В ночь с воскресенья на понедельник Американская киноакадемия в 85-й раз вручит свои награды в виде золотых человечков по имени «Оскар». К сегодняшнему дню все номинанты известны, все основные пред-оскаровские премии вручены, все киноаналитики и математики-статистики рассчитали все возможные вероятности и, наконец, делать какие-либо предсказания о том, кто может получить награды, стало возможным и уместным. Мы, наконец, тоже готовы дать свой прогноз.
Номинированы: Любовь, Операция «Арго», Звери дикого Юга, Джанго освобождённый, Отверженные, Линкольн, Жизнь Пи, Мой парень — псих, Цель номер один.
В этот раз номинантами стали не 10 , а всего лишь 9 фильмов. Почему №10 не стал «Мастер», не понятно до сих пор, но это пренебрежение новой работой Пола Томаса Андерсона значительно снижает вероятность его победы в других номинациях.
Неожиданностью стало появление «Любви» Михаэля Ханеке – неанглоязычное кино часто попадало в главную номинацию «Оскара», чаще всего Феллини – но каждый раз это кажется «маленьким чудом». Ещё одним приятным сюрпризом стало появление победителя инди-фестиваля «Сандэнс», фильма «Звери дикого Юга».
Также на месте, где всегда обитают суровые драмы, появилась романтическая комедия «Мой парень – псих», что тоже не может не радовать . Но эти «сюрпризы» редко становятся настоящими претендентами, скорее они должны успокоить все группы кинопоклонников и телезрителей – мол, вам всем будет за кого поболеть согласно вашему вкусу.
Настоящих же претендентов три. «Джанго», очевидно, хоть и хорош, но слишком вульгарен для академиков. Там много слова на букву «н», мальчишеской пальбы и лубочности – это забавно, но называть это лучшим фильмом года никто не сможет. «Жизнь Пи» и «Отверженные» достаточно сентиментальны для академии, но недостаточно серьёзны. «Звери дикого Юга» слишком «инди». «Мой парень – псих» могли бы повторить успех «Лучше не бывает», но для этого им нужны были очень матёрые актёры. Остаются, как всегда, серьёзные драмы об американской душе – «Линкольн», «Операция «Арго» и «Цель номер один».
У последнего в списке есть одна проблема – он слишком реалистичен. Кэтрин Бигелоу, вставляя эпизод, где нужную информацию црушники получили с помощью пыток, возможно, даже не задумывалась о последствиях. Ни для кого в Америке, и за её пределами не секрет, что спецслужбы не стесняются пытать пленных. Но это оказалось секретом для руководства ЦРУ, Сената и Конгресса. Даже Обама, с интересом посмотревший новый фильм Бигелоу, не спас бы его от скандала – когда политики начинают критиковать фильм, они вредят ему больше, чем самые суровые профессиональные рецензенты. А многие академики, как известно – консерваторы. Бигелоу придётся снимать ещё один хороший фильм о Ближнем Востоке.
Остаются два фильма, между которыми и состоится главная кинобитва года – «Линкольн» и «Операция «Арго». То, что байопик легендарного президента, снятый Стивеном Спилбергом, обречён на номинацию, было понятно ещё на стадии планирования сценария. Классический, вдохновляющий, политически корректный (в центре сюжета 13-я поправка, отменяющая рабство), и в разумных пределах смелый (её принятие произошло в том числе благодаря шантажу и коррупции) – этот фильм идеален для роли победителя по всем параметрам. Так и было, пока не появился «Арго».
Третью работу Бена Аффлека в качестве режиссёра никто не рассматривал всерьёз до премьеры. Аффлек-режиссёр стал многим симпатичен после своих предыдущих двух работ, и от него многие ждали новой, более высокой планки. Когда в день премьеры картины стало ясно, что он эту планку взял, многие его поклонники, в том числе очень влиятельные, обрадованные в ожиданиях, назвали этот успех достойным высочайших наград – и награды посыпались. Почти все вручения премий от профессиональных гильдий и ассоциаций критиков, где соревновались «Арго» и «Линкольн», заканчивались триумфом фильма Бена Аффлека. Сегодня победа «Арго» кажется несомненной. Но есть одна проблема…
Дело в том, что Бен Аффлек не номинирован в категории «лучший режиссёр». А Спилберг – номинирован. Из 85 награждений «Оскарами» фильмов, получивших главную награду без награды режиссёру меньше, чем пальцев на руке. Кроме того, из актёрского состава «Арго» номинации удостоен один лишь Алан Аркин за роль второго плана. А у «Линкольна» есть три актёрских номинации, причём одна – 100% выигрышная.
Если бы голосовал я: «Линкольн». Фильм Аффлека очень хорош, очень талантлив и интересен. Но я не возвращался мысленно к нему уже спустя неделю. А «Линкольна» я не могу забыть, при всей его классичности и предсказуемости.
Победит: скорее всего, «Арго». Но у «Линкольна» всё-таки есть шанс. Победа других претендентов – из области фантастики. Которой, кстати, в этом году в главной номинации нет.
Номинированы: Стивен Спилберг — «Линкольн», Бен Зайтлин — «Звери дикого Юга», Михаэль Ханеке — «Любовь», Энг Ли — «Жизнь Пи», Дэвид О. Рассел — «Мой парень — псих».
Безусловный лидер, конечно, Стивен Спилберг. Многие называют в числе вероятных претендентов ещё одного «почтиклассика» – Энга Ли. Ханеке и Зайтлин по прежнему кажутся, слишком экстраваганты для академии. А вот Рассел – тёмная лошадка. При всей кажущейся простоте его картины, он проделал замечательную работу с парой главных актёров, которые играли очень непривычные для себя роли, и сделали это на беспрецедентном для себя уровне. Хотя за успехами молодых Лоуренс и Купера следят многие и давно, их прыжок выше головы в этом году был бы невозможен без Рассела.
Если бы голосовал я: Дэвид О. Рассел. «Линкольн» - фильм-мечта. И Спилберг сделал всё, что мог, чтобы фильм удался. Но художник, создающий поражающие масштабом эпические полотна, никогда не сможет так запасть в душу и порадовать, как автор маленького, необычного и лёгкого в усвоении шедевра.
