмора и без взаимодействия актёров на площадке. А кто, собственно, любит? Даже Майкл Бэй мечтает снимать коэновские комедии, а не «Трансформеров». Поэтому Летерье, используя репутацию «денежного станка», самолично выбрал сценарий Эда Соломона и Боаза Якина, и впервые в жизни взялся снимать фильм своей мечты. В общем, это заметно. «Иллюзия обмана», действительно, — лучший фильм Летерье.

Главная проблема восприятия и ожиданий (а это всегда главная проблема при просмотре фильма) заключалась в сравнении его с «Престижем» Кристофера Нолана и требовании реалистичности. Да, Нолан снимал фильм о фокусниках, причём магии у него оказалось выше крыши. Самый распиаренный физик-экспериментатор современности Никола Тесла стал отличным оправданием для волшебства. Но никто этого не заметил — ведь до самого последнего момента «Престиж» был предельно реалистичен и честно рассказывал о битве иллюзионистов. И я тоже «съел» волшебство из-за его изящной встроенности в сюжет. Почему же к «Иллюзии обмана» такие завышенные требования?

Некоторое провисание у Летерье чувствуется. Зритель ждёт фильма о фокусниках, а видит детектив, где агент ФБР расследует ограбление. По сути, это изучение фокуса — то, чего хочет зритель, но антураж и персонаж немного не те. Хотелось магов в красных плащах, а показывают небритого спецагента. Четвёрка иллюзионистов — в центре сюжета, но зритель видит их со стороны, а не «изнутри» банды. Хотелось, как в «Начале», а нам не дают. И так далее — фильм Летерье вышел гораздо позже нолановских картин, и теперь они портят ему весь праздник.

Если же забыть о Нолане, «Иллюзия обмана» окажется невероятно, удивительно и бесподобно динамичным фильмом об ограблениях — настолько хитрых и непредсказуемых, что их можно пересказывать друзьям. Да, именно как у «Друзей Оушена». Причём в этот раз грабители куда симпатичнее бандюганов Содерберга — те хотели жить красиво на украденные миллионы, а фокусники Летерье с удовольствием раздают деньги зрителям. Когда они возмещают убытки жертвам урагана Катрина за счёт обманувшего их страховщика — это беспроигрышный сценарный ход. Теперь зритель любит фантастическую четвёрку ещё сильнее. Представляю, какими аплодисментами встречали эту сцену в Новом Орлеане. Да, следующий трюк с банкнотами окажется воландовской шуткой с этикетками нарзана, но и из настоящих денег фокусники не возьмут ни цента. Они бескорыстны, бесстрашны и неуловимы. Они работают ради красоты игры и ради справедливости. Грабь награбленное и раздай тому, кому это нужнее.

Сегодня, когда весь мир охвачен антикапиталистическими протестами, требования справедливого распределения уже стали привычными. Десять лет назад ничего подобного не было. Никто не мог себе представить коммунистов, социалистов и анархистов не просто на улицах Нью-Йорка, Парижа, Стамбула или Москвы — но в новостях, с предельно серьёзным отношением. Теперь не только европейский артхаус, но и Голливуд, держа нос по ветру, подыгрывает всеобщей симпатии к левым. «Время», теперь это. Кажется, в ближайшем будущем мы увидим ещё не один фильм, где отбирают у богатых и раздают бедным.

И последнее — о твистах. Хотя общая мотивация загадочного «пятого всадника» может вызвать у кого-то скептическую усмешку, мол, всю эту таинственную галиматью мы уже видели, само количество твистов, ощущение паники оттого, что ты не можешь понять, кто на самом деле кем является, в «Иллюзии обмана» достигают высшей точки. Кто-то не успеет, не уследит за ходом мысли авторов, и окажется расстроен. Кто-то будет следить внимательно, и слегка офигеет в конце. Кто-то скажет, что он всё предугадал, и оказался умнее сценаристов. Проверьте себя, попробуйте разгадать загадку «пятого всадника». Потом вы всё равно будете завидовать тем, кто станет смотреть «Иллюзию обмана» впервые, не понимая, кто кого на самом деле обманывает.

Денис Куклин

0 коммент.:

Отправить комментарий