09 января 2013

Рецензия на фильм "Дублер" от Saintvlad

Рецензия на фильм "Дублер"


Сева Васильков работает массажистом в салоне красоты. Несмотря на его застенчивость и неопрятность, клиенты и особенно клиентки охотно пользуются его услугами - им нравится, что он очень похож на известного шоумэна Игоря Успенского. Но у салона дела идут плохо, нечем платить за аренду. Поэтому партнер Севы уговаривает его воспользоваться сходством с Игорем Успенским и сделать вирусный ролик, чтобы привлечь больше клиентов и поправить дела. Сева неохотно соглашается.

Вскоре ролик видит и сам Игорь Успенский. Он богат, знаменит и любим публикой, примерный семьянин, не пьет и не курит. Но у успеха и востребованности есть обратная сторона - совершенно не остается времени на любимых жену и дочь. А тут еще то приглашают на корпоратив, от которого нельзя отказаться, то уплотняют график съемок, да и премия "Человек года" на носу. Игоря буквально разрывают на части. Поэтому он решает нанять Севу, чтобы тот заменял его там, где потребуется, и дает соответствующее поручение своей помощнице Даше, которая тайно и безответно влюблена в Игоря.

Оказавшись в роли Игоря Успенского, инфантильный Сева ведет себя нелепо, но его природная искренность и добродушие спасают его в самых безвыходных ситуациях и лишь способствуют росту популярности Игоря. Но у Игоря и Севы на пути встает алчный и самодовольный певец Михаил Стасов, обладатель девяти "Золотых граммофонов", не пропускающий ни одной юбки обжора и подлец. Михаил Стасов тоже претендует на звание "Человека года" и готов на всё, чтобы его заполучить.

Роли Севы Василькова, Игоря Успенского и Михаила Стасова играет Александр Ревва. Дашу - Кристина Асмус. Режиссер фильма - дебютант в полном метре Евгений Абызов, уже, впрочем, работавший с Enjoy Movies и ответственный за одну из новелл в альманахе "Мамы", вышедшем к 8 марта 2012.

Это лучший фильм компании Enjoy Movies. Компании, которая является единственным реальным лидером российского рынка - за 2012 год ее фильмы собрали почти 20% от общей суммы сборов российских фильмов, и все они были сняты без единой государственной копейки. Да, многих эти фильмы раздражали, раздражало поведение и высказывания отдельных представителей компании, но это честный кинобизнес без распилов, откатов, доступа в кабинеты и прочих нелицеприятных моментов, без которых редко когда обходится отечественный кинематограф. Так вот, это лучшая работа Enjoy Movies и первая, которую можно считать полноценным фильмом (я имею в виду качество сценария). К сожалению, раньше продукция этой студии страдала одной проблемой, особенно ярко проявившейся в "Берменном", и которую не удалось изжить до конца ни в "Мужчине с гарантией", ни в только что прошедшем альманахе "С новым годом, мамы!" - авторы систематически увлекались разными красивостями, эксплуатировали одну и ту же ситуацию из сцены в сцену и попросту забывали о движении сюжета вперед, превращая по 15-20 минут подряд в набор скетчей разной степени комичности. В "Дублёре" сюжет не пробуксовывает ни на секунду - это раз. "Дублёр" не злит и не раздражает - это два. "Дублёр" доставляет истинное удовольствие, как любая голливудская комедия с Адамом Сэндлером или Беном Стиллером - это три. Они научились. Они могут. Они это сделали.