Победит: Стивен Спилберг.
Номинированы: Брэдли Купер — «Мой парень — псих», Дэниел Дэй-Льюис — «Линкольн», Хью Джекман — «Отверженные», Хоакин Феникс — «Мастер», Дензел Вашингтон — «Экипаж».
Тут и обсуждать нечего. Купер, Феникс, Вашингтон, ребята, вы сделали, что могли. Джекман – сойдёт. Но, извините, «папа» пришёл. Не стойте на проходе.
Если бы голосовал я: Дэниел Дэй-Льюис.
Победит: Дэниел Дэй-Льюис.
Номинированы: Дженнифер Лоуренс — «Мой парень — псих», Эмманюэль Рива — «Любовь», Квинзан Уоллис — «Звери дикого Юга», Наоми Уоттс — «Невозможное», Джессика Честейн — «Цель номер один», .
Как уже неоднократно писалось, в этом году у «Оскара» два рекорда, и оба в главной женской категории. Рива стала самой возрастной номинанткой на премию, а Уоллис – самой юной. И хотя многие вспомнят победу Татум О’Нил, в этом году Уоллис победа не светит. Основными претендентками, судя по западной прессе, считаются Честейн и Лоуренс. Честейн хвалят за драматичность и напряжённости роли американской разведчицы, а Лоуренс– за чумовой и трогательный персонаж из умалишённого ромкома. Роли настолько разные, что и сравнивать их невозможно. Голосовать будут, видимо, как подскажет сердце.
Если бы голосовал я: Лоуренс. Сердце, знаете ли.
Победит: Лоуренс. На самом деле, шансы с Честейн примерно равны. Но почему-то многие «предсказатели» отдают победу более молодой сопернице. О роли Уоттс никто не вспоминает, а вот Рива может отхватить награду – её назвали лучшей британцы, а также некоторые ассоциации критиков.
Номинированы: Филип Сеймур Хоффман — «Мастер», Роберт де Ниро — «Мой парень — псих», Алан Аркин — «Операция «Арго», Томми Ли Джонс — «Линкольн», Кристоф Вальц — «Джанго освобождённый».
Здесь тоже два претендента – Томми Ли Джонс и Кристоф Вальц. Хотя, по справедливости, самая лучшая роль второго плана всё же была у Джонса, потому что образ Вальца в «Джанго» второплановым назвать язык не поворачивается. Этот исполнитель ролей классических подонков сыграл такого благородного, такого человечного, такого настоящего Человека, что его нужно было номинировать в главной актёрской номинации… Но там же Льюис, поэтому пусть лучше побудет здесь.
Если бы голосовал я: Вальц.
Победит: Вальц. Как я уже сказал, шанс есть и у Джонса. Но многие журналисты советуют «никогда не сбрасывать со счетов Де Ниро».
Номинированы: Энн Хэтэуэй — «Отверженные», Хелен Хант — «Суррогат», Салли Филд — «Линкольн», Джеки Уивер — «Мой парень — псих», Эми Адамс — «Мастер».
Вот здесь многие заслужили на «Оскар». И Адамс, и Филд, и невероятно смелая для своего возраста Хант. Но награду, скорее всего, получит Хэтэуэй. Как пишут многие, вероятность получить премию у актрисы обратно пропорциональна количеству красоты, которую на них наводит гримёр. То есть, говоря проще, чем страшнее делают актрису в кадре, тем больше у неё шансов. В принципе, правило не лишено смысла – тем более, что Хэтэуэй уже получила и маску BAFTA и «Золотой глобус» за свою страдающую Фантину.
Если бы голосовал я: кинул бы монетку между Адамс, Филд и Хант.
Победит: Хэтэуэй.
Номинированы: Михаэль Ханеке — «Любовь», Квентин Тарантино — «Джанго освобождённый», Джон Гэйтинс — «Экипаж», Уэс Андерсон и Роман Коппола — «Королевство полной луны», Марк Боал — «Цель номер один».
Здесь развернётся борьба между Тарантино и Боалом. Оба сценария написаны мастерски, делают практически весь фильм, но у обоих большие проблемы – Боал, как я уже говорил, вставил фактор пыток в ЦРУ, а многие консервативные академики могут быть возмущены этим (видимо, обида на ЦРУ за времена маккартизма у сообщества сценаристов прошла).
Использование же Тарантино слова «nigger», что исторически корректно, многим толерантным членам Академии может показаться политически некорректным. Таким образом, в дело вступает не только талант и профессиональные умения, но и политические предпочтения голосующих.
Если бы голосовал я: Коппола и Андерсон – «Королевство полной луны». У Андерсона всегда получаются изысканные фильмы с очень нестандартными персонажами и диалогами. Но «Королевство» оказалось самым лёгким, милым и вдохновляющим из всех его фильмов.
Победит: Тарантино. У него уже есть «Золотой глобус» и премия BAFTA за сценарий. С другой стороны, Боал получил премию Гильдии сценаристов США, а эта организация непосредственно входит в киноакадемию. Так что шансы почти равны. Также некоторые готовы проголосовать за «Любовь», но это очень призрачная надежда.
Номинированы: Крис Террио — «Операция «Арго», Люси Алибар и Бен Зайтлин — «Звери дикого Юга», Дэвид Мэги — «Жизнь Пи», Тони Кушнер — «Линкольн», Дэвид О. Рассел — «Мой парень — псих».
Здесь, как и в главной номинации, битва развернётся между «Арго» и «Линкольном». И в случае с адаптированными сценариями вопрос, как всегда, должен касаться не сценария целиком, а той работы, которая была проделана с первоисточником. Шансы, вроде бы, выше у «Арго» - он получил премию Гильдии сценаристов. Впрочем, оба кандидата проиграли в двух других престижных премиях: «Золотой глобус», где нет деления сценаристов на две категории, отдал награду Тарантино, а на вручении BAFTA обоих тяжеловесов обошёл «Мой парень – псих».
Если бы голосовал я: то согласился бы с британцами – писать легко и захватывающе одновременно намного тяжелее, чем нагнетать с самой первой строчки. «Мой парень – псих» в своей лёгкости мне наиболее интересен.
