16 апреля 2013

Статья. Костюм как средство повествования в фильме «Джанго освобожденный»

Джанго освобожденный

Недавно на экранах был ироничный вестерн Квентина Тарантино «Джанго освобожденный». Здесь, как во всех костюмных лентах, одежда персонажей является частью их истории и даже рассказывает зрителю их будущее.

Дизайн костюма Брумхильды
Дизайн костюма Брумхильды

В один прекрасный день дизайнер костюма Шэрон Дэвис получила от самого Квентина  арантино приглашение участвовать в создании образов к ленте «Джанго освобожденный». Продюсеров привлекла ее работа над картинами «Прислуга» (2011), «Рэй» (2004) и «Девушки мечты» (2006). За две последние Шэрон была номинирована на «Оскар».

В работе художница отталкивалась от серии спагетти-вестернов с Джанго. В фильме было показано два мира: Юг США 1850-х и первопроходцы Дикого Запада. Дэвис решила создавать костюмы, отражающие судьбы персонажей, а не следовать букве истории в точности.

То, что работа предстоит необычная, стало понятно сразу. Во-первых, это костюмный фильм внутри костюмного фильма: спагетти-вестерн, события которого происходят перед Гражданской войной. Во-вторых, у Тарантино очень четкое видение всех деталей. «Все написано в сценарии. «На Джанго зеленый пиджак». Я всего лишь иллюстрировала», – смеется Дэвис.
Костюм в фильме




Во время подготовки к съемке режиссер пригласил Шэрон в гости на просмотр «Бонанзы» (сериал «NBC» 1959-1973), и она поняла, что участвует в создании спагетти-вестерна в стиле рок-н-ролл. Поэтому художница обратилась к шляпнику, который делал головные уборы для «Бонанзы». Шляпа Джанго вышла из мастерской Литтл Джо, Дэвис всего лишь внесла некоторые детали.

«Квентин активно участвовал во всем, что касалось его фильма, – вспоминает Шэрон. – Наброски костюмов для персонажей я показывала ему вместе со скриншотами кадров из тех спагетти-вестернов, которые мы с ним смотрели, – чтобы продемонстрировать, откуда пришла та или иная идея».

Возможно, одним из самых интересных был маскарадный костюм камердинера. По сюжету бывшему рабу предоставили полную свободу в выборе одежды, и его выбор ироничен и ярок.

«Голубой костюм камердинера – символ свободы, – рассказывает Дэвис, – многие слуги действительно одевались подобным образом в те времена. Может, бант не был таким большим на самом деле, но все остальное более-менее верно. Забавно видеть только что освободившегося от рабства персонажа, одетого в подобный наряд».

«В сценарии было написано «светло-голубой», но такой костюм я сделать не могла. Вне зависимости от материала, он казался бы сшитым из полиэстера 70-х. Я показала Квентину картину «Мальчик в голубом» Томаса Гейнсборо. Тогда он посмотрел и промолчал. Однако позже сказал: «О, сделай его «мальчиком в голубом».
Концепт-арт костюма Джанго


Но, несмотря на поддержку режиссера, Дэвис боялась, что Джейми Фокс откажется это носить. 

«Этот костюм было сложнее всего надевать, – говорит она. – Из-за всей этой шнуровки на рукавах облачение занимало целую вечность. Штанов сшили несколько, на все случаи. Например, для сцен, в которых персонаж бежит, мы сделали штаны пошире и повыше в талии, а для сцен верховой езды – пониже». 

Еще художница решила найти очки того периода. «Обычно темные очки считаются бутафорией, и ими занимается другой отдел, – объясняет Дэвис. – Но все-таки я попросила отыскать их. Я смотрела фильмы, которые нравились Квентину. Эти очки – прямиком из «Белого бизона», там их носил Чарльз Бронсон. Это кованый металл 1830 года, их даже надеть сложно, потому что они кривые! У нас была всего одна пара. У Джейми очень широкое лицо, для него сложно подобрать очки. Я не рассказала Квентину, где нашла нашу пару».

Картина Т. Гейнсборо «Мальчик в голубом»

послужила вдохновением для костюма камердинера
Для костюмов Брунгильды Дэвис использовала традицию спагетти-вестерна – очень ярко одевать персонажей в сценах флэшбэков и воспоминаний. Брунгильда часто появляется в насыщенном фиолетовом, ярко-желтом или голубом. Для ее финальной сцены в седле была выбрана юбка на широком поясе и блузка с застежками. «Она стала западной женщиной, которая говорит: «Я сильна, как и ты, и у меня равные права». Это иллюстрация всей ее истории: в начале фильма она в одета в темно-пурпурное, а в конце – в светлое. И теперь она свободна».

Керри Вашингтон считает, что костюмы сыграли огромную роль в создании образа ее героини. «Одежда Брунгильды ей не принадлежит, – рассказывает она, – поэтому мы с Шэрон всегда думали: «Во что он ее оденет?» Ее одевают, как куклу».

