24 января 2012

Рецензия на фильм Хранитель времени 3D от Варвары Ухорской


Мартин Скорсезе уже получил за этот фильм «Золотой Глобус» как лучший режиссер. Вдруг на старости лет жесткий реалист Скорсезе превратился в доброго волшебника. Мы вовсе не против такого превращения, нет! Просто удивительно: чаще всего режиссер – снимает, писатель – пишет, а художник – рисует всю жизнь что-то свое, исконное, глубинное. А оно, исконное, глубинное, свое – одно. Душа, что ли. А тут вдруг человек взял и снял совсем другое кино.

Или – не вдруг? Даже «Отступники» уже были, как будто, не совсем Скорсезе. Тем более - «Остров проклятых | Shutter Island» - какой загадочный, какой впечатляющий фильм! Но, по крайней мере, с прежними темами – преступление, одиночество. А «Хранитель времени» - дети, ретро, Франция, история кино. Где тут Скорсезе? Снять такой фильм могли бы – каждый по-своему, Вуди Аллен, Жан-Пьер Жёне, Хайяо Миядзаки… Но сделал это Мартин Скорсезе. Чудо уже состоялось!



Старый итальянец, летописец мафиозной деятельности, создал нежный и трогательный фильм о любви к кино. О волшебной силе искусства. Фильм, в котором нет не только злодеев, а даже хоть сколь-нибудь отрицательных персонажей. Единственный, чьи поступки вызывают наши нарекания, и тот – совершает их по долгу службы: если человек – полицейский, то его долг – преследовать воришек. Даже если эти воришки нам очень нравятся. А они нам нравятся.


Фильм Скорсезе, помимо любви к кино, наполнен еще любовью к Парижу, любовью к прошлому, к детству. Из последних эти же чувства несет в себе недавний фильм «Супер 8 | Super 8»: ретро, дети, кино. Но там продюсер Стивен Спилберг смешал со своими любимыми темами детства и кино свою любимую тему загадочных инопланетных пришельцев. А здесь кино, история кино, один из загадочных и удивительных пионеров кино – стали главными героями и темами фильма.

Жорж Мельес. Имя это известно до сих пор было только профессионалам кино, его проходят в киношколах в курсе «история кино». Однако один фильм Мельеса мы видели все, часто и неоднократно. Может быть, правда, большинство из нас и не думало, что у этого фильма был режиссер. «Политый поливальщик»! Один наступает на шланг, другой смотрит внутрь – почему вода не течет? – и, когда первый сходит со шланга, второй отбрасывается мощной струей воды. Помните? Это один из бесчисленных фильмов Жоржа Мельеса.

Пионер и поэт кино, не заботясь о формате и хронометраже, он снимал и 40-секундные короткометражки и 40-минутные киноэпопеи. За неполных 20 лет работы он снял около тысячи фильмов, встав у истоков почти всех жанров, включая документальное кино, модного нынче приема реконструкции документальных событий: так, Мельес снял фильм «Дело Дрейфуса» - о самом громком в Европе политическом судебном процессе конца 19 века, и это было документальное изложение событий, сыгранное актерами.

А в фильме «Извержение вулкана на Мартинике» Мельес использовал столь дорогие его сердцу спецэффекты! Мельес – отец спецэффектов. По-хорошему, приз за лучшие спецэффекты должен носить имя Мельеса. До своего знакомства с кинематографом он занимался театром, цирком и оптическими иллюзиями. Вообще, всякими иллюзиями. И, конечно, кино стало для него воплощением самых смелых фантазий.

Да, Мельес занимался документальным кино, экранизировал классические драмы - "Гамлета", "Фауста", но главным в его творческом методе была не работа с актерами, а – спецэффекты. Которые позволяли зрителям его фильмов оказываться в волшебных, фантастических мирах. Мельес и раскрашивал свои фильмы вручную, чтобы они были еще чудеснее.

Не удивительно, что этот поэт кинокамеры не был выдающимся коммерсантом, Мельес разорился, сжег негативы большинства своих работ и перестал снимать кино. Стал игрушечных дел мастером. Зато теперь вот сняли кино о нем самом. Вот такое торжество добра и справедливости на экране. Но больше, чем в содержании фильма, Скорсезе это выражает в картинке – воистину, волшебной.

Цвет, четкость, насыщенность, лица всех персонажей – несмотря на то, что действие вроде бы происходит в реальной, хотя и ретроспективной, Франции, все выглядит так, как картинки калейдоскопа. Или – через витражные окна. Волшебный фонарь. (Так назывался один из фильмов Мельеса!) Вот и разгадка нашего, переводного названия фильма, (а в оригинале фильм носит имя своего главного героя, мальчика, открывшего заново кино Мельеса - Хьюго): Хранитель времени, наследник его тайн и богатств - сам режиссер Мартин Скорсезе.

0 коммент.:

Отправить комментарий