03 октября 2012

Статья. О вредных мультфильмах замолвите слово (18+)


Месяц назад – 1 сентября – вступил в силу новый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». За неделю до этого СМИ и Интернет пламенно его обсудили: ведь, следуя букве, нужно поставить гриф «18+» на многих хороших детских мультфильмах. Впрочем, власти сразу дали понять, что ни «Ну, погоди!», ни «Трое из Простоквашино», несмотря на курение, запрещать никто не будет. И волна возмущения спала.

Закон этот в целом народу РФ по душе. Его буквально вожделели. Одно время я мониторила Рунет по анимации, и минимум раз в неделю мне попадалась какая-нибудь свежая статейка о «вредных мультфильмах». А под ней – миллионы комментариев от разгневанных родителей, которые жаловались на отравленную миазмами анимацию – от «Южного парка» до «Мадагаскара» и «Смешариков».
Пару раз меня и саму просили что-нибудь написать или сказать в эфире. Посоветовать родителям, какие мультфильмы не стоит детям показывать. И оба раза я озвучивала простую идею: никто не решит за вас, что смотреть вашим детям. Потому что ответ на этот вопрос зависит от миллиона вещей: каких ценностей сами вы придерживаетесь, какой склад (психики, характера) у вашего ребенка, насколько вы готовы активно участвовать в просмотре, направляя понимание чада в нужную сторону...

Сегодня, благодаря закону «о защите…» вопрос решили на государственном уровне. И даже противники его не особенно огорчились: ведь век Интернета и DVD у нас. Не покажут по телику, сами посмотрим.

Не совсем так.

«Мою любовь» Александра Петрова

Вот, например, я сейчас делала программу для кинофорума «Я и семья». И с меня тут же потребовали возрастных рекомендаций, которые я давала по собственному усмотрению (и на собственный же страх и риск). Возьмем хоть «Мою любовь» Александра Петрова – сколько лет дать этому фильму? Понятно, он не детский, но с какого именно возраста можно его смотреть. В «Моей любви» речь идет среди прочего о сексуальных отношениях, в том числе даже о перверсных, в фильме присутствуют элементы любовных сцен (изображенных довольно деликатно, но все же не без эротизма), есть и страшный эпизод пожара, и рассказ о жестоком убийстве.

Одним словом, нормальное серьезное кино по русской литературе, которая мягкостью-то не отличалась никогда. Перестраховки ради, надо бы 18+. Но это значит, что подростков на редкий «экранный» показ «Моей любви» и некоторых других сильных русских работ, оказавшихся в той же программе, пускать не будут. Не факт, что подростки будут туда стремиться, но вдруг? Неужто я буду тем человеком, который им помешает?

Тем-более, что «Моя любовь» - очень важное кино для тинейджеров. Это фильм про поиски любви, про то, чем серьезное глубокое чувство отличается от романтического восторга или сексуального влечения, про то, что потакание страсти и вожделению может иметь самые страшные и разрушительные последствия. То есть он ровно и абсолютно про то, про что следует говорить с 15-летним человеком.

Я поставила программе 14+, сославшись в уме на первый пункт закона, который разрешает делать исключения для культурных ценностей. Будем надеяться, что чиновники тоже считают Петрова ценностью, иначе у меня будут все шансы пострадать за родную культуру.

«Малышки Братц» (Bratz Babyz: the movie)

А вот обратный пример: . Bratz – это популярная марка детских кукол, так что главная цель каждого фильма с этим названием – заставить зрителей купить побольше кукол с сопутствующими товарами.

Главные героини фильма – маленькие девочки. Им не больше трех лет, но они пользуются косметикой, модно и сексуально одеваются, лихо виляют бедрами и трясут отсутствующими еще грудями. В этих качествах и состоит главный секрет привлекательности Малышек для малышек со всего мира (какая ж девочка в 3-6 лет не тянется за маминой косметикой).