После показа была небольшая пресс-конференция с участием режиссера и Реввы. Ревва (который, кстати, в жизни оказался совершенно не похож на своего знаменитого Артура Пирожкова и произвел впечатление очень обаятельного, тонкого и интеллигентного человека), в частности, сказал:
- проще всего ему было играть Игоря Успенского, образ которого частично срисован с Федора Бондарчука (не внешне)
- наложение грима Михаила Стасова занимало по три часа в день, но за этим гримом у актера появлялись совершенно другие возможности
- сложнее всего дался образ Севы

Собственно, образ Севы потому и дался тяжелее всего, что в сценарии этот персонаж наиболее противоречивый. С одной стороны - асоциальный, неопрятный, безвкусно одетый почти-девственник ("Мне уже сорок, а у меня было целых четыре раза! Ну ладно, два.") С другой - незакомплексованный, легко вступает в разговоры с женщинами и запросто треплет за щеку крупного банкира. Виртуозно делает массаж и готовит суп с отвратительным запахом, но божественным вкусом. Зарабатывает огромную сумму и без малейшего сожаления отдает ее приятелю, чтобы заплатить арендную плату. Почему сложно сыграть? Потому что в нашей современной кинокультуре этот герой почти отсутствует. Юрий Деточкин, Женя Лукашин - вот с кем можно сравнить его в советском кино, но все-таки они менее (даже совсем не) карикатурны, а "Дублёр" сделан в русле фильмов с Адамом Сэндлером, и это именно герой, характерный для Сэндлера: добрый и застенчивый, но способный в критической ситуации нужно дать в морду, инфантильный, но профессионал высочайшего класса, вызывающий интерес у женщин, но всерьез не клюющий ни на одну из них, кроме той, которую полюбит.

Игорь Успенский - безусловно, герой нашего времени: медийное лицо, деньги, успех, тусовки, респектабельность и здоровый образ жизни. Но вот что особенно интересно - персонаж при этом не моральный урод. Человек из шоу-бизнеса, но не зазвездившийся поп-идол, а трудоголик.

Ну и Михаил Стасов. Это, конечно, особая удача. И дело не в Стасе Михайлове, который, в отличие от этого пародийного персонажа, примерный семьянин (Стасов в фильме - холостяк и бабник, что еще больше подчеркивает его антагонизм по отношению к Севе и Успенскому). Дело в каждой детали. Как этот "красавец-мужчина" ковыряется в зубах, сплевывает, как омерзительно ест макароны и требует "самое дорогое вино, а не эти помои", как поправляет впившиеся между ягодиц трусы - черт возьми, давненько эксцентрики такого качества у нас на экранах не было. Появления Михаила Стасова ждешь, как праздника. Татьяна Шорохова сравнивает его с сыгранным Томом Крузом "продюсером Лесом Гроссманом", но вне зависимости от аналогий, это уникальное чудовище заслуживает если не отдельного фильма, то как минимум появления в сиквеле "Дублёра" - а увидеть такой очень бы хотелось. Кажется, я впервые говорю, что действительно хочу увидеть сиквел русского фильма?

- Зачем вам десятый Золотой Граммофон?
- В детстве у меня была мечта - выиграть десять Золотых Граммофонов и... (извините, тут мог бы быть спойлер, но не будет, смотрите фильм - В.П.).

Говорят, при монтаже фильм сократили на 40 минут (он идет около 80). С одной стороны - жаль, потому что отдельные кусочки невошедшего, показанные на финальных титрах, говорят о том, что удачных шуток было много, например, линия любви Севы к "Звездным войнам", заявленный в середине, но так и не появившийся "тур по восьми деревням с учениками музыкальной школы" или сцена общения Стасова с поклонницами:

- Курносая, позвони мне!
- А телефон?
- Не умничай!

С другой - Ревва верно заметил, что перенасыщать фильм тоже было бы неправильно - это раз, во-вторых, возможно, что именно благодаря удалению этих сцен фильм и не провисает, а в-третьих - и для проката 80 минут всяко результативнее, чем 120.

В общем, низкий поклон и спасибо за фильм. Это, конечно, не Оскар и не Пальмовая ветвь, но это высокопрофессиональный мейнстримный фильм и прекрасная комедия для всех возрастов, в которой (в отличие от голливудских аналогов) нет сортирных шуток (если не считать того, что "трейлер Михаила Стасова - возле биотуалетов"), а парочка умеренно-взрослых приколов вполне допустима и для младшего школьного возраста. Кстати, трейлер - весьма сильный трейлер! - обещал нечто более жесткое.


0 коммент.:

Отправить комментарий