На "Нового Рыцаря" рецензия не пишется (если кратко, мне понравилось, особенно после переломного момента), поэтому спустя неделю и второй просмотр выбрал хоть какой-то вопрос, по которому, кажется, есть что сказать.
А именно, давайте сравним Бэйна и Джокера, но не остановимся на "Джокер, конечно, круче", а попробуем рассмотреть чуть подробнее. Я беру этот спекулятивный заголовок за отправную точку и попробую коснуться и других тем трилогии.
И Бэйн, и Джокер выглядят крайне эксцентрично, не щадят своих подчиненных, любят повзрывать в городе, толкать умные речи, забираться в головы жителей Готэма и т.д. Они весьма похожи, по трейлеру даже иногда было похоже на самоповтор. Но есть одно существенное различие, в которое нас сразу же тыкают: Джокер постоянно говорит о том, что у него нет плана, что он "как пес, гоняющийся за грузовиком, и даже не знает, что с ним делать, если поймает". Бэйн появляется в кадре в первый же раз со словами "не важно кто мы, важно какой у нас план". Почему именно так? Понятно, что Нолан, возможно, хотел как можно больше разделить Бэйна и Джокера, но все-таки что здесь еще? В чем повышение игры для финала?
Бэйна можно рассматривать как сплав зла первой и второй части - это целеустремленность и вера Лиги Теней с театральностью и методами воздействия на толпу Джокера. Лига теней, напомню, хочет разрушить Готэм, Джокер - сломать принципы Бэтмена и заставить людей проявить худшие качества. Бэйн хочет и первого, и второго, и добавки (в виде мести). И достигает на своем пути большего, чем предшественники.
Но это еще не все.
Важная цитата. Джокер: "Знаешь, знаешь что я заметил? Никто не паникует, когда всё идёт согласно плану… даже если план чудовищен. Если завтра я заявлю прессе, что один из членов банды будет застрелен, если грузовик солдат взлетит на воздух - паники не будет. Потому что всё это - часть плана. Но когда я говорю, что какой-то жалкий мэр умрёт, все вдруг теряют голову".
Вот и объяснение самой страшной составляющей Бэйна, о которой он говорит в своём знаковом монологе о надежде. Он ведь извещает людей о плане и делает так, что Готэму приходится принять его план - и вот уже даже военные борются не с ним, а с пытающимися покинуть Готэм жителями. Эта штука оказывается посильнее хаоса, о котором говорит Джокер. Страх, анархия и безвластие порождают хаос, а план и надежда дают Бэйну реальную власть над людьми. Даже власти помогают Бэйну, потому что "планы" они понимают. В этом настоящая обреченность. Это слово очень точно подчеркивает все главное в Бэйне и том, что он символизирует.
Теперь о страхе - это основная тема трилогии.
С него всё начинается. Сначала Брюсу нужно было победить свой страх, стать символом непоколебимой справедливости и тем самым дать Готэму надежду. Во второй части, у Бэтмена можно сказать страха уже нет, он становится крепок как монолит и действительно в этой части, как метко сказал Джокер, "неостановимая сила сталкивается с недвижимым объектом". Бэтмену противостоит чистый хаос, справедливость испытывается на прочность, но Бэтмен и Джокер в настолько разных плоскостях, что даже нет вопроса кто кого сильнее. Есть понимание, что хаос будет всегда; есть понимание, что Бэтмен это выдержит. В третьей части смысл Бэйна как раз в том, что на этот раз Бэтмен сталкивается с силой и верой (что подчеркивает Альфред) гораздо сильнее Бэтмена. Ни принципы Брюса, ни его отсутствие страха уже не играют роли - Бэйн просто сильнее. И тут оказывается, что отстуствие страха недостаточно - страх дает силу, а нет страха - нет этой силы. Вспомним, что в начале третьей части, мы видим Брюса подавленным, Альфред неоднократно подчеркивает, что победив страх Уэйн приобрел, так называемый, death wish, подсознательное желание смерти. И снова, если считать, что Бэйн символизирует обреченность, становится понятно, что на многих уровнях победа над Бэйном значит для Бэтмена.
И раз уж, подняли все эти темы, немного о том, что значит финал для всей трилогии.
Смысл спора Ра'с аль Гула и Бэтмена в том, что Готэм спасать бесполезно. Нужно зачищать. Бэтмен же верит в Готэм, как верил его отец, хочет дать людям символ высшей справедливости, непреложности закона в насквозь коррумпированном городе. В первой части ему это удается. Во второй части выясняется, что это привело к эскалации (Джокер в данном случае лишь катализатор неминуемых событий), ситуация только ухудшилась, но как говорил Дент, "самая темная ночь - перед рассветом", а опыт с паромом показывает, что Готэм небезнадежен и за него стоит бороться. Третья часть начинается с утверждения относительной победы справедливости, вместо Бэтмена действует "акт Дента", но он все-таки построен на лжи. Почему это так важно? Потому что ощущение справедливости, можно сказать, искусственно. Оно утверждено силой Бэтмена, а не вдохновлено образом Бэтмена. Полиция при этом зажирела и не рвется в бой, само общество спокойно как овечки. Для Бэтмена же важно понимание, что "каждый человек может быть героем". В этом, в частности, его символ. Важно самоотречение каждого человека, именно тогда Бэтмен больше не будет нужен Готэму - когда каждый человек поймет, что справедливость зависит именно от него. Именно в финале картины, когда это понимает поднявшаяся на бунт полиция Готэма, когда это понимает Селина Кайл, когда есть Джон Блейк, понимающий это сам, когда жители познают и принимают жертву Бэтмена, именно тогда можно считать битву с Джокером за души города оконченной, изначальный спор с Лигой Теней выигранным, а Готэм можно считать по-настоящему спасенным.
Ваш воображаемый друг
0 коммент.:
Отправить комментарий