«Фильм основан на реальных событиях» - такая надпись белым
по чёрному часто встречается в начале Голливудских фильмов. В этом году на
подобные картины обратили внимание особо – сразу три представителя этой
категории номинируются на «Оскар», и все три – фавориты. Но в самом ли деле
фильм, основанный на реальных событиях, сразу получает статус фаворита, а с ним
– и заветную статуэтку? С 2000 года в главной номинации «Оскара» участвовали 75
фильмов, 12 из них стали победителями. Из 75 номинантов 21 можно отнести к
картинам, основанных на реальных событиях, причём я включил в этот список и «Гладиатора».
Из 12 победителей только 3 фильма имеют отношение к реальной жизни – всё тот же
«Гладиатор», «Игры разума» и «Король говорит». Остальные 9 картин – плод фантазии
сценаристов и авторов романов, которые экранизировали. В обоих случаях – и с
победителями, и с номинантами – соотношение «реальных» к «выдуманным» историям –
почти 1 к 3.
Очевидно, что не «Based on true story» определяет «крутость» фильма. Однако, почему нам вообще
показывают эту надпись? Возможно, она действует на зрителя – лишний повод
удивиться происходящему на экране. Возможно, заставляет внимательнее отнестись
к истории и к героям. Но чаще всего подобные воспроизведения происходивших
событий встречают яростное сопротивление любителей исторической правды. Чаще
всего критикуют мундиры и эполеты, введённые в употребление спустя 3 года после
показанных в фильме событий – и прочая подобная дребедень. Однако часто авторы «врут»
намеренно – выбрасывают персонажей, изменяют хронологию, добавляют выдуманные
мотивы. Это обидно для историков и часто всплывает с не самыми лестными
комментариями в рецензиях. Почему же сценаристы и режиссёры идут на это?
Кажется, они, в первую очередь, сценаристы и режиссёры, а не
историки. И в каком-то событии их, прежде всего, интересуют характеры, их
взаимоотношения, поступки и слова, и, наконец, эмоции, которые испытывает
зритель во время просмотра. Если бы я был режиссёром и у меня был выбор –
соврать для усиления эффекта или придерживаться правды, я бы, скорее всего,
соврал. Хотя привычка врать особенно часто используется при создании
пропагандистских военно-патриотических фильмов, художественную
ценность «Спасения рядового Райана» никто отрицать не станет. А вот у «Перл-Харбора»
за неимением ничего другого, запоминается именно враньё.
И «Линкольн», и «Операция «Арго» и «Цель номер один» столкнулись
с одной и той же проблемой – их критикуют за несоответствие истории. Но эти
фильмы, один сильнее другого, переживут и «сенсационные заявления», и «списки
ляпов», и даже самих составителей этих списков. Потому что это, правда, хорошие картины. А «реальные истории» – это просто повод пригласить зрителей в кино.
Глядишь, какой подросток Википедию после просмотра почитает.
0 коммент.:
Отправить комментарий