02 июня 2013

Спящая красавица (2011) рецензия

Люси и пустота

Что это: эротическая драма.

На что похоже: эммануэлеподобные фильмы плюс подражание ханекеподобным фильмам.

Зачем смотреть: красивый цвет кожи Эмили Браунинг.

Это не арт-хаус. Я понимаю желание многих вписать «Спящую красавицу» в арт-хаус по причине полного непонимания фильма или наоборот, по причине иллюзии полного понимания, но арт-хаус – это совсем другое кино. Честно говоря, общепринятого определения арт-хауса не существует, и каждый понимает его по-своему. Но всё же в моём представлении арт-хаус не боится нарушать правила кино, напротив, стремится к этому. В «Спящей красавице» нет ничего необычного или не опробованного ранее. Есть термин «авторское кино», и он гораздо ближе к обсуждаемому фильму. Авторское кино противопоставляется студийному, как продукт творчества одинокого художника противопоставляется заказу коммерческой структуры группе специалистов с конечной целью получения прибыли. Студийное кино развлекает, авторское кино исследует. Возможно, Джулия Ли исследовала нечто. Похоже на то. Но что именно она исследовала?

Главная героиня, как абсолютный центр повествования, должна дать нам ответ на этот вопрос. Люси – студентка, вероятно не отличница, и явно не любящая свою будущую специальность. Образование никак не вписывается в портрет, данный автором. Следовательно, Люси учится, как 95% наших студентов, ради корочки. На это ей нужны деньги. Мать-алкоголичка в денежных вопросах – не помощник, скорее наоборот. Люси подрабатывает на трёх работах, и везде без особого энтузиазма. Ещё одна характерная черта – фантастическая готовность трахаться здесь и сейчас с кем угодно. Мечта пикапера. Ещё у Люси есть давний друг-алкоголик, которого она с удовольствием подпаивает. Как ни странно, алкоголик ни разу не был в кадре пьяным.

Драма,Спящая красавица,Sleeping Beauty,Джулия Ли


Но это всё – поступки Люси. Куда красноречивее её поведение, сравнимое с самыми буйными проявлениями жизненной энергии селёдки, второй месяц лежащей в витрине вашего продуктового магазина. Ей на всё по херу. Она ничего не любит, ничего не хочет, ничего не ненавидит, ничего не боится. В поисках новой работы она находит бордель, где вначале раздевается до белья и подаёт напитки эстетствующим старикашкам, а через несколько недель переводится на следующую должность – принимает снотворное и ложится спать голяком, чтобы престарелые импотенты могли её разглядеть, погладить, пощупать, полизать и насладиться прочими стариковскими радостями.

И вот тут-то в селёдочной душе возникает некое реликтовое излучение жизни – Люси задаётся вопросом: «А что они делают, когда я сплю?». Но не стоит думать, что это гордость в ней заговорила или пробудилось какое-то сексуальное извращение типа «аутовуайерзма» (мой термин, кстати!) – ничего подобного. Ведь это всё «горячие желания». На самом деле Люси просто стало любопытно – что можно делать со спящей девушкой, если по правилам борделя вводить член во влагалище нельзя? С таким же интересом, как у Люси, женщины, идя с работы за ребёнком в садик, спрашивают в магазине стоимость люстры. Бесплодное и бессмысленное любопытство. Что бы с ней не делали, какой бы сексуальный сюрприз не открылся героине, она всё равно продолжит взаимовыгодное сотрудничество.

Драма,Спящая красавица,Sleeping Beauty,Джулия Ли

Я тут на днях смотрел по Discovery передачу о сиднейском борделе «Шпилька» - несколько километров от места работы Люси, но какая существенная разница! Нет никакой загадки в том, что клиенты делают в спальнях, и при этом героини телепередачи были живыми и цельными личностями, истории которых были интересными для меня. Но не история Люси. Возможно, Джулия Ли хотела показать разрушительную силу безразличия и апатии, поражающих наше поколение, но тогда фильм нужно воспринимать, как иллюстрацию, и это разрушает его в прах, поскольку иллюстрация должна быть максимально приближена к реальности, а «Спящая красавица» загромождена бытовыми недочётами, лишними персонажами, немотивированными поступками и прочими условностями. Но простительны условности как художественный приём, здесь же они существуют по незнанию.

Драма,Спящая красавица,Sleeping Beauty,Джулия Ли

В целом, «Спящая красавица» выглядит как неудачная женская версия «Пыли», с куда более крупным бюджетом и куда более нескромными претензиями. Последним прибежищем поклонника фильма может быть визуальная составляющая, гармония в кадре – но и она частично перепёрта из дешёвых эротических европейских фильмов, частично – из современного авторского кино с минимумом склеек, с отсутствием крупных планов, бледной палитрой. Но у тех и других, кроме картинки есть идея, а единственной идеей Джулии Ли стала пустота. Которая, вроде бы тоже может быть идеей в умелых руках. Но для этого нужно быть, как минимум Камю.

Вердикт: претенциозно, скучно, бессмысленно.

Денис Куклин, Оригинал

0 коммент.:

Отправить комментарий