Победит: скорее всего, «Арго».
Номинированы: «Храбрая сердцем», «Франкенвини», «Паранорман, или Как приручить зомби», «Пираты! Банда неудачников», «Ральф».
Здесь сражение развернётся между диснеевским и пиксаровским мультфильмами – Dreamworks давно уже перестал составлять конкуренцию двум конторам с одним хозяином. «Храбрая сердцем» выиграла BAFTA и «Золотой глобус», «Ральф» получил награды Продюсерской гильдии и мультяшную «Энни». Мне кажется, подобная ситуация получилась потому, что Disney прыгнул выше головы, а Pixar слегка подкачал, и таким образом, они оказались на примерно одном уровне. Также не стоит сбрасывать со счетов «Франкенвини», который тоже не оправдал ожиданий, но может получить награду за оригинальность.
Если бы голосовал я: «Ральф». Как наказание Pixar за расслабленность.
Победит: Хотя шансы 48%/48%/2%, я бы поставил на «Ральфа».
Номинированы: «Любовь» (Австрия), «Кон-Тики» (Норвегия), «Нет» (Чили), «Королевский роман» (Дания), «Ведьма войны» (Канада).
С несколькими главными номинациями «Оскара» фильм Ханеке просто не может проиграть в этой категории.
Если бы голосовал я: «Любовь».
Победит: «Любовь».
Номинированы: Дарио Марианелли — «Анна Каренина», Александр Депла — «Операция «Арго», Майкл Данна — «Жизнь Пи», Джон Уильямс — «Линкольн», Томас Ньюман — «007: Координаты «Скайфолл».
Если бы голосовал я: Уильямс. Но у него и так 48 номинаций и 5 побед, так что если не выиграет, не обидится.
Победит: Майкл Данна. Я не очень разбираюсь в кинокомпозиторском мастерстве, но знаю, что он получил «Золотой глобус» и был номинирован на множество премий в композиторских номинациях. Правда, BAFTA получил Томас Ньюман за музыку для Бонда. Но во всём, что касается Бонда, британцев нельзя назвать объективными.
Номинированы: Before My Time — «Ускользающий лёд» — музыка и слова: Дж. Ральф, Everybody Needs A Best Friend — «Третий лишний» — музыка: Уолтер Мёрфи, слова: Сет Макфарлейн, Pi's Lullaby — «Жизнь Пи» — музыка: Майкл Данна, слова: Бомбей Джайашри, Skyfall — «007: Координаты «Скайфолл» — музыка и слова: Адель и Пол Эпворт, Suddenly — «Отверженные» — музыка: Клод-Мишель Шёнберг; слова: Герберт Крецмер и Ален Бублиль.
Явный фаворит – Адель. Песни из Бондианы не номинировались на «Оскар» с 1982 года, когда в категорию попала «For Your Eyes Only» из одноимённого фильма. Адель со своей песней выиграла «Золотой глобус» и получила отдельное выступление на самой 85-й церемонии вручения «Оскаров». Не дать ей награду в такой ситуации невозможно.
Если бы голосовал я: песня из «Третьего лишнего».
Победит: Адель.
Номинированы: Уильям Голденберг — «Операция «Арго», Тим Скуайрес — «Жизнь Пи», Майкл Кан — «Линкольн», Джей Кэссиди и Криспин Стразерс — «Мой парень — псих», Дилан Тиченор и Уильям Голденберг — «Цель номер один».
Уильям Голденберг успел попасть в номинацию дважды – с «Арго» и «Целью номер один», где он помогал Дилану Тиченору. Впрочем, «Золотой глобус» ему не достался, поскольку там нет номинации для монтажёров, а британцы его наградлили премией BAFTA.
Если бы голосовал я: работа Голденберга кажется мне хорошей, но я не обладаю таким «глазом», чтобы судить монтажёров.
Победит: Голденберг.
Номинированы: Шеймас Макгарви — «Анна Каренина», Роберт Ричардсон — «Джанго освобождённый», Клаудио Миранда — «Жизнь Пи», Януш Камински — «Линкольн», Роджер Дикинс — «007: Координаты «Скайфолл».
Награду BAFTA получил Клаудио Миранда, оператор «Жизни Пи». Фильм красивый, и тигр перед камерой добавлял работе Миранды пикантности, но Американское общество операторов посчитало, что Роджер Дикинс («Скайфолл») в этом году был лучшим. У Миранды в активе есть номинация за «Бенджамина Баттона», и судя по его привычке снимать «Троны» и «Обливионы», следующая номинация может случиться очень нескоро. А у Дикинса есть уже 10 номинаций, среди которых «Большой Лебовски», «Побег из Шоушенка», «Фарго» и «Старикам тут не место», и ни одной награды.
Если бы голосовал я: Дикинс.
Победит: Миранда.
Номинированы: Сара Гринвуд и Кэти Спенсер — «Анна Каренина», Дэн Хенна, Ра Винсент и Саймон Брайт — «Хоббит: Нежданное путешествие», Ив Стюарт и Анна Линч-Робинсон — «Отверженные», Дэвид Гропмэн и Анна Пиннок — «Жизнь Пи», Рик Картер и Джим Эриксон — «Линкольн».
Здесь и в следующей номинации соперничают «Отверженные» и «Анна Каренина». И если в дизайне костюмов «Каренина» явно выглядит предпочтительнее, реконструкция Парижа Гюго может всерьёз побороться с реконструкцией театра, которой занимались Гринвуд и Спенсер в «Карениной». По крайней мере, премию BAFTA в этой номинации получили Стюарт и Линч-Робинсон. А вот по мнению жюри «Satellite Award», лучшая работу проделали Картер и Эриксон для «Линкольна».
Если бы голосовал я: то уж точно, не за «Хоббита».
Победит: «Отверженные». Есть шанс у «Анны Карениной».
Номинированы: Жаклин Дюрран — «Анна Каренина», Пако Делгадо — «Отверженные», Джоанна Джонстон — «Линкольн», Эйко Исиока (посмертно) — «Белоснежка: Месть гномов», Коллин Этвуд — «Белоснежка и охотник».
Как было написано выше, здесь верх должна одержать Жаклин Дюрран.
