Как снять блокбастер
1.Найдите актуальную идею. Сделайте экранизацию бестселлера или продолжение советского хита. Потом переделайте сценарий заново
«Существует довольно устойчивый афоризм «Фильм неплохой, хоть и наш». Проекты, которые у нас существуют, — это либо литература (то есть существующий литературный текст от писателя, а не от сценариста), либо другой момент: скажем, в «Иронии судьбы» главное было — придумать не просто продолжение, а ответ на вопрос «А кто вам сказал, что у них будет все хорошо?». Из этого хода может уже вырасти все что угодно. Был вариант и готового сценария — это «Высоцкий», но у нас ушло пять лет с его же автором, чтобы превратить сценарий, который был, в сценарий, который стал. В Америке больше трех попыток сценарист не делает, потому что он ненавидит того, кто причиняет ему боль. У нас, из-за того что безумно мало хороших сценаристов, приходится помогать, конфликтуя, ругаясь, вести проект до той стадии, когда он может быть реализован».Анатолий Максимов, сопродюсер фильмов «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Адмирал», «Ирония судьбы-2. Продолжение», «Турецкий гамбит», заместитель генерального директора Первого канала по кинопоказу и кинопроизводству, генеральный директор студии «Дирекция кино»
«Заявка сценария должна быть такой, чтобы, прочитав ее, вы стали бегать по комнате и восхищенно хлопать по спине того, кто ее принес. Двумя основными беспроигрышными темами являются стопроцентное попадание в актуальность на момент выхода фильма либо попадание в сокровенное воспоминание значительного числа потенциальных зрителей».Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала, продюсер фильмов «72 метра», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Чужая», «Ночной дозор»
2.Если делаете экранизацию, не давайте писать сценарий автору книги |
3.Не пытайтесь перенести на местный рынок успех какого-нибудь американского фильма |
«А вот давайте возьмем американский фильм, перенесем его на наши родные реалии и будем радоваться — вот в Америке работает, значит, у нас тоже ничего, прокатит» — это, к сожалению, не работает. У нас кино гораздо более социально по своей природе. Ему очень сложно зачаться из-за отсутствия выраженной воли со стороны сценарного цеха».Анатолий Максимов
4.Делайте только то, что интересно вам |
«Классическая продюсерская ошибка — это представление о том, что ты делаешь фильм для какой-то конкретной аудитории, которую ты якобы знаешь. Надо отдавать себе отчет, что если ты кого-то и знаешь, то в лучшем случае только себя. Единственный способ избежать этой ошибки — делать фильмы для себя. А если твое коллективное бессознательное совпадает с коллективным бессознательным тех, кто в принципе заходит в кинотеатры, и ты можешь заставить своих коллег реализовать пришедшие к тебе образы, значит, ты продюсер. Во всех остальных случаях ты лох парагвайский».Константин Эрнст
«Мы делали проект «Высоцкий» не для того, чтобы заработать миллионы, а для того, чтобы рассказать о человеке, который нас волнует. Это была очень хорошая литература, но артхаусная. Понимаете, мы предлагаем непростого героя. И когда он выстрелил — это был шок. Вот нам кажется — если нам что-то интересно, почему это должно быть интересно всем? Автоматического ощущения, что в фильме что-то получается, недостаточно. Важен ответ на вопрос — этот фильм сможет стать событием? И есть только один ограничитель — нельзя предавать цели, к которым идешь. Каждый фильм нужно делать самому».Анатолий Максимов
«Кино как чистое искусство обречено на провал. Но нельзя говорить, что кино — это чистый бизнес. Деньги — показатель успеха и зеркало аудитории. Тут никто не высчитывает бизнес-план — кино просто не должно оставлять людей равнодушными, и когда ты четко понимаешь, что нужно твоей аудитории, — оно приносит деньги. А нужно ей то же, что и тебе самому: посмотреть на приятных людей и расслабиться»
Ренат Давлетьяров, продюсер фильмов «От 180 и выше», «Любовь-морковь», «Любовь-морковь-2», «Ирония любви»
Ренат Давлетьяров, продюсер фильмов «От 180 и выше», «Любовь-морковь», «Любовь-морковь-2», «Ирония любви»