События мультфильма разворачиваются в большом торговом центре, куда старшие Братц приехали ради шоппинга и салонов красоты. Пока мамаши заняты, дети играют в специальной комнате и, судя по контексту, они здесь постоянные посетители. Малышки знают про мир торгового центра все: они с взрослым видом тянут напитки из трубочки, организуют бизнес по помыву домашних собачек, выбирают себе сценические костюмы и показывают супер-номер на конкурсе Караоке.

Все это – чтобы выдернуть щенка из рук хулигана, который требует 50 баксов выкупа. Практически весь фильм Малышки испытывают разные способы искомую сумму раздобыть – от азартных игр до собирания денег в фонтане.

«Малышки Братц» – это пропаганда определенного образа жизни: гламурного, бездумного, наполненного визитами в салон красоты, пустой болтовней по телефону, многочасовыми примерками одежды. Единственное несчастье в этом мире – нехватка денег, чтобы решить возникшую проблему. А главное наслаждение – сценический успех на музыкальном конкурсе в магазине.

Как по мне, это очень вредный мультфильм, который не учит ничему хорошему, а только плохому. Но если бы я показывала этот мультфильм в одной из своих программ (что, разумеется, исключено), я бы смело могла поставить ему 0+, поскольку он-то сделан с учетом всех возможных и невозможных ограничений.

Как это ни печально, законы, подобные нашему «защищающему детей», чаще бьют именно по настоящим художникам и их произведениям. Ибо творцы – ребята наивные. В пылу они могут сказать что-нибудь вразрез с пуританской моралью - обычно ради торжества высочайших ценностей. Совсем иное дело – коммерческий продукт. Он приспосабливается под конъюнктуру, стремится соответствовать и вполне способен организовать на экране даже борьбу хорошего с лучшим – в угоду правительству и общественному вкусу. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Можно очистить экраны от формальных признаков того или иного (наркотики, противоправные действия, сигареты, секс). Но что это изменит? Ведь эти самые дети, не живут же они в телевизионной колбе. Каждый день они выходят на улицу, где есть агрессия, алкоголь, сигареты, бранные слова, человеческие пороки во всех их вариациях. И то, что на голубых экранах СССР не было секса, совершенно не означало детского невежества: я прекрасно помню, как мои сверстники во втором классе подробно просветили меня на этот счет, да еще в таких непристойных выражениях, которых даже самый развязный телик ни в жисть бы не позволил. Между тем, и сегодня огромная часть молодежи ведет здоровый образ жизни, питается органическими продуктами, исповедует воздержание, если не до брака, то уж точно до большой любви и призывает отказаться от натуральных шубок.

А вот лишение детей любого талантливого, умного, тонкого произведения – это огромная потеря. Я не уверена, что произведение культуры способно причинить сильный вред детскому здоровью или развитию. Но я точно знаю, что некоторые из них способны принести большую пользу (помните Высоцкого: «значит, верные книги ты в детстве читал»).

Если бы мне предложили провести границу между вредным/невредным для детей зрелищем, я бы явно ее проводила там же, где лежит граница между талантливым и бездарным, осмысленным и пустым, несущим важное послание и манипулирующим зрительским вниманием ради извлечения выгоды. Собственно, там, где проходит граница между искусством и визуальным шлаком.

Разумеется, законодательно этого не сделать. Это - задача родителей. Так что и в третий раз я готова повторить: смотрите мультфильмы с детьми, отбирайте мультфильмы для детей, объясняйте детям, что они видят – и тогда никакая вредная анимация вам не страшна. Если же вы доверяете воспитание ребенка телевизору, то «защищающие» законы вряд ли помогут. Возможно, они уберут что-то сомнительное из программы, но непременно выплеснут с водой и ребенка, лишив детей многих ценных картин, авторы которых ратуют за благородство, чистую любовь и прочие прекрасные вещи, но при этом делают на кофте героини слишком глубокий вырез.

Анимация с Машей Терещенко

0 коммент.:

Отправить комментарий