Победит: «Анна Каренина». Есть шанс у «Отверженных».
Номинированы: Джон Рейтц, Грегг Рудлофф и Хосе Антонио Гарсия — «Операция «Арго», Энди Нельсон, Марк Паттерсон и Саймон Хейз — «Отверженные», Рон Бартлетт, Д. М. Хемфилл и Дрю Кунин — «Жизнь Пи», Энди Нельсон, Гэри Райдстром и Рональд Джадкинс — «Линкольн», Скотт Миллан, Грег П. Расселл и Стюарт Уилсон — «007: Координаты «Скайфолл»
Номинированы: Эрик Аадал и Итан Ван дер Рин — «Операция «Арго», Уайли Стейтмен — «Джанго освобождённый», Юджин Гирти и Филип Стоктон — «Жизнь Пи», Пер Холлберг и Карен Бэйкер Лэндерс — «007: Координаты «Скайфолл», Пол Н. Дж. Оттоссон — «Цель номер один»
«Отверженные» выиграли премии BAFTA и «Satellite Awards», где звук и звукомонтаж объединены в одну категорию. Том Хупер и Саймон Хейз заведомо пошли на риск, решив записывать пение актёров прямо на съёмочной площадке, без традиционного метода – записывать песни в студии, а потом снимать «открывание рта», как это делают клипмейкеры. Потребовалась очень чувствительная аппаратура и огромный объём работы по сведению записанного. Однако, в данном случае, риск был оправдан, и премия практически у «Отверженных» в кармане. Хотя Грег П. Рассел с его 16 номинациями может отобрать статуэтку у Хейза.
В номинации «звуковой монтаж» «Отверженных» и «Линкольна» нет, их заменили более динамичные «Джанго освобождённый» и «Цель номер один». Шансы на победу выше у фильмов Бигелоу и Энга Ли.
Если бы голосовал я: «Отверженные» и «Цель номер один».
Победит: «Отверженные» и «Цель номер один». Также есть шансы у «Скайфолл» и «Жизни Пи».
Номинированы: Джо Леттери, Эрик Сэйндон, Дэвид Клэйтон и Р. Кристофер Уайт — «Хоббит: Нежданное путешествие», Билл Вестенхофер, Гийом Рошерон, Эрик-Ян Де Бур и Дональд Р. Эллиотт — «Жизнь Пи», Янек Сиррс, Джефф Уайт, Гай Уильямс и Дэн Судик — «Мстители», Ричард Стаммерс, Тревор Вуд, Чарли Хенли и Мартин Хилл — «Прометей», Седрик Николас-Троян, Филип Бреннан, Нил Корбоулд и Майкл Доусон — «Белоснежка и охотник».
Здесь команду Питера Джексона во всех премиях «делает» команда Энга Ли – они выиграли в своей номинации премию BAFTA, Critics’ Choice Movie Awards и, что самое главное, были признаны лучшими по версии профессионального сообщества – Visual Effects Society в номинациях «анимационный персонаж в игровом фильме» и «визуальные эффекты в фильме, ориентированном на визуальные эффекты». В номинации, где соревновались обычные фильмы, победила, кстати, драма «Невозможное».
Если бы голосовал я: «Жизнь Пи» - и правда, всё очень красиво.
Победит: «Жизнь Пи».
Номинированы: Ховард Бергер, Питер Монтанья и Мартин Сэмюэл — «Хичкок», Питер Кинг, Рик Финдлатер, Тами Лэйн — «Хоббит: Нежданное путешествие», Лиза Уэсткотт и Джули Дартнелл — «Отверженные»
Судя по прогнозам, должны победить Финдлатер и Лэйн, лепившие гномам носы, хотя на награждении BAFTA триумфаторами стали Уэсткотт и Дартнелл. И оба фильма номинировались на премию Broadcast Critics Film Association, но проиграли «Облачному атласу», отсутствие которого во всех номинациях вызывает серьёзные вопросы.
Если бы голосовал я: «Облачный атлас».
Победит: «Хоббит: Нежданное путешествие».
Номинированы: Пять разбитых камер, Привратники, Как пережить чуму, Невидимая война, В поисках Сахарного Человека.
Все в один голос прочат победу южноафриканскому фильму о музыканте по имени Родригез. Фильм называется «В поисках Сахарного Человека». Он – единственный из номинантов стал хитом проката и получил, кстати, соответствующие премии от гильдий продюсеров, режиссёров и сценаристов. Важно ещё то, что с этого года изменились правила голосования в номинации – теперь за документалку голосуют все члены академии, а не только документалисты. Так что сюрпризы возможны.
Если бы голосовал я: сложно голосовать, не видев фильмов.
Победит: «В поисках Сахарного Человека».
Номинированы: Иносенте, Кингс-Пойнт, Понедельники в Расине, Открытое сердце, Искупление
Специалисты из-за океана считают, что шансы высоки у картины о бездомном иммигранте («Иносенте») и у фильма о женщинах, больных раком, приходящих в салон красоты («Понедельники в Расине»).
Победит: «Понедельники в Расине». Возможно, «Иносенте».
Номинированы: Асад, Игроки бузкаши, Сейчас или никогда, Смерть тени, Генри.
Та же история и в этой номинации – её тоже открыли для голосования всех членов академии, так что прогнозы могут попадать пальцем в небо. Однако, предпочтение отдаётся «Сейчас или никогда».
Победит: «Сейчас или никогда».
Номинированы: «Адам и его собака», «Свежий авокадо», «Вверх тормашками», «Симпсоны: Мучительная продлёнка», «Бумажный роман».
Многие видели «Paperman», где Disney хвастается своей старой новой находкой – они, наконец-то, после экспериментов в «Принцессе и лягушке» нашли способ объединить компьютерную анимацию с рисованной, да так, что вместе им теперь лучше, чем порознь. Уверен, академики тоже оценят новую технологию и очень трогательную историю.
Если бы голосовал я: «Бумажный роман».
Победит: «Бумажный роман».
Лучший фильм
Номинированы: Любовь, Операция «Арго», Звери дикого Юга, Джанго освобождённый, Отверженные, Линкольн, Жизнь Пи, Мой парень — псих, Цель номер один.