Костюмы красивые, но носить их довольно сложно. «Я помню, когда была в корсете, думала: вот почему женщины все время падали в обморок, – продолжает Керри. – Вовсе не от избытка чувств, а от недостатка кислорода. Объем воздуха, который ты можешь вдохнуть, ограничен. Мне пришло в голову: «Господи, они даже дышать свободно не могли, не говоря уже о праве голоса!»
Концепт-арт костюма камердинера
Концепт-арт и костюм, послуживший
вдохновением для него
Концепт-арт и костюм в фильме
Финальный костюм Брумхильды, концепт-арт

Одежда Джанго тоже отражает путь персонажа. В финале фильма он одет в красный костюм Кэнди. «На самом деле в спагетти-вестерне эти двое не могут носить одну и ту же одежду, – поясняет Дэвис. – Но Квентин позвонил мне за три дня до съемки и сказал: «У меня есть крутая идея – пусть Джейми наденет костюм Леонардо». И я стала думать, хватит ли ткани на второй такой же».

Шэрон представляла себе Келвина игроком, похожим на Ретта Батлера из «Унесенных ветром», и это отразилось на костюмах.


Иногда аксессуар не только рассказывает историю, но и указывает на место в ней персонажа. Например, когда Леонардо Ди Каприо приходит к ужину в костюме с белой гвоздикой в кармашке, это равнозначно тому, если бы у него на груди была нарисована мишень («гвоздика» по-английски carnation, а «резня» – carnage, поэтому возникает определенная ассоциация, не работающая в русском языке).



«Квентин сказал: «Я хочу, чтобы у Келвина была белая гвоздика». А я спросила: «Это именно та сцена, в которой его убивают? Потому что в таком случае нам понадобятся спецэффекты». Квентин не рассказывает ничего заранее, поэтому работа с ним – вечные сюрпризы. Я заказала живые и искусственные гвоздики, но в фильме появляются только искусственные – их пришлось взрывать каждый раз. Отдел спецэффектов обеспечивал нас кровью, но нужны были одинаковые цветы для каждого дубля».

Пальто Шульца тоже заимствовано из спагетти-вестерна. «Это пальто с пелеринами было таким тяжелым! Мы сделали его из винтажного хлопка, потому что снимать собирались в Новом Орлеане. Кристофа Вальца можно одеть во что угодно, и он заставит это выглядеть эффектно. Он умеет носить костюм!»

А вот шляпа героя Вальца – это одновременно цилиндр и котелок. «Я хотела сделать нечто среднее, – объясняет Дэвис, – потому что Вальц худой, и мы собирались сшить ему огромное пальто, мне нужна была шляпа, чтобы сбалансировать его фигуру».
Костюм Брумхильды в финальной сцене


Для костюма Большого Папочки, персонажа Дона Джонсона, Шэрон взяла за основу костюмы, которые носил сам же Дон в сериале «Полиция Майами».

Для комической сцены с парнями в мешках с дырками было сшито 300 мешков из марли. «Марля спасла нас на площадке, – смеется Дэвис. – Актеры сквозь нее прекрасно видели все происходящее. Их нам не видно, а вот им видно все».

Детали и весьма эксцентричный сюжет представляли некую сложность для дизайнера, ведь даже банда преступников, которая появляется в фильме совсем ненадолго, должна была выглядеть очень специфично.

«Каждый персонаж требовал индивидуального подхода, – продолжает Дэвис. – Было довольно трудно каждый раз придумывать что-то новое, при этом оставаясь в рамках стиля спагетти-вестерна». В то же время создавать персонажей с такими повадками было очень интересно. Кровавые события в фильме тоже требовали определенных условий. «Здесь было столько крови, что прокладки для мешочков с бутафорской кровью и взрыватели занимали все больше места. В итоге они стали такого размера, что когда актеры не двигались, казалось, что у них что-то вспухло, – смеется Дэвис. – Мне приходилось брать одежду после одного дубля, стирать ее вручную, потом сушить феном, зашивать и отдавать на новый дубль со взрывами и кровью. Это было так олдскульно».

Неиспользованные платья Брумхильды, концепт-арт
Стоявшая во время съемки жара представляла опасность для костюмов. «Мы снимали в самое жаркое время в Новом Орлеане, – говорит Дэвис. – Зеленое пальто начинало плавиться и перекашиваться, мне пришлось приложить массу усилий, чтобы оно держало форму».

Хлопковые ткани не выживали в боевых сценах – брюки все время расходились по швам.

Главным разочарованием дизайнера было то, что зрители не увидели большую часть костюмов. Многие платья Брунгильды так и не появились на экране, поскольку воспоминания Джанго оказались в корзине. Одежду уже сшили, но сцены с ней не сняли.

«Работа над фильмом доставила мне удовольствие, это был такой большой паззл, который собирался очень странным образом, – Шэрон снова смеется. – Когда я смотрела фильм, я так увлеклась, что совсем не обратила внимания на свои костюмы».

Надежда Маркалова, cloudcinema.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий