13 мая 2013

Живая сталь (2011) рецензия



Fuck the Transformers!

Что это: спортивно-семейная фантастическая драма.

На что похоже: Рокки, Трансформеры, Большой папа.

Зачем смотреть: чтобы увидеть лучшие бои роботов в истории кино.

Конечно, «Живая сталь» выглядит, как облегчённая, детская версия «Рокки» с поправкой на ближайшее будущее. На ринге по-прежнему четыре угла, звёзды купаются в деньгах и имеют наилучшие условия для подготовки, новички и вышедшие в расход дерутся за пару десятков баксов (в «Живой стали» за пару сотен - инфляция), и самое главное – зрители всё так же жаждут шоу. Причём термин «шоу» вместо обозначения пошлого аттракциона для возбуждения низменных инстинктов приобретает новое значение – триумф стойкости и веры в себя. Да, иногда зрителям нравится такое. Собственно, «Рокки» и был фильмом о вере – если ты начинаешь обращать внимание на рейтинги, статус, титулы, ты проиграл ещё до начала боя. В конце концов, есть пара рук и крепкие рёбра, есть ворота и мяч, есть клюшка и шайба, и нулевой счёт на табло – в каждом виде спорта условия равные для новичков и звёзд, и только стойкие духом, те, кто плюёт на статусы и титулы, выигрывает у чемпионов. Можете перенести этот принцип в реальную жизнь – тот, кто плюёт на должности и связи, может чего-то добиться. Остальные ходят по строго отведённой для них стороне тротуара.

Не я первый сравниваю «Живую сталь» с «Рокки», и сравнение такое для «Живой стали» лестно. «Рокки» - великий фильм. Но, как мне кажется – и я не одинок в этом мнении – самой слабой сценой в «Рокки» остаётся сцена главного боя. Хотя предшествующие ей полтора часа оправдывают любую слабость. В «Живой стали» сцены боёв – одна из самых захватывающих сторон фильма, и в этом плане его можно и нужно сравнить с «Трансформерами» (в сравнении сюжетных линий «Трансформеры» заведомо выглядят говном на любом фоне). И в этой теме боевых роботов, в которой «Трансформеры» царили всё прошлое десятилетие, «Живая сталь» посылает Майкла Бэя и всю его технобратию в глубокий нокаут.

Хью Джекман,Живая сталь,Real Steel,Жива сталь

Всё дело в роботах. И главный «герой» фильма Атом, и каждый из его соперников, и даже оба его донора органов оказывается индивидуальностью, как бы странно это не звучало по отношению к роботам. Все эти десептиконы и мегатроны могут долго рассказывать друг другу и человечеству о своих глубоких конфликтах и взаимной лютой ненависти, но в памяти остаются лишь колошматящие друг друга груды железа и ляжки Меган Фокс. В то же время молчаливые, не обладающие интеллектом, управляемые человеком роботы из «Живой стали» выглядят цельно, обладают запоминающейся внешностью и даже «характером». Более того, их бои не так сложны и изощрённы, как в «Трансформерах», но оттого более понятны. Если у робота отвалился нагрудный щиток, так отвалился. Если на «черепе» осталась вмятина – она остаётся там, пока хозяин робота не отрихтует её. Трансформер после любого баттла с тонной вырванного железа собирается в автомобиль и чешет дальше. Попробуйте вытащить из реальной машины пару деталей, порвать пару проводков – посмотрим, далеко ли она поедет. Я сейчас могу вспомнить каждого из бившихся с Атомом роботов, их характерные приёмы, слабые места и даже арену боя, и вспомню всё это даже через месяц. В «Трансформерах» я помню… Ну, да ляжки Меган Фокс. Таким образом, «Трансформеры» оказываются говном в квадрате. Теорема доказана.