В этот раз номинантами стали не 10 , а всего лишь 9 фильмов. Почему №10 не стал «Мастер», не понятно до сих пор, но это пренебрежение новой работой Пола Томаса Андерсона значительно снижает вероятность его победы в других номинациях.
Неожиданностью стало появление «Любви» Михаэля Ханеке – неанглоязычное кино часто попадало в главную номинацию «Оскара», чаще всего Феллини – но каждый раз это кажется «маленьким чудом». Ещё одним приятным сюрпризом стало появление победителя инди-фестиваля «Сандэнс», фильма «Звери дикого Юга».
Также на месте, где всегда обитают суровые драмы, появилась романтическая комедия «Мой парень – псих», что тоже не может не радовать . Но эти «сюрпризы» редко становятся настоящими претендентами, скорее они должны успокоить все группы кинопоклонников и телезрителей – мол, вам всем будет за кого поболеть согласно вашему вкусу.
Настоящих же претендентов три. «Джанго», очевидно, хоть и хорош, но слишком вульгарен для академиков. Там много слова на букву «н», мальчишеской пальбы и лубочности – это забавно, но называть это лучшим фильмом года никто не сможет. «Жизнь Пи» и «Отверженные» достаточно сентиментальны для академии, но недостаточно серьёзны. «Звери дикого Юга» слишком «инди». «Мой парень – псих» могли бы повторить успех «Лучше не бывает», но для этого им нужны были очень матёрые актёры. Остаются, как всегда, серьёзные драмы об американской душе – «Линкольн», «Операция «Арго» и «Цель номер один».
У последнего в списке есть одна проблема – он слишком реалистичен. Кэтрин Бигелоу, вставляя эпизод, где нужную информацию црушники получили с помощью пыток, возможно, даже не задумывалась о последствиях. Ни для кого в Америке, и за её пределами не секрет, что спецслужбы не стесняются пытать пленных. Но это оказалось секретом для руководства ЦРУ, Сената и Конгресса. Даже Обама, с интересом посмотревший новый фильм Бигелоу, не спас бы его от скандала – когда политики начинают критиковать фильм, они вредят ему больше, чем самые суровые профессиональные рецензенты. А многие академики, как известно – консерваторы. Бигелоу придётся снимать ещё один хороший фильм о Ближнем Востоке.
Остаются два фильма, между которыми и состоится главная кинобитва года – «Линкольн» и «Операция «Арго». То, что байопик легендарного президента, снятый Стивеном Спилбергом, обречён на номинацию, было понятно ещё на стадии планирования сценария. Классический, вдохновляющий, политически корректный (в центре сюжета 13-я поправка, отменяющая рабство), и в разумных пределах смелый (её принятие произошло в том числе благодаря шантажу и коррупции) – этот фильм идеален для роли победителя по всем параметрам. Так и было, пока не появился «Арго».
Третью работу Бена Аффлека в качестве режиссёра никто не рассматривал всерьёз до премьеры. Аффлек-режиссёр стал многим симпатичен после своих предыдущих двух работ, и от него многие ждали новой, более высокой планки. Когда в день премьеры картины стало ясно, что он эту планку взял, многие его поклонники, в том числе очень влиятельные, обрадованные в ожиданиях, назвали этот успех достойным высочайших наград – и награды посыпались. Почти все вручения премий от профессиональных гильдий и ассоциаций критиков, где соревновались «Арго» и «Линкольн», заканчивались триумфом фильма Бена Аффлека. Сегодня победа «Арго» кажется несомненной. Но есть одна проблема…
Дело в том, что Бен Аффлек не номинирован в категории «лучший режиссёр». А Спилберг – номинирован. Из 85 награждений «Оскарами» фильмов, получивших главную награду без награды режиссёру меньше, чем пальцев на руке. Кроме того, из актёрского состава «Арго» номинации удостоен один лишь Алан Аркин за роль второго плана. А у «Линкольна» есть три актёрских номинации, причём одна – 100% выигрышная.
Если бы голосовал я: «Линкольн». Фильм Аффлека очень хорош, очень талантлив и интересен. Но я не возвращался мысленно к нему уже спустя неделю. А «Линкольна» я не могу забыть, при всей его классичности и предсказуемости.
Победит: скорее всего, «Арго». Но у «Линкольна» всё-таки есть шанс. Победа других претендентов – из области фантастики. Которой, кстати, в этом году в главной номинации нет.
Лучший режиссёр
Номинированы: Стивен Спилберг — «Линкольн», Бен Зайтлин — «Звери дикого Юга», Михаэль Ханеке — «Любовь», Энг Ли — «Жизнь Пи», Дэвид О. Рассел — «Мой парень — псих».
Безусловный лидер, конечно, Стивен Спилберг. Многие называют в числе вероятных претендентов ещё одного «почтиклассика» – Энга Ли. Ханеке и Зайтлин по прежнему кажутся, слишком экстраваганты для академии. А вот Рассел – тёмная лошадка. При всей кажущейся простоте его картины, он проделал замечательную работу с парой главных актёров, которые играли очень непривычные для себя роли, и сделали это на беспрецедентном для себя уровне. Хотя за успехами молодых Лоуренс и Купера следят многие и давно, их прыжок выше головы в этом году был бы невозможен без Рассела.
Если бы голосовал я: Дэвид О. Рассел. «Линкольн» - фильм-мечта. И Спилберг сделал всё, что мог, чтобы фильм удался. Но художник, создающий поражающие масштабом эпические полотна, никогда не сможет так запасть в душу и порадовать, как автор маленького, необычного и лёгкого в усвоении шедевра.
Победит: Стивен Спилберг.
Лучшая мужская роль
Номинированы: Брэдли Купер — «Мой парень — псих», Дэниел Дэй-Льюис — «Линкольн», Хью Джекман — «Отверженные», Хоакин Феникс — «Мастер», Дензел Вашингтон — «Экипаж».
Тут и обсуждать нечего. Купер, Феникс, Вашингтон, ребята, вы сделали, что могли. Джекман – сойдёт. Но, извините, «папа» пришёл. Не стойте на проходе.
Если бы голосовал я: Дэниел Дэй-Льюис.