5.Четко разделите
обязанности между
продюсером и режиссером
«Роль хорошего режиссера в создании фильма велика, а плохого — мала. Умный режиссер зависит от умного продюсера, глупый пытается не зависеть. Обязанности между режиссером и продюсером на каждом проекте делятся по-разному. Все, что я говорю, касается автора-продюсера, а не директора картины или чувака, который просто принес деньги».«Продюсер — это в первую очередь менеджер. Его работа — организация и реализация идей. Если просто отдать деньги съемочной группе, фильм будет обречен на провал в прокате. Кинематограф — это бизнес, а за бизнесом нужно следить на всех его этапах».Дмитрий Рудовский, генеральный директор и соучредитель компании Art Pictures Studio, продюсер фильмов «9 рота», «Обитаемый остров», «Сталинград», «Духless»
Константин Эрнст
6.Не забудьте о фокус-группах |
«Важнейшая часть создания фильма — когда мы понимаем, есть у него зритель или нет. Надо сидеть с режиссером и смотреть на людей, которые смотрят это кино. Для этого мы проводим фокус-группы. Когда зритель начинает смотреть на часы, хотим ли мы его отпустить? Или мы хотим его удерживать? Вы должны решать это вместе с режиссером, все-таки это ваш бизнес, он может пострадать».Анатолий Максимов
7.Рекламируйте свой фильм так, как будто зритель не сможет без него прожить |
«Основная проблема российского проката в том, что из всего надо всегда делать событие. Потому что ты хочешь привести людей в кинотеатр — люди готовы смотреть русское кино, но реже, чем в случае с голливудскими фильмами, они готовы делать это в кинотеатре. Поэтому нужно убедить их чем-то: это станет событием, ты там должен быть, потому что твои знакомые его посмотрят и будут это обсуждать, а ты окажешься не в теме».Георгий Малков, генеральный продюсер компании «Леополис», продюсер фильмов «ПираМММида», «Няньки», «Служебный роман. Наше время»
«Правильная реклама — это возможность убедить вас, что, не посмотрев фильм вовремя, вы себе этого не простите. Никакого точного процента отношения стоимости рекламы к бюджету картины не существует. Это всегда связано со временем выхода, с конкурентной ситуацией, вашими финансовыми и медийными возможностями на текущий момент, вашим креативом и главное — вашей уверенности в финальном grosse».Константин Эрнст
«Наше кино дорого, как везде в мире, только не собирает ничего. И из-за этого само себя проедает. Власть нервничает, не понимая, надо ли вообще на это тратить деньги. Когда-то выходили успешные фильмы, в том числе и наши, было такое золотое время — 2004-й, 2008-й, 2009-й. Почему было выгодно вкладываться в кино? «Я с актрисами пройду по красной дорожке, деньги верну, может, даже заработаю. Ну что еще надо?» И когда системно фильм за фильмом себя не оправдывали, рынок сорвался, количество навоза сожгло землю. Поэтому теперь каждый проект надо представлять как событие, выжимать из людей все, на что они способны. Иначе каждый ваш фильм рискует стать последним».Анатолий Максимов
8.Никакие актеры не смогут продать ваш фильм. Рекламируйте сам проект,
а не тех, кто в нем участвует
«Есть такая технология — «Movie is a star». Мы же рекламируем фильм. Если вспомнить рекламную кампанию «Турецкого гамбита», там была картина, написанная маслом. То есть это даже не компьютер. Когда мы хотели что-то поправить, художник хорошо сказал: «Через два дня просохнет, я поправлю». Так бывает. Поэтому вынос лиц — это каждый раз разные истории. На «Высоцком» — это сам Высоцкий. Я считаю, в этом даже какое-то бескорыстие есть — актеры нам нужны просто как актеры, а не как звезды. Они харизматики, с ними получаются хорошие зрительские фильмы. Но не получается с точки зрения продвижения фильма, только косвенный пиар по прессе. Негативно, не важно, любое мнение. Главное, чтобы писали, но в этом одна из основных проблем. Не работает основной драйвер мейнстримовского производства — не работают кинозвезды».
Анатолий Максимов
«В России есть дюжина великолепных актеров. Три десятка отличных. Полсотни хороших. И несколько тысяч ужасных. Коммерческие результаты вашего фильма ни от кого из них не зависят».
