24 мая 2013

Рецензия на сериал «Доктор Кто», 3-й сезон

Спутники Доктора — как его вторые половинки, как зеркала, в которых он отражается, как катализатор всех химических процессов в его мозгу, как возбудитель эмоций и голос разума, как совесть и объект дружеских шуток и подколов. В третьем сезоне у Доктора появляется новый спутник, и это определяет течение всей истории. Но, кроме того, третий сезон, особенно его вторая половина, стал точкой наивысшего творческого взлёта всех его создателей — великолепные сценарии, блестящие актёрские работы и бесконечная изобретательность гримёров, художников, костюмеров и дизайнеров. Если вы хотите показать другу самые лучшие эпизоды сериала «Доктор Кто», ищите их в третьем сезоне.

После прощания с Роуз Доктор остался с разбитым сердцем. Но не успел он повернуть ключ зажигания в ТАРДИС, как на него свалилась чужая невеста — именно так заканчивался второй сезон. Невеста по имени Донна Ноубл и её история показаны в специальном рождественском выпуске. Доктору на фиг не сдалась неприятная крикливая тётка в его космическом корабле, и он намерен водворить её на место — у алтаря. Однако, загадка появления Донны захватывает его, и он начинает расследование. Эта серия всем показалась развлекательной — так оно и есть. Комедийный талант Кэтрин Тэйт почти подавляет Дэвида Теннанта, он отдаёт партнёрше, как минимум, половину экрана — хотя он обаятелен и любим зрителями, а Донна подчёркнуто неприятна, вульгарна и обладает классическим базарным воплем. Это был смешной эпизод-передышка, с шутками и небольшой порцией драмы. Доктор, оставшись в одиночестве, становится жестоким и начинает терять человечность — об этом ему напомнила Донна. Доктору нужен кто-то рядом, и именно со знакомства с новым спутником начинается третий сезон.

Новая девушка для повелителя времени оказалась полной противоположностью Роуз. Если Роуз была обыкновенной девчонкой из соседнего подъезда, перебивающейся подработкой, без образования и особых качеств, представительница рабочего класса, то Марта Джоунс — совсем из другой лиги. Она — студент-медик, без пяти минут доктор, она уверена в себе, одинока, красива и кажется совсем взрослой и рассудительной женщиной. Но именно Марта по уши влюбляется в Доктора, а тот продолжает вздыхать о Роуз, и конфликт Марты с несуществующей (в этой Вселенной) соперницей, её мучительная неразделённая любовь к Доктору определяют их отношения на протяжении всего сезона.

А сезон потихоньку разгоняется. Доктор показывает спутнице знакомые зрителям варианты путешествий: в будущее — посмотреть на то, какими стали люди, на другие планеты — посмотреть, какими бывают инопланетяне, и в прошлое — увидеть парочку знаменитостей. Авторы отправляют парочку в елизаветинскую Англию, где они встречают Шекспира — эта серия полна стёба над великим драматургом, английской культурой и школьными стереотипами. Шекспир хвастлив, похотлив и от него плохо пахнет. Он пишет «Успешные плоды любви», знаменитую исчезнувшую пьесу, и она оказывается инструментом в руках инопланетных захватчиков. Затем Доктор и Марта попадают в знакомый нам всем по прошлым сериям Нью-Нью-Йорк, где люди живут в автомобильных пробках — тут сценаристы проехались по культуре мегаполисов, потребительству, кризису на рынке труда и многим общественным проблемам. Критика общества продолжается в сдвоенной истории о далеках на Манхэттене — тут в разгаре великая Депрессия, ярким воплощением которой становится «гувервилль», названный в честь действующего президента США. Безработные, вышвырнутые из своих домов люди кучкуются в больших лагерях, один из которых располагается прямо в Центральном парке. В серии «42», классической истории в замкнутом пространстве космического корабля авторы воплощают знакомый многим по «Солярису» образ разума, обитающего в неожиданном месте. Тут проезжаются по человеческой привычке использовать всё вокруг для собственных нужд, не обращая внимания на последствия.