Победит: Дэниел Дэй-Льюис.
Лучшая женская роль
Номинированы: Дженнифер Лоуренс — «Мой парень — псих», Эмманюэль Рива — «Любовь», Квинзан Уоллис — «Звери дикого Юга», Наоми Уоттс — «Невозможное», Джессика Честейн — «Цель номер один», .
Как уже неоднократно писалось, в этом году у «Оскара» два рекорда, и оба в главной женской категории. Рива стала самой возрастной номинанткой на премию, а Уоллис – самой юной. И хотя многие вспомнят победу Татум О’Нил, в этом году Уоллис победа не светит. Основными претендентками, судя по западной прессе, считаются Честейн и Лоуренс. Честейн хвалят за драматичность и напряжённости роли американской разведчицы, а Лоуренс– за чумовой и трогательный персонаж из умалишённого ромкома. Роли настолько разные, что и сравнивать их невозможно. Голосовать будут, видимо, как подскажет сердце.
Если бы голосовал я: Лоуренс. Сердце, знаете ли.
Победит: Лоуренс. На самом деле, шансы с Честейн примерно равны. Но почему-то многие «предсказатели» отдают победу более молодой сопернице. О роли Уоттс никто не вспоминает, а вот Рива может отхватить награду – её назвали лучшей британцы, а также некоторые ассоциации критиков.
Лучшая мужская роль второго плана
Номинированы: Филип Сеймур Хоффман — «Мастер», Роберт де Ниро — «Мой парень — псих», Алан Аркин — «Операция «Арго», Томми Ли Джонс — «Линкольн», Кристоф Вальц — «Джанго освобождённый».
Здесь тоже два претендента – Томми Ли Джонс и Кристоф Вальц. Хотя, по справедливости, самая лучшая роль второго плана всё же была у Джонса, потому что образ Вальца в «Джанго» второплановым назвать язык не поворачивается. Этот исполнитель ролей классических подонков сыграл такого благородного, такого человечного, такого настоящего Человека, что его нужно было номинировать в главной актёрской номинации… Но там же Льюис, поэтому пусть лучше побудет здесь.
Если бы голосовал я: Вальц.
Победит: Вальц. Как я уже сказал, шанс есть и у Джонса. Но многие журналисты советуют «никогда не сбрасывать со счетов Де Ниро».
Лучшая женская роль второго плана
Номинированы: Энн Хэтэуэй — «Отверженные», Хелен Хант — «Суррогат», Салли Филд — «Линкольн», Джеки Уивер — «Мой парень — псих», Эми Адамс — «Мастер».
Вот здесь многие заслужили на «Оскар». И Адамс, и Филд, и невероятно смелая для своего возраста Хант. Но награду, скорее всего, получит Хэтэуэй. Как пишут многие, вероятность получить премию у актрисы обратно пропорциональна количеству красоты, которую на них наводит гримёр. То есть, говоря проще, чем страшнее делают актрису в кадре, тем больше у неё шансов. В принципе, правило не лишено смысла – тем более, что Хэтэуэй уже получила и маску BAFTA и «Золотой глобус» за свою страдающую Фантину.
Если бы голосовал я: кинул бы монетку между Адамс, Филд и Хант.
Победит: Хэтэуэй.
Лучший оригинальный сценарий
Номинированы: Михаэль Ханеке — «Любовь», Квентин Тарантино — «Джанго освобождённый», Джон Гэйтинс — «Экипаж», Уэс Андерсон и Роман Коппола — «Королевство полной луны», Марк Боал — «Цель номер один».
Здесь развернётся борьба между Тарантино и Боалом. Оба сценария написаны мастерски, делают практически весь фильм, но у обоих большие проблемы – Боал, как я уже говорил, вставил фактор пыток в ЦРУ, а многие консервативные академики могут быть возмущены этим (видимо, обида на ЦРУ за времена маккартизма у сообщества сценаристов прошла).
Использование же Тарантино слова «nigger», что исторически корректно, многим толерантным членам Академии может показаться политически некорректным. Таким образом, в дело вступает не только талант и профессиональные умения, но и политические предпочтения голосующих.
Если бы голосовал я: Коппола и Андерсон – «Королевство полной луны». У Андерсона всегда получаются изысканные фильмы с очень нестандартными персонажами и диалогами. Но «Королевство» оказалось самым лёгким, милым и вдохновляющим из всех его фильмов.
Победит: Тарантино. У него уже есть «Золотой глобус» и премия BAFTA за сценарий. С другой стороны, Боал получил премию Гильдии сценаристов США, а эта организация непосредственно входит в киноакадемию. Так что шансы почти равны. Также некоторые готовы проголосовать за «Любовь», но это очень призрачная надежда.
Лучший адаптированный сценарий
Номинированы: Крис Террио — «Операция «Арго», Люси Алибар и Бен Зайтлин — «Звери дикого Юга», Дэвид Мэги — «Жизнь Пи», Тони Кушнер — «Линкольн», Дэвид О. Рассел — «Мой парень — псих».
Здесь, как и в главной номинации, битва развернётся между «Арго» и «Линкольном». И в случае с адаптированными сценариями вопрос, как всегда, должен касаться не сценария целиком, а той работы, которая была проделана с первоисточником. Шансы, вроде бы, выше у «Арго» - он получил премию Гильдии сценаристов. Впрочем, оба кандидата проиграли в двух других престижных премиях: «Золотой глобус», где нет деления сценаристов на две категории, отдал награду Тарантино, а на вручении BAFTA обоих тяжеловесов обошёл «Мой парень – псих».
Если бы голосовал я: то согласился бы с британцами – писать легко и захватывающе одновременно намного тяжелее, чем нагнетать с самой первой строчки. «Мой парень – псих» в своей лёгкости мне наиболее интересен.
Победит: скорее всего, «Арго».
Лучший анимационный полнометражный фильм
Номинированы: «Храбрая сердцем», «Франкенвини», «Паранорман, или Как приручить зомби», «Пираты! Банда неудачников», «Ральф».
Здесь сражение развернётся между диснеевским и пиксаровским мультфильмами – Dreamworks давно уже перестал составлять конкуренцию двум конторам с одним хозяином. «Храбрая сердцем» выиграла BAFTA и «Золотой глобус», «Ральф» получил награды Продюсерской гильдии и мультяшную «Энни». Мне кажется, подобная ситуация получилась потому, что Disney прыгнул выше головы, а Pixar слегка подкачал, и таким образом, они оказались на примерно одном уровне. Также не стоит сбрасывать со счетов «Франкенвини», который тоже не оправдал ожиданий, но может получить награду за оригинальность.
Если бы голосовал я: «Ральф». Как наказание Pixar за расслабленность.
Победит: Хотя шансы 48%/48%/2%, я бы поставил на «Ральфа».
Лучший фильм на иностранном языке
Номинированы: «Любовь» (Австрия), «Кон-Тики» (Норвегия), «Нет» (Чили), «Королевский роман» (Дания), «Ведьма войны» (Канада).
С несколькими главными номинациями «Оскара» фильм Ханеке просто не может проиграть в этой категории.
Если бы голосовал я: «Любовь».
Победит: «Любовь».
Лучшая музыка
Номинированы: Дарио Марианелли — «Анна Каренина», Александр Депла — «Операция «Арго», Майкл Данна — «Жизнь Пи», Джон Уильямс — «Линкольн», Томас Ньюман — «007: Координаты «Скайфолл».
Если бы голосовал я: Уильямс. Но у него и так 48 номинаций и 5 побед, так что если не выиграет, не обидится.
Победит: Майкл Данна. Я не очень разбираюсь в кинокомпозиторском мастерстве, но знаю, что он получил «Золотой глобус» и был номинирован на множество премий в композиторских номинациях. Правда, BAFTA получил Томас Ньюман за музыку для Бонда. Но во всём, что касается Бонда, британцев нельзя назвать объективными.
Лучшая песня к фильму
Номинированы: Before My Time — «Ускользающий лёд» — музыка и слова: Дж. Ральф, Everybody Needs A Best Friend — «Третий лишний» — музыка: Уолтер Мёрфи, слова: Сет Макфарлейн, Pi's Lullaby — «Жизнь Пи» — музыка: Майкл Данна, слова: Бомбей Джайашри, Skyfall — «007: Координаты «Скайфолл» — музыка и слова: Адель и Пол Эпворт, Suddenly — «Отверженные» — музыка: Клод-Мишель Шёнберг; слова: Герберт Крецмер и Ален Бублиль.
Явный фаворит – Адель. Песни из Бондианы не номинировались на «Оскар» с 1982 года, когда в категорию попала «For Your Eyes Only» из одноимённого фильма. Адель со своей песней выиграла «Золотой глобус» и получила отдельное выступление на самой 85-й церемонии вручения «Оскаров». Не дать ей награду в такой ситуации невозможно.
Если бы голосовал я: песня из «Третьего лишнего».
Победит: Адель.
Лучший монтаж
Номинированы: Уильям Голденберг — «Операция «Арго», Тим Скуайрес — «Жизнь Пи», Майкл Кан — «Линкольн», Джей Кэссиди и Криспин Стразерс — «Мой парень — псих», Дилан Тиченор и Уильям Голденберг — «Цель номер один».
Уильям Голденберг успел попасть в номинацию дважды – с «Арго» и «Целью номер один», где он помогал Дилану Тиченору. Впрочем, «Золотой глобус» ему не достался, поскольку там нет номинации для монтажёров, а британцы его наградлили премией BAFTA.
Если бы голосовал я: работа Голденберга кажется мне хорошей, но я не обладаю таким «глазом», чтобы судить монтажёров.
Победит: Голденберг.
Лучшая операторская работа
Номинированы: Шеймас Макгарви — «Анна Каренина», Роберт Ричардсон — «Джанго освобождённый», Клаудио Миранда — «Жизнь Пи», Януш Камински — «Линкольн», Роджер Дикинс — «007: Координаты «Скайфолл».
Награду BAFTA получил Клаудио Миранда, оператор «Жизни Пи». Фильм красивый, и тигр перед камерой добавлял работе Миранды пикантности, но Американское общество операторов посчитало, что Роджер Дикинс («Скайфолл») в этом году был лучшим. У Миранды в активе есть номинация за «Бенджамина Баттона», и судя по его привычке снимать «Троны» и «Обливионы», следующая номинация может случиться очень нескоро. А у Дикинса есть уже 10 номинаций, среди которых «Большой Лебовски», «Побег из Шоушенка», «Фарго» и «Старикам тут не место», и ни одной награды.
Если бы голосовал я: Дикинс.
Победит: Миранда.
Лучшая работа художника-постановщика
Номинированы: Сара Гринвуд и Кэти Спенсер — «Анна Каренина», Дэн Хенна, Ра Винсент и Саймон Брайт — «Хоббит: Нежданное путешествие», Ив Стюарт и Анна Линч-Робинсон — «Отверженные», Дэвид Гропмэн и Анна Пиннок — «Жизнь Пи», Рик Картер и Джим Эриксон — «Линкольн».
Здесь и в следующей номинации соперничают «Отверженные» и «Анна Каренина». И если в дизайне костюмов «Каренина» явно выглядит предпочтительнее, реконструкция Парижа Гюго может всерьёз побороться с реконструкцией театра, которой занимались Гринвуд и Спенсер в «Карениной». По крайней мере, премию BAFTA в этой номинации получили Стюарт и Линч-Робинсон. А вот по мнению жюри «Satellite Award», лучшая работу проделали Картер и Эриксон для «Линкольна».
Если бы голосовал я: то уж точно, не за «Хоббита».
Победит: «Отверженные». Есть шанс у «Анны Карениной».
Лучший дизайн костюмов
Номинированы: Жаклин Дюрран — «Анна Каренина», Пако Делгадо — «Отверженные», Джоанна Джонстон — «Линкольн», Эйко Исиока (посмертно) — «Белоснежка: Месть гномов», Коллин Этвуд — «Белоснежка и охотник».
Как было написано выше, здесь верх должна одержать Жаклин Дюрран.
Победит: «Анна Каренина». Есть шанс у «Отверженных».
Лучший звук
Номинированы: Джон Рейтц, Грегг Рудлофф и Хосе Антонио Гарсия — «Операция «Арго», Энди Нельсон, Марк Паттерсон и Саймон Хейз — «Отверженные», Рон Бартлетт, Д. М. Хемфилл и Дрю Кунин — «Жизнь Пи», Энди Нельсон, Гэри Райдстром и Рональд Джадкинс — «Линкольн», Скотт Миллан, Грег П. Расселл и Стюарт Уилсон — «007: Координаты «Скайфолл»
Лучший звуковой монтаж
Номинированы: Эрик Аадал и Итан Ван дер Рин — «Операция «Арго», Уайли Стейтмен — «Джанго освобождённый», Юджин Гирти и Филип Стоктон — «Жизнь Пи», Пер Холлберг и Карен Бэйкер Лэндерс — «007: Координаты «Скайфолл», Пол Н. Дж. Оттоссон — «Цель номер один»
«Отверженные» выиграли премии BAFTA и «Satellite Awards», где звук и звукомонтаж объединены в одну категорию. Том Хупер и Саймон Хейз заведомо пошли на риск, решив записывать пение актёров прямо на съёмочной площадке, без традиционного метода – записывать песни в студии, а потом снимать «открывание рта», как это делают клипмейкеры. Потребовалась очень чувствительная аппаратура и огромный объём работы по сведению записанного. Однако, в данном случае, риск был оправдан, и премия практически у «Отверженных» в кармане. Хотя Грег П. Рассел с его 16 номинациями может отобрать статуэтку у Хейза.
В номинации «звуковой монтаж» «Отверженных» и «Линкольна» нет, их заменили более динамичные «Джанго освобождённый» и «Цель номер один». Шансы на победу выше у фильмов Бигелоу и Энга Ли.
Если бы голосовал я: «Отверженные» и «Цель номер один».
Победит: «Отверженные» и «Цель номер один». Также есть шансы у «Скайфолл» и «Жизни Пи».
Лучшие визуальные эффекты
Номинированы: Джо Леттери, Эрик Сэйндон, Дэвид Клэйтон и Р. Кристофер Уайт — «Хоббит: Нежданное путешествие», Билл Вестенхофер, Гийом Рошерон, Эрик-Ян Де Бур и Дональд Р. Эллиотт — «Жизнь Пи», Янек Сиррс, Джефф Уайт, Гай Уильямс и Дэн Судик — «Мстители», Ричард Стаммерс, Тревор Вуд, Чарли Хенли и Мартин Хилл — «Прометей», Седрик Николас-Троян, Филип Бреннан, Нил Корбоулд и Майкл Доусон — «Белоснежка и охотник».
Здесь команду Питера Джексона во всех премиях «делает» команда Энга Ли – они выиграли в своей номинации премию BAFTA, Critics’ Choice Movie Awards и, что самое главное, были признаны лучшими по версии профессионального сообщества – Visual Effects Society в номинациях «анимационный персонаж в игровом фильме» и «визуальные эффекты в фильме, ориентированном на визуальные эффекты». В номинации, где соревновались обычные фильмы, победила, кстати, драма «Невозможное».
Если бы голосовал я: «Жизнь Пи» - и правда, всё очень красиво.
Победит: «Жизнь Пи».
Лучший грим и причёски
Номинированы: Ховард Бергер, Питер Монтанья и Мартин Сэмюэл — «Хичкок», Питер Кинг, Рик Финдлатер, Тами Лэйн — «Хоббит: Нежданное путешествие», Лиза Уэсткотт и Джули Дартнелл — «Отверженные»
Судя по прогнозам, должны победить Финдлатер и Лэйн, лепившие гномам носы, хотя на награждении BAFTA триумфаторами стали Уэсткотт и Дартнелл. И оба фильма номинировались на премию Broadcast Critics Film Association, но проиграли «Облачному атласу», отсутствие которого во всех номинациях вызывает серьёзные вопросы.
Если бы голосовал я: «Облачный атлас».
Победит: «Хоббит: Нежданное путешествие».
Лучший документальный полнометражный фильм
Номинированы: Пять разбитых камер, Привратники, Как пережить чуму, Невидимая война, В поисках Сахарного Человека.
Все в один голос прочат победу южноафриканскому фильму о музыканте по имени Родригез. Фильм называется «В поисках Сахарного Человека». Он – единственный из номинантов стал хитом проката и получил, кстати, соответствующие премии от гильдий продюсеров, режиссёров и сценаристов. Важно ещё то, что с этого года изменились правила голосования в номинации – теперь за документалку голосуют все члены академии, а не только документалисты. Так что сюрпризы возможны.
Если бы голосовал я: сложно голосовать, не видев фильмов.
Победит: «В поисках Сахарного Человека».
Лучший документальный короткометражный фильм
Номинированы: Иносенте, Кингс-Пойнт, Понедельники в Расине, Открытое сердце, Искупление
Специалисты из-за океана считают, что шансы высоки у картины о бездомном иммигранте («Иносенте») и у фильма о женщинах, больных раком, приходящих в салон красоты («Понедельники в Расине»).
Победит: «Понедельники в Расине». Возможно, «Иносенте».
Лучший игровой короткометражный фильм
Номинированы: Асад, Игроки бузкаши, Сейчас или никогда, Смерть тени, Генри.
Та же история и в этой номинации – её тоже открыли для голосования всех членов академии, так что прогнозы могут попадать пальцем в небо. Однако, предпочтение отдаётся «Сейчас или никогда».
Победит: «Сейчас или никогда».
Лучший анимационный короткометражный фильм
Номинированы: «Адам и его собака», «Свежий авокадо», «Вверх тормашками», «Симпсоны: Мучительная продлёнка», «Бумажный роман».
Многие видели «Paperman», где Disney хвастается своей старой новой находкой – они, наконец-то, после экспериментов в «Принцессе и лягушке» нашли способ объединить компьютерную анимацию с рисованной, да так, что вместе им теперь лучше, чем порознь. Уверен, академики тоже оценят новую технологию и очень трогательную историю.
Если бы голосовал я: «Бумажный роман».
Победит: «Бумажный роман».
0 коммент.:
Отправить комментарий