Константин Эрнст
Константин Эрнст
9.Никогда не давайте делать трейлер режиссеру фильма |
«Последние двадцать лет мирового проката полностью развенчали искусство кинотрейлеров, сделав их образом большого обмана. В трехминутном трейлере вам покажут все, что есть хорошего в этом фильме, и даже то, чего в нем нет. Этот способ промоушена в большом кризисе. И никогда не давайте делать трейлеры режиссеру фильма».Константин Эрнст
«Должен быть хороший режиссер трейлера — ни в коем случае это не должен делать режиссер-постановщик фильма. Трейлер «Любовь-Морковь» придумал я. Трейлер «От 180 и выше» придумал я. Дальше пусть этим занимаются профессионалы — они не входят в наш штат, но мы нанимаем на проект специальных хорошо обученных людей. В нашем случае еще обращается огромное внимание и на постеры, потому что постеры мы до самого последнего момента правим. Например, «Юленька» — тот случай, когда на нас работал художник. Там было больше ста вариантов, мы долго выбирали. И в конце концов добились желаемого результата: есть такой популярный сайт в штатах, где по опросу самих зрителей оцениваются лучшие трейлеры и постеры фильмов, — плакат «Юленьки» там был number one. ».Ренат Давлетьяров
10.Не забывайте о том,
|
«Главные российские блокбастеры — это большие телевизионные проекты, которые забегают в кино. «Самый лучший фильм», «Яйца судьбы». На сто процентов работает только большая телевизионная программа. Среди таких фильмов есть особенно опасная тенденция — одноуикендники. Люди знают, что больше уикенда не простоят, но делают дорогую рекламную кампанию, провокативную, трэшевую, после чего быстрее убегают из кинотеатра, прям в понедельник снимают. Бюджет очень маленький, кампания дорогая — и это выгодно коммерчески. Они разрушают все, потому что убегают с деньгами, а вслед им доносятся проклятия: «Я на это чертово кино больше никогда не пойду». Поэтому надо всегда помнить, что когда один человек другого приглашает на русский фильм, то чаще всего получает ответ: «У тебя что-то со вкусом или с головой?».Анатолий Максимов
«К сожалению, первая реакция букеров на российское кино сегодня: «Спасибо, не надо». У букера вызывает интерес картина, которая может принести доход: это может быть комедия, может быть «Адмирал», может быть что-то еще. Но чаще всего это голливудское кино».Игорь Толстунов
«Искусство общения с директорами кинотеатров и прокатчиками — пожалуй, самое изощренное из искусств. Не могу похвастаться, что им уже овладел. К тому же у них нет своих прогнозов. Они искренне радуются только очередному сиквелу успешной в прошлом году голливудской картины».Константин Эрнст
«На чистую прибыль от кино можно рассчитывать только в том случае, когда в стране не процветает пиратство и нет дикой конкуренции с другими залами, где обычно идут голливудские фильмы. Наш фильм живет от силы недели две — голливудский может идти месяц. Поэтому и нужна господдержка: если обходиться совсем без нее, то российское кино превращается в убыточное занятие. Но одной господдержки, конечно, недостаточно — надо подстраховываться, искать деньги в других источниках и делать максимально дешево. Поэтому главный блокбастер в России — это романтическая комедия: затраты на производство минимальные, а жанр у зрителя по-прежнему остается самым любимым».Ренат Давлетьяров
11.Что бы вы ни делали, ничего не выйдет без одобрения букера |
«Букеры — ключевое звено. Вот, скажем, «Елки»: люди стараются, вешают очень много наружки, но вся эта наружка не для аудитории, а для букера. Если висит аутдор — букер верит. Только из-за этого. Раз есть деньги на рекламу на улице, значит, кино тоже что-то из себя представляет. И кино продержится еще неделю. А ради аудитории мы бы не вешали этого никогда. Жизнь (точнее, исследования) доказали, что это неэффективно».Анатолий Максимов
12.Не ставьте свой фильм одновременно с главным конкурентом. И забудьте
о новогодних каникулах
«Фильм надо ставить накануне больших праздников, в отсутствие конкурирующего «бегемота» (обычно — американского сиквела), а также желательно, чтобы впереди у вас были подобные три недели. Мы раньше ставили свои основные хиты в новогодние каникулы, открыв эту зону для русского проката. Теперь в новогодние каникулы хотят выходить все, но в эти дни там чуть более 100 миллионов долларов, и их поделят либо три фильма, которые выйдут в этот срок, либо двадцать. В последние годы их обычно не меньше двадцати. «Высоцкий» вышел 1 декабря, потому что, во-первых, это не новогодняя картина, во-вторых, толкаться в новогодние дни становится дурным тоном, а в-третьих — см. выше».
Константин Эрнст
13.Экономьте и ищите деньги
в разных источниках, но всегда будьте готовы к провалу
«Бюджет проекта должен быть меньше потенциального кассового сбора. Способов достать деньги — неисчислимое множество. От богатого папика, мечтающего прогуляться со своей девушкой по красной дорожке, до европейских культурных фондов и краудфандинга».Константин Эрнст
«Все, к сожалению, очень дорого стоит, у нас — даже дороже, чем рынок себе может позволить. Поэтому не стоит надеяться только на господдержку, государство само не уверено еще, надо ли ему это. К тому же окупаются только фильмы, не требующие больших затрат на производство. Не снимайте настоящую батальную сцену. Нарисуйте ее».Анатолий Максимов
14.Не обращайте внимания
на критиков
«Критике фильм можно вообще не продавать, она все равно напишет не то, что вы хотите. А если то, что хотите, вас самих стошнит от изложения. Российская кинокритика давно не является художественной критикой, а лишь паралитературой, в которой поводом для иронии и сквернословия является ваш фильм. Кроме того, многие пишущие рецензируемое кино и не смотрят, что не мешает им публиковать пространные тексты. Так что мы давно не устраиваем пресс-просмотров».Константин Эрнст
0 коммент.:
Отправить комментарий