06 марта 2013

Святой Каренин и бессмысленные скачки в фильме "Анна Каренина" Джо Райта (Anna Karenina by Joe Wright)

Анна Каренина, Anna Karenina

Синопсис: Встречая приехавшую из Петербурга мать, молодой блистательный офицер граф Вронский знакомится с женой влиятельного петербургского чиновника Анной Карениной. Огонь страсти вспыхивает мгновенно, но их любовь шокирует высшее общество. В мире, где правят предрассудки и стереотипы, ей придётся сделать поистине непростой выбор между семьёй и всепоглощающей страстью…

Спойлеров тут не может же быть? Все читали Льва Толстого?

Решение Джо Райта показать Имперскую Россию в виде театра позволили играть со многими нюансами произведения и подачей. Иногда это прекрасно работает с переносами мест действия. Например, в сцене с клерками и официантами. Иногда раздражает - сцена с проходом Константина Левина. Бесспорно одно - это правильное решение для англичанина. Все же до конца проникнуть в "загадочную русскую" душу редко какому иностранцу получается. Райт нашел выход, и не прогадал. Ставить же костюмированные балы англичане умеют как никто. BBC привил вкус к костюмированным постановкам всем британцам. Особенно приятно внимание к линии Левина. Редко в экранизациях ей уделяют так много времени. Константин же - предвестник... (некорректное мнение удалено)

Просмотра фильм определенно заслужил.

И вновь хочу отойти от простой рецензии. Меня заинтересовали две вещи: непогрешимость Алексея Каренина и уменьшение значения скачек.

Начну со второго пункта. Чтение романа "Анна Каренина" у меня было трудным. Я скучал. Как-то меня не заботили семейные дрязги и слухи. Но глава о скачках встряхнула меня и вывела из сна. Совсем другими красками заиграла книга. Неожиданно из драмы она превратилась в приключенческий роман. Сцена с криком "Алексей!" настолько яркая, что не меркнет даже после всем известного финала. 



В кинопостановках эта сцена присутствует, но ей уделяют слишком мало времени. Отмечают ее значимость, как поворотной для дальнейших событий. Не нагнетают обстановку, не готовят к чему-то неожиданному. В романе же струна натягивалась, и чувствовалась необратимость этого момента. В экранизации, особенно Райта, указывается только момент пиковых эмоций Анны Карениной и Алексея Вронского. Хотя произошло намного большее, чем просто признание Карениной. Изменилось мнение о семье Карениных, о их месте в обществе...

Может быть, я просто придаю большое значение обыкновенному событию? Или слишком был впечатан изменением слога и темпа повествования в книге?

Теперь немного о Каренине. Не могу сразу вспомнить образы из многих экранизаций, но из соловьевской и райтовской - стоят перед глазами.

Оба режиссера (и их сценаристы) преподносят Алексея Каренина практически святым. Он верно служит России. Верен заповедям господним. Представляет собой совесть петербургской знати. Образец добродетели. Все мамы хотят таких сыновей и даже, наверное, желают им такой судьбы (место в законодательном собрании - это круто). Не покидает меня ощущение - где-то и что-то упустили в образе мужа Карениной.

Прихожу к выводу - упущен аспект социальной жизни. В романе нам почти никогда не описывают поведения Каренина в быту и обществе. У остальных героев хватает подробных описаний нюансов - от любви к простой жизни и еде Левина до стихийного поведения Облонского. Какой характер у Каренина? Что-то я его не замечал на страницах романа (может плохо читал?).

Лев Николаевич подчеркнул, по-моему даже несколько раз, что Каренин - функция, винтик и ничего более. Он живет не так как хочет, а так как ему положили. Никогда не решается на смелый шаг. Везде. Во всех аспектах жизни и службы.

Притом государственная деятельность захватывает его настолько, что жизнь семьи ему неинтересна. Так и просится фраза (простите за банальность): “Каренин женат на России”. Но и на этом поле Алексей Каренин не активничает. Он работает, предлагает реформы, но не отстаивает и не борется за свои убеждения.

Его пассивность привела к трагедии (возможно не только к семейной). Он - главный злодей (закидайте меня камнями). Но никто на этом внимание не заостряет. В очередной раз Алексей Каренин - жертва и герой (воспитал аж двух детей!).  

Вывод: Определенно стоит посмотреть. Даже если только ради бальных нарядов. Интересный взгляд на русскую литературу. Лев Николаевич не одобрил бы.

Антон Серый Лев Фролов

0 коммент.:

Отправить комментарий