Хью Джекман,кадр,Живая сталь,Real Steel,Реальна сталь,Дакота Гойо

Но как режиссёр «Живой стали» Шон Леви достиг такого результата? Почему в его фильме роботы наделены харизмой, почему актёры так реалистично взаимодействуют с роботами, и почему этот пошкарябанный Атом оказывается таким симпатичным парнем? Возможно, ответ кроется в принципах съёмки. Стивен Спилберг, исполнительный продюсер фильма, говорил Шону Леви: «У тебя действительно должны быть реальные элементы везде, где это возможно… Проще говоря, если робот не дерётся и не передвигается, он должен быть настоящим роботом». Говоря ещё проще – поменьше CGI, что в народе зовётся компьютерной графикой. Спилберг знает, что говорит – его «Инопланетянин» был построен на этом принципе. Поэтому дети так искренне взаимодействовали с E.T., который по-настоящему моргал, пыхтел и улыбался. Пусть под его кожей были сложные механизмы и электроника, для детей-актёров выглядел он, как иная форма жизни. Собственно, в «Живой стали» было то же самое – желающим убедиться добро пожаловать в многочисленные фичуретки, «behind the scenes» и «making of…». В частности, Хью Джекман радовался тому, что не нужно больше работать с теннисным мячом на палке, и рассказывал, как они с Дакотой Гойо ахали и охали, как 10-летние пацаны, впервые увидев настоящего громадного робота, с которым им предстояло работать. Просматривая видео со съёмок, можно убедиться, что Леви использовал настоящие модели везде, где это было возможно, выполняя наказ Спилберга. Даже в сцене, где Атом переходит из лежачего на столе в сидячее положение и «осматривается», его поднимали сзади, стараясь не попасть в кадр, техники – дедовским методом, голыми руками.

кадр,Живая сталь,Real Steel,Реальна сталь,Евангелина Лилли

И всё-таки даже самые захватывающие роботобои требуют фундамента – истории, которая увлекает, развлекает и чему-то учит. В «Живой стали» нет секретов в коробочке, нет двуличных персонажей – всё очень просто и доступно. К спортивной драме о восхождении к вершине авторы добавили знакомую историю о том, как ненужные друг другу отец и сын становятся родственными душами и создают новую ячейку капиталистического общества. Половина работы по выполнению этой задачи легла на плечи юного Дакоты Гойо, удивительно симпатичного и бойкого пацана. Лично мне во всём фильме больше всего запомнилась сцена с тележкой, на которой персонаж Дакоты Макс везёт откопанного из грязи Атома – пацан копал всю ночь, он весь измазан и дико устал, и в лучах рассветного солнца он тащит своего робота, чтобы показать отцу, что настроен он серьёзно, что он достаточно взрослый, чтобы не только принимать решения, но и самостоятельно их претворять в жизнь. Он, конечно, даёт пинка папаше за то, что тот бросил его ночью, на свалке, одного, и папаша не может даже дать подзатыльника в ответ, потому что в моральном отношении пацан в этот момент выше, лучше и сильнее его. Возможно, такие фильмы, как «Живая сталь» или «Супер 8» станут фильмами поколения 2010-х, тех, кому сегодня 10-15 лет. В предыдущее десятилетие подростки были лишены своего героя. Был, конечно, Гарри Поттер, но он наделён магическими способностями. А Макс – живой пацан из реального мира. И нет никаких причин не стать таким же целеустремлённым и ответственным, как он.

кадр,Живая сталь,Real Steel,Реальна сталь,Дакота Гойо,Хью Джекмен

«Живая сталь» оказалась на удивление цельным, интересным и поучительным фильмом для всех возрастов. Развлекательным, простоватым, наивным, но при этом очень искренним. Единственная проблема, которую я вижу – это культ насилия. Пускай это насилие не человека над человеком, а робота над роботом, но даже железяка, если её бьют, вызывает жалость. Пускай бои роботов в будущем созданы, чтобы прекратить спортивное избиение человека человеком. Всё же роботы эти антропоморфны. Что чувствует робот, которого бьют на потеху, и что он будет чувствовать, обладая интеллектом? Будет ли продолжением этой истории бунт роботов? И каким будет это восстание гладиаторов под предводительством Спартака-Атома – вот вопросы, ответы на которые мне лично хотелось бы увидеть в сиквеле «Живой стали». А он будет – в 2014 году, когда, по сценарию, должны создать первого робота-боксёра.

Вердикт: отличное кино для любого возраста.

Денис Куклин, Оригинал

0 коммент.:

Отправить комментарий