Что это: мультфильм по мотивам произведений А. А. Милна в технике классической анимации… как-то так.
На что похоже: «Множество приключений Винни-Пуха» (1977).
Зачем смотреть: убедиться в мастерстве аниматоров Disney
— Как тебе это удается, Пух?
— Удается что?
— Совсем не напрягаться.
— Я никогда ничего не делаю, — сказал Пух.
— Но все оказывается сделанным.
— Ну, это как бы просто случается, — сказал он.
Бенджамин Хофф. «Дао Пуха»
Винни-Пух – это больше, чем герой детской книжки или литературный персонаж. Disney зарабатывает на его имени более 1 миллиарда долларов в год – дети не стали бы разводить родителей, а родители не стали бы раскошеливаться на очередную игрушку или пенал, не будь изображённое там животное большим, чем просто забавный рисунок. Объяснить необъяснимую детскую и взрослую любовь к этому медведю пытались многие, в том числе и вышеупомянутый Бенджамин Хофф, соединивший в своей работе учение Дао с философией Винни-Пуха. То, что у него это, как ни странно, получилось, говорит об одном – Пух есть большее, чем плюшевый медведь. Это образ мудреца, рождающегося раз в тысячу лет, чтобы быть осмеянным современниками и обожествлённым потомками. Пух между строк у Милна, и между строк у Заходера и на экране в кинотеатре учит нас обретению покоя и гармонии. А путь этот, как известно, необычайно лёгок.
В только что вышедшем полнометражном мультфильме «Медвежонок Винни и его друзья», как и обещали продюсеры, соединяются три главы из книги А. А. Милна (нумерация из пересказа Бориса Заходера) – «Глава четвертая. В которой Иа теряет хвост, а Пух находит», «Глава пятая. В которой Пятачок встречает Слонопотама» и «Глава двенадцатая. В которой Кролик очень занят и мы впервые встречаемся с пятнистым Щасвирнусом». Они в мультфильме переплетены в одну историю, персонажи и действия перепутаны (например, записку Кристофера Робина в мультике находит не Кролик, а Винни и т. д.),
так что фраза «по мотивам», заявленная создателями, вполне оправдана.
Всё начинается с того, что Винни внезапно обнаруживает, что
проголодался. Это вполне знакомая и известная ситуация. К тому же, она
прекрасно подходит медвежонку. Поиски пропавшего хвоста Кристофер Робин
превращает в соревнование, обещая победителю бочонок мёда. В попытках
найти кого-то, кто готов поделиться мёдом, Пух находит записку, в
которой «Щасвинус» интерпретируется Совой, как ужасный зверюга
Щасвирнус. Начинается всеобщая охота на Щасвирнуса (в книге Щасвирнуса (Backson) Сова считает приятелем Кристофера Робина, а охотятся друзья на Слонопотама (Heffalump)).
Винни и Пятачок роют яму-ловушку, в которую благополучно попадают все
обитатели леса и выбираются они по лесенке из букв, которую строит
Винни. В конце-концов, медвежонок обнаруживает хвост Иа на звонке дома
Совы и получает заслуженный бочонок мёда.
И даже эта суррогатная история не смогла вытравить истинный дух Винни-Пуха, который живёт и будет жить тысячелетиями – медвежонок просто хотел поесть. Понятное, дело, никто из друзей не догадывается покормить его, однако Винни не унывает, и оказывается – всё важное и полезное в лесу, кажется, делается именно им. Он придумывает единственно логичный способ поимки Щасвирнуса, он спасает своих друзей из ямы, он находит хвост Иа и т. д. То есть, всё то, что остальные делают с усердием и заносчивостью, но безуспешно, Винни делает походя, без напряжения всех сил и пафосных речей. И он всё-таки получает свой горшочек с мёдом. Насколько принцип не-делания вписывается в общую философию диснеевских мультфильмов – судить зрителю. Однако на официальном диснеевском телеканале мультфильм про Винни не рекламируется вовсе, а предстоящие «Тачки 2» - в каждой рекламной паузе.
Вообще
сам факт создания этого мультика удивителен. Кажется, в Disney остались
ещё люди, способные делать что-то, не приносящее миллиардных сборов. И
это я в хорошем смысле. Анимация в «Винни-Пухе» не только двухмерная,
она ещё и олдскульная, неотличимая от полнометражки 1977 года. На её
фоне «Принцесса и лягушка»
выглядит сляпанной на компьютере халтурой. Небрежно, силуэтами
нарисованные задники, обилие белого фона, карандашные линии, «случайно»
вылезающие за контур, мерцающая в динамике штриховка полосок Тигры –
такое ощущение, что на дворе 60-е. Собственно, чем ещё является
«Винни-Пух», если не данью уважения к традиции и демонстрацией
высочайшего профессионального уровня студийных аниматоров. Мол,
разглядеть искусство в «Вольте» не получится, так вот вам – мы действительно умеем рисовать. О, они умеют!
Они
ловко вплетают в классическую анимацию интерактивные буквы, намекая,
что мультик – это всего лишь ожившая иллюстрация к книге. Они каким-то
образом прерывают основную линию сюжета песней о Щасвинусе, нарисованную
совершенно иным способом – в виде картинок мелом на доске. Эта меловая
история становится буйством фантазий и идей – а для чего ещё в
диснеевских мультфильмах существуют те самые большие весёлые музыкальные
номера в стиле кабаре? (Вспомните «Красавицу и чудовище» с балом столовых приборов или «Алладина» с музыкальным сопровождением въезда Абу-Али-Абуабы в город). Если «Алиса в Стране Чудес»
была вся целиком возможностью оторваться и показать класс, то сегодня
диснеевским аниматорам остаются лишь короткометражки или такие вот
пятиминутки радости. И на том спасибо.
Я
не знаю, на что рассчитывали диснеевские боссы, привлекая такую
дрим-тим к работе над таким необычным проектом. А там, действительно,
классная команда собралась, особенно аниматоры персонажей – Марк Хенн (рисовал Жасмин, молодого Симбу и Мулан), Андреас Дежа (Гастон, Джафар и Дядя Шрам), Эрик Голдберг (Джинни, крокодил Луи)
и другие. Странно и то, что студия не огласила бюджет проекта, и то,
что мультик вышел в Европе в апреле, в США выходит в июле, а в России – в
августе. Можно относиться к нему, как к проекту «Фантазия 2000», который тоже оказался искусством ради искусства, привлёк лучшие умы и силы студии и вышел очень ограниченным тиражом.
А
можно просто взять ребёнка и сходить в кинотеатр. Как написала одна
критикесса из Лондона, этот фильм понравится не только детям, но и их
ностальгирующим родителям и родителям родителей. Обычно для взрослых в
мультиках запасают экшн и гэги, а Винни на это небогат. И тут всё не как
у людей.
Вердикт: классический мультфильм, необычный проект, стоит увидеть.
Денис Куклин, Оригинал
0 коммент.:
Отправить комментарий