Но все эти серии, захватывающие и смешные, грустные и вдохновляющие, оказываются разминкой перед шедевральной второй половиной сезона. Сюжетная арка о Мастере медленно и ненавязчиво развивается, но начинает доминировать лишь в последних трёх сериях. А пока герои оказываются в Англии 1913 года, где человек, похожий на Доктора, работает учителем в школе для мальчиков, а девушка, похожая на Марту — горничной в том же заведении. Эта история — тоже рассказанная в двух сериях — основана на романе Пола Корнелла, написанном в середине 1990-х. Здесь тоже будут инопланетяне и звуковая отвёртка, но прежде нам покажут трогательную историю о сельском учителе, которого чернокожая служанка убеждает в том, что он — супергерой из снов, инопланетный спаситель вселенной. А он — вовсе не такой, он тихий, спокойный и немного неуклюжий Джон Смит, в жизни которого едва-едва появился огонёк надежды и любви. Исполнение Дэвидом Теннантом роли, как ни странно — Джона Смита с его трагедией и самоотверженностью, стало лучшим актёрским достижением десятого Доктора. Он получил национальную премию за лучшую мужскую роль на телевидении. А вся эта сдвоенная серия была номинирована на премию Хьюго. Но не выиграла — потому что победу отдали «Не моргай».

Во-первых, в эпизоде «Не моргай» главную роль сыграла Кэрри Маллиган. Она уже тогда была известной актрисой, но появиться в «Докторе Кто» даже для звёзд кино — по-прежнему большое приключение. В серии о Великой депрессии играет, например, Эндрю Гарфилд. Персонаж Маллиган, Салли Спарроу пробирается в заброшенный особняк. Под оторванными обоями Салли обнаруживает послание — ей самой, из прошлого века. Она приходит на следующий день, с подругой — пока Салли исследует дом, подруга пропадает, а на пороге появляется мужчина с письмом. Он обещал бабушке передать это письмо девушке по имени Салли Спарроу. Бабушка написала его ещё в 1920 году. И так далее... Самого Доктора в «Не моргай» немного. Он появляется, как запись на DVD, который находит Салли. Но сценарий, который заслуживает, как минимум, полнометражного фильма, Кэрри, сыгравшая без сучка и задоринки, и образ самых жутких и неотвратимых монстров во всей вселенной «Доктора Кто» сделали этот эпизод лидером опросов, рейтингов и премий. Это для большинства фанатов — лучшая серия «Доктора Кто» за всю историю.

А вот сам финал сезона вызвал очень неоднозначную реакцию. Главный антагонист Мастер, которого блестяще сыграл Джон Симм, оказался очень харизматичным и ярким персонажем. Он дерзок, амбициозен, изобретателен, остроумен. Он — как злодейская версия Доктора, со всеми его способностями, но противоположными моральными принципами. Его план по захвату мира изящен и красив — он становится политиком, очаровывает избирателей, получает власть и устраивает армагеддон. Устами Мастера Рассел Т. Дейвис троллит и британцев, и их систему власти, и доверие к политикам, и даже раболепие перед американцами. В сцене с американским президентом, уверен, симпатии зрителей были на стороне Мастера — как говорил один государственный деятель, «он — сукин сын, но это наш сукин сын!». У Мастера очень проработанная и сильная мотивация, это делает его рельефным, глубоким и очень живым персонажем. Узколобым далекам и чугуноголовым киберменам до него ой, как далеко. И — самое интересное — в конце второй части этой трилогии Доктор не может справиться с врагом. Он проигрывает ему всё, что только может и становится его ручной обезьянкой. А вот каким образом авторы вышли к традиционному хэппи-энду из такой безнадёжной для Доктора ситуации — и есть предмет споров критиков и зрителей.

Большинство считает, что Дейвис прибегнул к очень большим условностям и «слил» финал. Зрители ожидали невероятно эпичной финальной битвы Доктора с врагом, но тот одерживает победу чужими руками и не совсем понятным, незрелищным способом. Мне же кажется, что финал довольно хорош. Во-первых, Доктор — не Рэмбо-4 и горы трупов никогда после себя не оставлял. Во-вторых, такого финала в любом случае, никто не ожидал. В-третьих, Марта Джонс, ушедшая от Доктора в этой последней серии сезона, заслуживала на небольшой бенефис. И, в-четвёртых, важен не конец, а вся история, со всеми её взлётами и падениями, и эмоциями, которые она дарит зрителю. Лично я из эпизода «Утопия» узнал о концепции тепловой смерти Вселенной — и за это авторам большое спасибо.

Следующий, четвёртый сезон стал последним для десятого Доктора в исполнении Дэвида Теннанта. Там его будет сопровождать другая спутница, и между ними совсем не будет любовной лихорадки. Там будет всё очень остроумно, драматично и важно. Но третий сезон остался в памяти зрителей самым эмоциональным, самым ярким и самым незабываемым сезоном «Доктора Кто».

Денис Куклин


0 коммент.:

Отправить комментарий