02 июня 2013

Киноклубы возвращаются


Вы знаете, что такое киноклуб? Наверное, знаете. Я и сам откуда-то знал, пока не нашёл определение. И вы, наверное, удивитесь, если  я  скажу , что в Киеве или Харькове есть десятки киноклубов.
Я тоже в своё время удивился. Зачем? Почему? Киноклубы, как альтернатива прокатному кинематографу, показывает редкие, артхаусные и просто старые фильмы. Но ведь почти у каждого есть дома компьютер или DVD-плейер, есть возможность купить или скачать практически любой фильм. Зачем люди посещают киноклубы? А они, действительно, посещают. В чём то преимущество киноклубов, которое позволяет им существовать и даже процветать в XXI веке?
Здесь Бенуа-Леви организовывал первые собрания Кино-клубаЧтобы ответить на этот вопрос, используем классический метод – заглянем в историю, в начало прошлого века, в прокуренные помещения первых киноклубов. Они появились, конечно же, во Франции, которая была тогда пионером и флагманом кинематографа. В 1907 году Эдмон Бенуа-Леви открыл в Париже, на Монмартре заведение, которое называлось, не поверите, «Киноклуб». Его участники занимались, в основном, поиском, копированием и сохранением всех доступных кинодокументов, создавая некое подобие киноархива. Но уже в этом первом «Киноклубе» была комната для показов, где члены клуба смотрели и обсуждали кино.
Первый настоящий бум киноклубов или кинообществ произошёл спустя несколько лет, после Первой Мировой войны, и начался опять во Франции. Уже в 1930-х годах киноклубы были открыты во многих странах – от Канады до СССР, но первенство всё же сохранялось за французами. В 1930 году Жан Виго, практикующий режиссёр, смелый и прогрессивный, и потому практически затравленный прокатной системой, создаёт киноклуб в Ницце. Это очень важное событие, поскольку с этого момента необходимость существования киноклубов была подтверждена кинематографистами – это уже не были фан-клубы или «кружки по интересам», Виго увидел их скрытую возможность – быть местом встречи продвинутого зрителя с продвинутым фильмом.
А в 1936 году в Париже произошло ещё одно важное событие – Анри Ланглуа и Жорж Франжу создают в Париже «Синематеку». Она началась, как частная коллекция кинодокументов, которую Ланглуа собирал с начала 30-х годов. Когда «Синематека» обрела постоянное «место жительства», она была провозглашена «некоммерческой организацией, созданной с целью реставрации и сохранения кинолент и их демонстрации новым поколениям зрителей». Таким образом, к вышеперечисленным функциям киноклубов была добавлена ещё одна, довольно существенная задача – кинообразование. Уже тогда многие понимали, что по своему влиянию на молодёжь кинематограф значительно превзошёл литературу или театр, и создание системы кинообразования становилось насущной задачей.
Анри Ланглуа со своими сокровищами
В то время это понимали и в Советском Союзе. С 20-х годов энтузиасты создавали киноклубы в сёлах и на заводах, в домах культуры и в школах. Пропаганда кинематографа и пропаганда кинематографом, идущая снизу, из народа, находила поддержку у советской власти. Однако, с укреплением сталинского централизма, содержание таких многочисленных фильмофондов стало невыгодным для государства. История революции и гражданской войны перекраивалась, свободно творчество обуздывалось, и киноклубы с их фильмотеками были ликвидированы.
Подобной политики придерживались и в гитлеровской Германии. И даже более радикальной политики – вместе с книгами на площадях пылали и плёнки. Все фильмы, снятые до 1937 года, подлежали уничтожению.
Анри Ланглуа в те годы удалось вывести «Синематеку» из оккупированного Парижа и сохранить уникальный архив для будущих поколений. В послевоенной Европе это было очень кстати – вздохнувшая свободно после страшной войны кинематографическая Европа, переживала второй «киноклубный бум». И опять впереди планеты всей была Франция. Частная «Синематека» Ланглуа и Франжу получила государственную поддержку – в новом здании на бульваре Мессин были организованы регулярные просмотры и дискуссии, и кинообразование, наконец, начало приносить свои плоды – среди постоянных участников этих киновечеров были Клод Шаброль, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Роже Вадим и многие другие молодые люди, создавшее впоследствии то, что весь мир называет «Новой волной». Сейчас «Французская Синематека» занимает квартал между ул. Берси и ул. Поля Бельмондо.
Сейчас «Синематека» занимает квартал между ул. Берси и ул. Поля Бельмондо
Среди друзей «Синематеки» был страстный поклонник кино Андре Базен. Ещё в 1943 году, в оккупированном Париже он умудрился организовать киноклуб. А после окончания войны он стал одним из самых ярких популяризаторов кинематографа. Сегодня Базен – всемирно известный историк и теоретик кино, основатель легендарного журнала «Кайе дю синема» (Les Cahiers du cinema), идейный вдохновитель новой волны. А в послевоенные годы он занимался созданием сети киноклубов во Франции, Германии, Алжире. «В первые дни нашего знакомства, в 1947 году, - вспоминает о Базене режиссёр Франсуа Трюффо, - я помогал ему в организации кинопоказов. Я помню, мы показывали две короткометражки Чаплина – одну в доминиканском монастыре, а вторую для рабочих на металлургическом заводе, во время перерыва на обед. В обоих случаях Андре удалось зажечь публику и вовлечь всех в дискуссию».
Андре Базен
В 40-е, 50-е годы французская новая волна выжила благодаря киноклубам – ни один кинопрокатчик не хотел брать неформатные, подчас  революционные фильмы. Их не хотел и не мог понять обыватель, и только подготовленный, опытный, образованный в дискуссиях зритель был готов к новому кинематографу.
Панельная дискуссия в Киноклубе в Линкольн-центреБольшую известность приобрели и нью-йоркские киноклубы «Cinema 16» и «Киноклуб в Линкольн-центре», ставшие неким чистилищем для артхаусного кино США – молодые режиссёры представляли свои работы и пытались выстоять в дискуссии с киногурманами. Нечто схожее пыталось зародиться и в СССР, во времена хрущёвской оттепели. Но киноклубы закономерно становились центрами свободного творчества вообще, местом встречи и общения диссидентов и их симпатиков, что предопределило их скорую ликвидацию.
Однако, нельзя утверждать, что в Советском Союзе киноклубное движение умерло. Киноклубы не могли существовать, как центры творчества, но продолжали свою образовательную деятельность. В те годы в стране было несколько киноклубов при школах и библиотеках, существовавшие на плечах энтузиастов. Им приходилось немыслимыми путями «доставать» киноплёнки, уговаривать местные власти в своей безобидности и вовлекать, подобно Андре Базену, инертных советских школьников в дискуссии. И, к слову, «доставать» уникальные киноплёнки приходилось всем вышеперечисленным киноэнтузиастам.
Заседание детского киноклубаА в 80-е и 90-е, с приходом эры видео, а затем – DVD, киноклубное движение постепенно начало угасать. Теперь каждый сам волен выбирать, что ему сегодня смотреть. Однако, судя по всему, в XXI веке начался новый, третий бум. Пока ещё никто и нигде не попытался объяснить это «возвращение». Практически у каждого кинолюбителя есть доступ к любым киношедеврам и киноизыскам. Просмотр фильмов на дому стал необыкновенно дешёвым удовольствием. В магазинах появились книги по киноискусству. Интернет перенасыщен киносайтами и на каждый фильм приходится по десятку рецензий, в том числе любительских – так что и обмен мнениями происходит без киноклуба. Так в чём же дело?
Я не знаю. Но я могу предполагать. Мне кажется, основное «очарование» киноклуба – в непосредственном, живом и заинтересованном общении людей, любящих и понимающих кино. Фильм, как способ не только отображения, но и осмысления действительности, способен в течение двух часов обогатить зрителя впечатлениями и дать материал для размышления. В этом его преимущество перед книгой, которую за два часа не прочитаешь. Хороший двухчасовой фильм, в отличие от хорошего двухчасового спектакля, доступен везде и всегда – даже снятый в другой стране много лет назад. И поэтому киноклуб обладает бесценным сокровищем – шедеврами мирового кинематографа, доступными в любое время в любом месте. Киноклуб позволяет через мнение других глубже и точнее понять фильм и его автора. Киноклуб в этом смысле продолжает нести кинообразовательную функцию – мы в духе третьего тысячелетия взаимно обучаем и обучаемся. И, наконец, киноклуб снимает знакомую всем проблему «чего бы посмотреть» - если зритель найдёт «свой» киноклуб, совпадающий с его вкусами, его ждёт немало чудесных и неожиданных открытий.

В украинском контексте киноклубы могут играть практически любую из свойственных им ролей. Образовательная функция давно и успешно используется в университетах, на самых различных факультетах – студенты-социологи, психологи, политологи в рамках учебных программ регулярно просматривают и обсуждают документальные и художественные фильмы, иллюстрирующие характерные для этих наук ситуации и процессы. Такие просмотры часто становятся регулярными и превращаются в полноценные киноклубы, благодаря или иногда вопреки университетской администрации. Уверен, в ближайшие годы эту методику обучающих просмотров заметят и опробуют молодые активные учителя в школах. Но ещё более важную роль могут сыграть киноклубы-чистилища. Не секрет, что фильмы украинского производства чаще всего оказываются неизвестными из-за своего неформата. А сколько фильмов не преодолевает даже стадию сценария? И только из-за того, что кажется бессмысленным снимать фильм, который не примет ни один кинотеатр. Киноклубы в Украине могли бы стать для молодых режиссёров тем же, чем стали французские киноклубы для новой волны – другом, учителем и помощником. Пока что кинематографисты и киноклубы не замечают присутствия друг друга. Смогут ли они встретиться – покажет время.
Торжественное заседание Кинообщества Техаса

Один из нью-йоркских киноклубов

Харьковский КиноМЕТАКлуб в кафе "Куб"

Денис Куклин, Оригинал

0 коммент.:

Отправить комментарий